Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние МУП «Горводоканал» и предложить направления совершенствования финансового планирования организации на основе использования бюджетирования.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность финансового планирования;
изучить виды и методы финансового планирования;
рассмотреть структуру финансового плана организации;
провести анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»;
выявить основные проблемы финансового планирования;
предложить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования деятельности организации в современных условиях
1.1Экономическая сущность финансового планирования организации
1.2 Виды и методы финансового планирования
1.3Структура финансового плана организации
ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»
2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно- -хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал»
2.2 Анализ деловой активности и финансовых результатов МУП «Горводоканал
2.3 Оценка финансовой устойчивости МУП «Горводоканал»
ГЛАВА 3 Направления совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования
3.1 Проблемы финансового планирования деятельности МУП «Горводоканал
3.2 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.3 Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1

Работа содержит 1 файл

Основы финансового планирования на примере муп горводоканал.doc

— 1.94 Мб (Скачать)

     Как документ, обобщающий в денежном выражении  всю хозяйственную деятельность, финансовый план включает в себя:

  • баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта;
  • план денежных потоков;
  • кредитный план;
  • кассовый план;
  • платежный календарь.

     В зависимости от планового периода финансовый план бывает:

  • пятилетний план (с разбивкой по годам);
  • годовой план (с разбивкой по кварталам);
  • оперативный план (месячный, недельный).

     Баланс  доходов и расходов является основным видом финансового плана хозяйствующего субъекта. Этот баланс представляет собой таблицу, в которой сумма доходов должна равняться сумме расходов, т.е. состоит из двух разделов “Доходы и поступления”, ”Расходы и отчисления”. Он включает в себя финансовые ресурсы предприятия и их использование за определенный период времени. Он представлен в виде таблицы 1.2. 

     Таблица 1.2 – Баланс доходов и расходов

Доходы  и поступления Расходы и отчисления
Выручка от реализации продукции и услуг, в том числе:

налог на добавленную стоимость,

прибыль от реализации.

Доход от внереализационных операций.

Прибыль от реализации основных фондов и иного  имущества.

Амортизационные отчисления.

Средства  ремонтного фонда.

Мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве.

Средства, отчисляемые от себестоимости продукции  на:

уплату налогов;

уплату  за воду;

платежи и взносы во внебюджетные фонды;

уплату  процентов по кредитам;

другие.

Прирост устойчивых пассивов.

Излишек оборотных средств на начало планируемого года.

Ссуды банков и других кредитных учреждений.

Прочие.

Итого доходов и поступлений средств.

Затраты на реализованную  продукцию и услуги по полной плановой себестоимости, том числе убытки от реализации.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам сырья и материалов.

Платежи в бюджет по налогам и отчислениям.

Капитальные вложения.

Затраты на ремонт основных фондов.

Прирост норматива собственных оборотных  средств.

Отчисления  от прибыли в фонды экономического стимулирования.

Отчисления  в финансовый резерв.

Операционные  расходы.

Погашение долгосрочных кредитов банков.

Уплата  процентов по кредитам.

Платежи во внебюджетные фонды.

Отчисления  на благотворительные цели.

Уценка  товаров.

Прочие  расходы и отчисления.

Итого расходов и отчислений.

Баланс:
Всего доходов, поступлений средств, кредитов банков и ассигнований из бюджета. Всего расходов, отчислений средств, погашение кредитов и платежей в бюджет.
 

     В состав доходов и поступлений  включаются, прежде всего, доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных  средств. При необходимости и известном источнике в доходную часть включаются суммы, полученные за счет заемных средств. К устойчивым источникам относят выручку от реализации, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторскую задолженность предприятия. Поэтому при разработке этого раздела плана необходимо выявить все резервы для пополнения источников финансирования будущей деятельности предприятия, рациональное размещение временно свободных финансовых ресурсов.

     Для проверки правильности взаимоувязки отельных статей финансового плана и соблюдения целевого использования отдельных видов доходов и поступлений прибегают к составлению специальной проверочной таблицы – шахматному балансу. Этот документ позволяет определить источники доходов и их распределение на покрытие предстоящих расходов, сбалансировать финансовый план в целом и по отдельным разделам, установить правильность финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом, банками и вышестоящими организациями, а также достаточность собственных денежных ресурсов предприятия, направляемых на производственное, научно-техническое и социальное развитие.

     Второй  раздел финансового плана «План  денежных потоков» составляется по конкретным датам поступления и расходования денежных средств предприятия. Также является основным разделом финансового плана, так как здесь проектируется поток реальных финансовых ресурсов с учетом реальных поступлений и расходования средств в течение планируемого периода.

     В денежном потоке показываются по срокам поступление и расходование средств из всех источников. Отсюда:

     Чистый денежный поток предприятия = Прибыль от реализации – Налоги + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы + (1.11) Амортизационные отчисления – Капитальные вложения.

     План  денежных поступлений и платежей разрабатывается как система  денежных потоков по сроком поступлений и платежей денежных средств, размеров денежных средств к использованию на конкретный день (месяц, декаду). Объем денежных средств для использования изменяется только тогда, когда предприятие фактически получает платежи или само производит выплаты. Этот раздел отражает обеспечение синхронности поступления и расходования средств, наличие их в банке, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. Отличие этого раздела от плана доходов и расходов состоит в том, что платежи по погашению долга не всегда отражаются на издержках производства, хотя уменьшают сумму денежных средств к использованию. И наоборот, амортизационные отчисления влияют на издержки производства и прибыль, но на сумму денежных средств не влияют.

     При учете денежных потоков предприятие решает задачи:

  • определения минимально необходимой потребности в денежных средствах для осуществления текущей деятельности предприятия, в том числе по основным видам текущих хозяйственных операций;
  • выявления диапазона колебаний остатка денежных средств по отдельным периодам времени;
  • корректировки потока платежей с целью уменьшения потребности в денежных активах.

