Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:33, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние МУП «Горводоканал» и предложить направления совершенствования финансового планирования организации на основе использования бюджетирования.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность финансового планирования;
изучить виды и методы финансового планирования;
рассмотреть структуру финансового плана организации;
провести анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»;
выявить основные проблемы финансового планирования;
предложить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования деятельности организации в современных условиях
1.1Экономическая сущность финансового планирования организации
1.2 Виды и методы финансового планирования
1.3Структура финансового плана организации
ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»
2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно- -хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал»
2.2 Анализ деловой активности и финансовых результатов МУП «Горводоканал
2.3 Оценка финансовой устойчивости МУП «Горводоканал»
ГЛАВА 3 Направления совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования
3.1 Проблемы финансового планирования деятельности МУП «Горводоканал
3.2 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.3 Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1
Рисунок
1.1 – Схема принципа «20 на 80»
Принцип «двадцать на восемьдесят» означает, что 20 % вложенного капитала должны давать 80 % прибыли, а остальные 80 % вложенного капитала – только 20 % прибыли.
Процесс составления финансового плана можно разбить на три этапа:
Планирование всегда базируется на анализе данных за прошедшие годы работы предприятия, на анализе отрасли, рынков сбыта и т.п. Поэтому первый этап – это сбор и обработка необходимой информации за предыдущие годы и прогноз на будущее в сфере деятельности предприятия.
Аналитические данные обычно обобщаются в таблицы, где можно сгруппировать тенденции, особенности развития отрасли, рынков сбыта, инвестиций, показателей работы предприятия. Анализ соотношений между показателями и факторами, влияющих на их изменения, дает возможность получить реальные оценки развития за прошлые годы и на будущее. В результате анализа выявляются возможные альтернативы, проводится их оценка.
На втором этапе планирования определяются основные цели, концепция и стратегия финансовой работы предприятия. Это реализуется через прогнозирование и выработку долговременных задач развития предприятия, факторов повышения доходности с учетом возможных изменений внутри предприятия и на рынке с учетом степени рисков. Задача данного этапа планирования подготовить предприятие к возможным изменениям планируемых показателей и противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов, использовать эффективные факторы. Поэтому здесь рассматриваются варианты инвестиционных проектов, варианты источников финансирования, структуры собственных и заемных средств, рассчитывается прогноз возможных доходов, рассматриваются отношения с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями, акционерами.
Здесь необходимо использовать предоставляемые государством налоговые льготы через налоговый кредит, ускоренную амортизацию, а также социальные льготы. Необходимо установить рациональную норму распределения, учесть факторы, влияющие на дивидендную политику. К ним можно отнести размер и норму нераспределенной прибыли, инвестиционные возможности предприятия, издержки по продаже акций, ставки налогов и т.д.
В рыночной экономике важным моментом второго этапа планирования является оценка рисков, которые рассматриваются как опасность возможных потерь финансовых и других ресурсов или недополучение доходов по сравнению с оптимальным вариантом. Выделяют основные виды рисков: производственный, коммерческий, финансовый, курсовой, инвестиционный.
Риск – категория вероятностная, поэтому его измеряют через предельный уровень потерь, устанавливают для предприятия приемлемую степень риска. Различают:
Так как работа в условиях риска является обычной для рыночной экономики, возникает потребность в страховании деятельности предприятия.
На третьем этапе планирования делаются расчеты показателей: объемов выручки от реализации продукции, прибыли; показателей прибыли и рентабельности; актива и пассива баланса; движения денежных ресурсов предприятия.
В основе финансового плана лежат доходы и расходы, поэтому на данном этапе решается задача сбалансировать их. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам, а при необходимости - по месяцам и декадам (оперативные планы). При составлении финансовых планов предприятия должны выполняться следующие правила:
Нужно
иметь в виду, что финансовое планирование
ориентируется на цели предприятия, поэтому
реализовать цели и обеспечивать их выполнение
нужно за счет собственных или привлеченных
финансовых ресурсов.
1.2
Виды и методы финансового планирования
Финансовое планирование в организации включает в себя три основные подсистемы: перспективное финансовое планирование; текущее финансовое планирование; оперативное финансовое планирование.
Каждой
из этих подсистем присущи определенные
формы разрабатываемых
Таблица 1.1 – Виды финансового планирования в организации
Подсистемы финансового планирования | Формы разрабатываемых планов | Период планирования |
Перспективное (стратегическое) | Прогноз отчета
о прибылях и убытках
Прогноз движения денежных средств Прогноз бухгалтерского баланса |
3–5 лет |
Текущее | План доходов
и расходов по операционной деятельности
План доходов и расходов по инвестиционной деятельности План поступления и расходования денежных средств Балансовый план |
1 год |
Оперативное | Платежный календарь Кассовый план |
Декада, месяц, квартал |
Все подсистемы финансового планирования взаимосвязаны.
Расчеты финансовых показателей производятся с помощью конкретных методов планирования. Методы планирования – это приемы расчета показателей. Существуют следующие методы планирования финансовых показателей: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование; экстраполяции. Основным, т.е. наиболее распространенным методом расчета плановых финансовых показателей является нормативный метод. А сам финансовый план рассчитывается балансовым методом.
Содержание нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Норма – установленная мера, какая-то средняя величина. Норматив означает технический, экономический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа.
К финансовым нормам и технико-экономическим нормативам относятся ставки налогов, норм амортизационных отчислений, нормативы отчислений в ремонтный фонд, нормативы товарных запасов, нормативы потребности в оборотных средства, тарифные ставки, должностные оклады и др.
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов в государственные внебюджетные фонды и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые
нормативы действуют в
Нормативы
хозяйствующего субъекта – это нормативы,
разрабатываемые непосредственно хозяйствующим
субъектом и используемые им для регулирования
производственно – торгового процесса
и финансовой деятельности, контроля за
использованием финансовых ресурсов,
других целей по эффективному вложению
капитала. К этим нормативам относятся
нормы потребности в оборотных средствах,
нормы кредиторской задолженности, постоянно
находящейся в распоряжении хозяйствующего
субъекта, нормы запасов сырья, материалов,
товаров, тары, нормативы распределения
финансовых ресурсов и прибыли, норматив
отчисления в ремонтный фонд и др. Нормативный
метод является самым простым методом
и представлен на рисунке 1.2.
Рисунок
1.2 – Схема нормативного метода планирования
Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
Содержание
расчетно-аналитического метода планирования
финансовых показателей состоит в том,
что за базовый индекс принимаются изменения
этого индекса в плановом периоде, а затем
рассчитывается плановая величина его
показателя. В основе этого метода лежит
использование экспертной оценки. Метод
представлен на рисунке 1.3.
Рисунок
1.3 - Схема расчетно-аналитического метода
планирования
Данный метод широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Расчетно-аналитический метод используется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.
Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступления средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.
Балансовая
увязка по денежным фондам рассчитывается
по формуле (1.1).
Он + П = Р + Ок, (1.1)
где Ок - остаток средств денежного фонда на начало планового периода, руб.;
П - поступление денег в фонд, руб.;
Р - расходование средств из денежного фонда, руб.;
Ок – остаток средств денежного фонда на конец планового периода, руб.
Составив
плановую смету расходования денежного
фонда и установив резерв (остаток)
этого фонда на конец планового
периода, который нужен для покрытия
непредвиденного увеличения затрат, можно
определить плановую величину поступления
денег в этот фонд по формуле (1.2).