Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние МУП «Горводоканал» и предложить направления совершенствования финансового планирования организации на основе использования бюджетирования.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономическую сущность финансового планирования;
изучить виды и методы финансового планирования;
рассмотреть структуру финансового плана организации;
провести анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»;
выявить основные проблемы финансового планирования;
предложить направления совершенствования финансового планирования на основе бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового планирования деятельности организации в современных условиях
1.1Экономическая сущность финансового планирования организации
1.2 Виды и методы финансового планирования
1.3Структура финансового плана организации
ГЛАВА 2 Анализ финансового состояния МУП «Горводоканал»
2.1 Анализ технико-экономических показателей производственно- -хозяйственной деятельности МУП «Горводоканал»
2.2 Анализ деловой активности и финансовых результатов МУП «Горводоканал
2.3 Оценка финансовой устойчивости МУП «Горводоканал»
ГЛАВА 3 Направления совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования
3.1 Проблемы финансового планирования деятельности МУП «Горводоканал
3.2 Разработка мероприятий по внедрению бюджетирования
3.3 Оценка эффективности бюджетных технологий в системе финансового планирования
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1

Работа содержит 1 файл

Основы финансового планирования на примере муп горводоканал.doc

— 1.94 Мб (Скачать)
tify">                                                   20          100

     

                                                Капитал

                                                Прибыль 

     Рисунок 1.1 – Схема принципа «20 на 80» 

     Принцип «двадцать на восемьдесят» означает, что 20 % вложенного капитала должны давать 80 % прибыли, а остальные 80 % вложенного капитала – только 20 % прибыли.

     Процесс составления финансового плана  можно разбить на три этапа:

  • анализ информации для составления плана;
  • выработка и оценка целей планирования, предпосылок для реализации этих целей, оценка риска и возможности их избежать;
  • непосредственная разработка финансового плана в виде расчета и согласования показателей, мероприятий обеспечивающих их выполнение.

     Планирование  всегда базируется на анализе данных за прошедшие годы работы предприятия, на анализе отрасли, рынков сбыта и т.п. Поэтому первый этап – это сбор и обработка необходимой информации за предыдущие годы и прогноз на будущее в сфере деятельности предприятия.

     Аналитические данные обычно обобщаются в таблицы, где можно сгруппировать тенденции, особенности развития отрасли, рынков сбыта, инвестиций, показателей работы предприятия. Анализ соотношений между показателями и факторами, влияющих на их изменения, дает возможность получить реальные оценки развития за прошлые годы и на будущее. В результате анализа выявляются возможные альтернативы, проводится их оценка.

     На  втором этапе планирования определяются основные цели, концепция и стратегия финансовой работы предприятия. Это реализуется через прогнозирование и выработку долговременных задач развития предприятия, факторов повышения доходности с учетом возможных изменений внутри предприятия и на рынке с учетом степени рисков. Задача данного этапа планирования подготовить предприятие к возможным изменениям планируемых показателей и противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов, использовать эффективные факторы. Поэтому здесь рассматриваются варианты инвестиционных проектов, варианты источников финансирования, структуры собственных и заемных средств, рассчитывается прогноз возможных доходов, рассматриваются отношения с банками, налоговыми органами, страховыми компаниями, акционерами.

     Здесь необходимо использовать предоставляемые  государством налоговые льготы через налоговый кредит, ускоренную амортизацию, а также социальные льготы. Необходимо установить рациональную норму распределения, учесть факторы, влияющие на дивидендную политику. К ним можно отнести размер и норму нераспределенной прибыли, инвестиционные возможности предприятия, издержки по продаже акций, ставки налогов и т.д.

     В рыночной экономике важным моментом второго этапа планирования является оценка рисков, которые рассматриваются  как опасность возможных потерь финансовых и других ресурсов или  недополучение доходов по сравнению с оптимальным вариантом. Выделяют основные виды рисков: производственный, коммерческий, финансовый, курсовой, инвестиционный.

     Риск  – категория вероятностная, поэтому  его измеряют через предельный уровень потерь, устанавливают для предприятия приемлемую степень риска. Различают:

  • допустимый риск (угроза потери части прибыли);
  • критический риск (угроза потери не только прибыли, но предполагаемой выручки);
  • катастрофический риск (банкротство).