     Кредитный план представляет собой план поступлений  кредитов и их погашение в намеченные кредитным договором сроки. Пользование кредитом является платным, поэтому сумма возврата кредита складывается из основного долга и процентов по нему.

     Кассовый  план представляет собой план оборота  наличных денег, проходящих через кассу хозяйствующего субъекта. Составление кассового плана и контроль за его выполнением имеет важное значение для повышения платежеспособности хозяйствующего субъекта.

     Платежный календарь - это план рациональной организации  оперативной финансовой деятельности. В отличие от плана денежных поступлений и выплат, который ограничивается информацией о наличии денежных средств в начале и конце планируемого периода, в платежном календаре дается такое количество интервалов внутри него, которое необходимо для выявления наиболее существенных колебаний излишка или недостатка денежных средств. Это может быть по неделям, декадам, по первой и второй половине месяца. На основании платежного календаря контролируется расходование средств на неотложные нужды.

     При составлении платежного календаря  и кассового плана финансовая служба взаимодействует с бухгалтерией, которая обеспечивает информацией по дебиторской и кредиторской задолженности, по уплате налогов, по ссудам, расчетам с поставщиками и т.п.

     Балансовый  план детализирует использование и  вложение финансовых ресурсов, отражает структуру и материально-вещественный состав имущества учредителей в уставном капитале предприятия на начало и конец периода. Балансовый план показывает потенциал предприятия, поэтому рекомендуется именно с него начинать составление финансового плана нового предприятия, когда необходимо в первую очередь знать величину инвестиций, размер капитальных вложений и уставного капитала.

     Балансовый  план составляется в виде баланса  предприятия на начало и конец  планируемого периода. Он состоит из двух частей. В первой показываются активы, во второй - пассивы предприятия. Обе части должны быть сбалансированы. Сумма активов равняется сумме пассивов. Называется это валютой баланса.

     Балансовый  план предприятия может не совпадать  с формой бухгалтерского отчетного баланса, так как он оптимизирует показатели балансового плана.

     Исходными данными для определения баланса  действующего предприятия служит текущий баланс предприятия, данные предыдущих разделов финансового плана по движению денежных потоков, расчеты по оборотному капиталу.

     Скоординировать прирост активов или обязательств предприятия можно несколькими методами.

     1. Метод пропорционального оценивания дополнительной потребности в источниках финансирования и в имуществе предприятия или, наоборот, снижения имущества

     2. Сметный метод составления баланса.

     3. Статистический и экономико-математический метод.

     Всеми этими методами решаются вопросы  определения

  • достаточной величины средств, инвестированных в активы предприятия;
  • оптимальной пропорции между краткосрочными и долгосрочными обязательствами;
  • необходимого количества акций;
  • величины дебиторской и кредиторской задолженности.

     Формы финансовых планов приведены в приложении А.

     Структура активов баланса состоит из трех разделов.

     Раздел 1 актива «Внеоборотные активы» включают разные по экономическому содержанию активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения).

     Раздел 2 актива «Запасы и затраты» содержит данные об остатках запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции.

     Раздел 3 актива «Денежные средства, расчеты  и прочие активы» объединяет балансовые статьи, характеризующие состояние дебиторской задолженности предприятия, его краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги и прочие доходные активы других предприятий, а также наличие денежных средств в кассе, на счетах в банках и других оборотных активов.

     Вторая  часть балансового плана предприятия  «Пассивы» – это денежные обязательства перед кредиторами и источниками формирования средств предприятия для его функционирования. Раздел 4 пассива «Капитал и резервы отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования, источники финансовых ресурсов предприятия: уставной капитал, резервный фонд, фонды социального назначения, целевые финансирования и поступления, нераспределенную прибыль и др.

     Раздел 5 пассива «Долгосрочные пассивы» содержит данные по кредитам банков и займам, полученным от других предприятий и учреждений, задолженность другим предприятиям и учреждениям в результате выпуска и размещения различных видов долгосрочных ценных бумаг, сумма целевого государственного кредита.

     Раздел 6 пассива «Расчеты и прочие пассивы» содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и другим займам, о наличии различной кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов.

 

      ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал» 

     2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал» 

     Горводоканал  образовался в 1929г., с 01.06.1996г преобразовался в муниципальное унитарное предприятие. МУП «Горводоканал» является стратегически важным водохозяйственным предприятием, и единственным, оказывающим услуги по питьевому водоснабжению (забор, очистка, подача), канализованию, а также очистке стоков, восстановлению водных ресурсов и охране водного объекта (р. Обь, Иня). МУП «Горводоканал» обслуживает 307415 абонентов, из них 303260 абонентов составляет население и 4155 производственных предприятий г. Новосибирска и частично области.

     Муниципальное Унитарное Предприятие «Горводоканал» учреждено на основании Постановления  Мэра от 29.03.96г. № 283 комитетом по управлению имуществом г. Новосибирска, который является его учредителем. Местонахождение предприятия: 630007, г. Новосибирск, ул. Революции, 5.

     Целью деятельности предприятия является наиболее полное удовлетворение, прежде всего, потребностей населения города Новосибирска нужд пищевой, а при установленной технической возможности и технологических нужд организаций различных форм собственности водой питьевого качества из системы водоснабжения города Новосибирска, Новосибирского района и области; прием, отведение и очистка бытовых сточных вод.

     МУП «Горводоканал» в своей производственной деятельности решает две главные  задачи для города:

  • надежное водообеспечение питьевой водой населения, промышленных и других предприятий в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.4.107401);
  • отведение сточных вод, их очистка, обработка осадка и его утилизация с выполнением требований по охране окружающей среды.

Информация о работе Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования