Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, дипломная работа
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики, проводимой руководством МП «Центральная районная аптека № 97» с выделением ее долго- и краткосрочных аспектов.
Основные задачи дипломной работы:
- осветить методологию разработки финансовой политики российских предприятий;
- провести подробный анализ финансового состояния предприятия за последние 3 года и выявить тенденции развития предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 97».
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.
Введение
Теоретические аспекты финансовой политики
Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
Структура финансовой политики
Комплексный анализ финансового состояния предприятия
Задачи анализа финансового состояния
Характеристика анализируемого предприятия
Балансовые стоимостные показатели
Оценка ликвидности активов
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности предприятия
Определение длительности финансового цикла
Оценка эффективности работы предприятия
Совершенствование финансовой политики
Анализ сложившейся ситуации на предприятии
Операционный анализ
Рычажное управление прибылью
Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы
оценка рентабельности использования капитала;
оценка коммерческой эффективности предприятия;
Таблица 16
Оценка рентабельности хозяйственной деятельности
Наименование |
Обозначение |
Алгоритм расчета |
Финансовые коэффициенты | ||||
числитель тыс.руб. |
знаменатель, тыс. руб. | ||||||
2002 |
2004 |
2002 |
2004 |
2002 |
2004 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Общая рентабельность отчетного периода |
RОБ |
Прибыль до налогообложения |
Выручка от продажи товаров |
1,3% |
1,2% | ||
691 |
752 |
52448 |
62297 | ||||
Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) |
RС |
Валовая прибыль |
Себестоимость проданных товаров |
28,9% |
25,1% | ||
11760 |
12487 |
40688 |
49810 | ||||
Рентабельность оборота (продаж) |
RЦ |
Прибыль от продаж |
Выручка (нетто) от реализации продукции |
3,3% |
4,1% | ||
1757 |
2542 |
52448 |
62297 | ||||
Норма прибыли (коммерческая маржа) |
HПР |
Чистая прибыль |
Чистая выручка от продаж |
1,1% |
0,6% | ||
561 |
378 |
52448 |
62297 |
Примечание: Рентабельность может быть представлена как величина безразмерная или в процентном выражении
Показатель общей
Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) показывает величину валовой прибыли на 1 рубль затрат. За анализируемый период этот показатель в динамике снижается и предприятие в 2004г. на 1 рубль затрат получает 25 копеек валовой прибыли. Внутренний анализ с привлечением данных управленческого учета направлен на выявление резервов снижения доли постоянных затрат.
Рентабельность оборота (продаж) показывает сколько прибыли получено с 1 рубля выручки. Высокая прибыль на единицу продаж, свидетельствует об успехах предприятия в основной деятельности. Низкая прибыль на 1 рубль выручки может говорить как о недостаточном спросе на продукцию, так и о высоких издержках, что предполагает активизацию маркетинга на предприятии, анализ по видам издержек и поиск резервов их снижения.
В динамике незначительный рост и в 2004г. расчетная величина этого показателя составила чуть более 4% с 3% в 2002г.
Норма прибыли (коммерческая маржа) характеризует способность предприятия генерировать чистую прибыль в процессе изготовления и реализации товаров, обеспечивающих формирование выручки от продажи продукции, работ, услуг и показывает сколько копеек чистой прибыли предприятие получает с каждого рубля выручки после покрытия всех затрат, в том числе и реализационных и после уплаты налогов.
На данном предприятии уровень этого показателя предельно низкий и в динамике снижается: с 1,1% в 2002г. до 0,6% в 2004г.
Оценка рентабельности использования капитала произведена с использованием следующих показателей: экономической и финансовой рентабельности, фондорентабельности и рентабельности перманентного капитала.
Таблица 17
Оценка рентабельности использования капитала (активов)
Наименование |
Обозначение |
Алгоритм расчета |
Финансовые коэффициенты | ||||||||
числитель, тыс.руб. |
знаменатель, тыс. руб. | ||||||||||
2002 |
2004 |
2002 |
2004 |
2002 |
2004 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||
Экономическая рентабельность (ROI)
|
Rк |
Прибыль от продаж |
Финансовый капитал |
17,7% |
27,3% | ||||||
1756 |
2542 |
9938 |
9325 | ||||||||
Финансовая рентабельность (ROE) |
RСК |
Чистая прибыль |
Собственный капитал |
17,4% |
18,7% | ||||||
561 |
378 |
3224 |
2023 | ||||||||
Фондорентабельность |
|
Прибыль до налогообложения |
Основной капитал |
36% |
60% | ||||||
691 |
752 |
1919 |
1246 | ||||||||
Рентабельность перманентного капитала |
Прибыль до налогообложения |
Перманентный капитал |
21,4% |
37,2% | |||||||
691 |
752 |
3224 |
2023 |
Экономическая рентабельность показывает сколько копеек прибыли от продаж предприятие зарабатывает на каждый рубль капитала. В 2002г. экономическая рентабельность на нашем предприятии составляла 17,7% в 2004г. рост к 27,3%. Наблюдается тенденция увеличения эффективности работы предприятия.