     Так как работа в условиях риска является обычной для рыночной экономики, возникает потребность в страховании деятельности предприятия.

     На  третьем этапе планирования делаются расчеты показателей: объемов выручки от реализации продукции, прибыли; показателей прибыли и рентабельности; актива и пассива баланса; движения денежных ресурсов предприятия.

     В основе финансового плана лежат  доходы и расходы, поэтому на данном этапе решается задача сбалансировать их. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам, а при необходимости - по месяцам и декадам (оперативные планы). При составлении финансовых планов предприятия должны выполняться следующие правила:

  • сбалансированность по объему и срокам финансовых потребностей и источников покрытия этих потребностей;
  • обеспечение платежеспособности предприятия в любое время;
  • обеспечение рентабельности продукции, производства, инвестиций;
  • обязательное приспособление к конкретным рынкам (товаров, рабочей силы, финансов);
  • выявление и предупреждение финансовых рисков, их страхование.

     Нужно иметь в виду, что финансовое планирование ориентируется на цели предприятия, поэтому реализовать цели и обеспечивать их выполнение нужно за счет собственных или привлеченных финансовых ресурсов. 

     1.2 Виды и методы финансового планирования 

     Финансовое  планирование в организации включает в себя три основные подсистемы: перспективное финансовое планирование; текущее финансовое планирование; оперативное финансовое планирование.

     Каждой  из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются. Они представлены в таблице 1.1. 

     Таблица 1.1 – Виды финансового планирования в организации

Подсистемы  финансового планирования Формы разрабатываемых  планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) Прогноз отчета о прибылях и убытках

Прогноз движения денежных средств 

Прогноз бухгалтерского баланса

3–5 лет
Текущее План доходов  и расходов по операционной деятельности

План  доходов и расходов по инвестиционной деятельности

План  поступления и расходования денежных средств

Балансовый  план

1 год
Оперативное Платежный календарь  
Кассовый план
Декада, месяц, квартал
 

     Все подсистемы финансового планирования взаимосвязаны.

     Расчеты финансовых показателей производятся с помощью конкретных методов планирования. Методы планирования – это приемы расчета показателей. Существуют следующие методы планирования финансовых показателей: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование; экстраполяции. Основным, т.е. наиболее распространенным методом расчета плановых финансовых показателей является нормативный метод. А сам финансовый план рассчитывается балансовым методом.

     Содержание  нормативного метода заключается в  том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Норма – установленная мера, какая-то средняя величина. Норматив означает технический, экономический и т.д. показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа.

     К финансовым нормам и технико-экономическим  нормативам относятся ставки налогов, норм амортизационных отчислений, нормативы отчислений в ремонтный фонд, нормативы товарных запасов, нормативы потребности в оборотных средства, тарифные ставки, должностные оклады и др.

     В финансовом планировании применяется  целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта.

     Федеральные нормативы являются едиными для  всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов в государственные внебюджетные фонды и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

     Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

     Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно – торгового процесса и финансовой деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчисления в ремонтный фонд и др. Нормативный метод является самым простым методом и представлен на рисунке 1.2.  

       
 
 
 
 

     Рисунок 1.2 – Схема нормативного метода планирования 

     Зная  норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

     Содержание  расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей состоит в том, что за базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина его показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки. Метод представлен на рисунке 1.3. 

       
 
 

     Рисунок 1.3 - Схема расчетно-аналитического метода планирования 

     Данный  метод широко применяется в тех  случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Расчетно-аналитический метод используется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

     Сущность  балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступления средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

     Балансовая  увязка по денежным фондам рассчитывается по формуле (1.1). 

     Он + П = Р + Ок,      (1.1)

 

      где Ок - остаток средств денежного  фонда на начало планового периода, руб.;

     П - поступление денег в фонд, руб.;

     Р - расходование средств из денежного фонда, руб.;

     Ок  – остаток средств денежного  фонда на конец планового периода, руб.

     Составив  плановую смету расходования денежного  фонда и установив резерв (остаток) этого фонда на конец планового  периода, который нужен для покрытия непредвиденного увеличения затрат, можно определить плановую величину поступления денег в этот фонд по формуле (1.2). 

Информация о работе Совершенствования финансового планирования МУП «Горводоканал» на основе использования бюджетирования