Финансовая рентабельность
показывает сколько копеек
Фондорентабельность – способность предприятия генерировать прибыль до налогообложения за счет использования основного капитала. В 2002г. основной капитал принес 36 копеек прибыли до налогообложения, в 2004г. 60 копеек. В динамике рост, что говорит о повышении эффективности работы основных фондов.
Рентабельность перманентного капитала – способность предприятия генерировать прибыль до налогообложения за счет использования перманентного капитала. На анализируемом предприятии этот показатель за 3 вырос с 21,4% в 2002г. до 37,2% в 2004г.
Оценка коммерческой эффективности предприятия произведена с помощью следующих коэффициентов: коэффициент покрытия текущих затрат, коэффициент коммерческой платежеспособности, рентабельности совокупных вложений и рентабельности процесса самофинансирования.
Таблица 18
Оценка коммерческой эффективности предприятия
Наименование |
Обозначение |
Алгоритм расчета |
Финансовые коэффициенты | |||||||||||
числитель, тыс.руб. |
знаменатель, тыс. руб. | |||||||||||||
2002 |
2004 |
2002 |
2004 |
2002 |
2004 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||||||
Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости) |
КСАМ |
Выручка от реализации |
Себестоимость проданных товаров |
1,289 |
1,251 | |||||||||
52448 |
62297 |
40688 |
49810 | |||||||||||
Коэффициент коммерческой платежеспособности |
Чистая прибыль |
Финансовые издержки (процентные выплаты) |
26,7 |
10,2 | ||||||||||
561 |
378 |
21 |
37 | |||||||||||
Рентабельность совокупных вложений |
|
Чистая прибыль и процентные выплаты |
Совокупный капитал П700 |
0,059 |
0,045 | |||||||||
582 |
415 |
9938 |
9325 |
продолжение таблицы 18
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Рентабельность процесса самофинансирования |
|
Потенциал самофинансирования |
Собственный капитал |
0,210 |
0,224 | ||
676 |
453 |
3224 |
2023 |
Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости) показывает способность предприятия за счет выручки от реализации покрывать текущие затраты по изготовлению и сбыту. В течение трех лет этот показатель существенно не менялся и составлял от 1,289 в 2002г. до 1,251 в 2004г., т.е выручка от реализации в полной мере покрывала затраты и предприятие работала в режиме самоокупаемости, а получаемая чистая прибыль позволяла сформировать потенциал самофинансирования.
Коэффициент коммерческой платежеспособности показывает, в какой мере предприятие может покрывать издержки по обслуживанию долга за счет получаемой чистой прибыли. В текущем отчетном периоде по данным анализа на финансовые издержки предприятие направляло в 2002г. 27%, а в 2004г. только 10% чистой прибыли.
Оценка инвестиционной привлекательности и оценка качества прибыли отражает динамику отдельных финансовых коэффициентов.
Рентабельность оборота растет, за 3 года на 24% - с каждого рубля выручки предприятие получает все больше прибыли.
Норма прибыли имеет существенно снижающуюся тенденцию- почти наполовину с 0,011 в 2002г. до 0,006 в 2004г. – значительно снизился процент получения чистой прибыли с выручки.
Экономическая рентабельность растет, в динамике этот показатель вырос до 8,1%, но при банковской ставке в 18% годовых дифференциал на нашем предприятии будет отрицательный.
Незначительный рост финансовой рентабельности – 7%.
Положительным фактором является рост деловой активности предприятия, за 3 года составил 27%.
На анализируемом предприятии «Золотое правило бизнеса» декларирует (предписывает) следующие принципы (требования):
- Нормальное предприятие должно ежегодно обеспечивать прирост капитала.
- Привлекаемый капитал должен обеспечить высокие темпы роста финансовых результатов, которые должны расти более высокими темпами, чем сам капитал
- Выручка, выполняя
возложенные на нее теорией
функции, должна обеспечить
- Должен обеспечиваться прирост конечного финансового результата
- Золотое правило легко выполняется, если предприятие обеспечивает повышение финансово-экономической эффективности.
Если отдельные показатели
финансово-экономической
Таблица 19
Комплексная оценка финансово – экономической
эффективности предприятия
Индикаторы эффективности финансово – хозяйственной деятельности |
Абсолютные значения: статика и динамика |
Выводы | ||
Период |
Расчеты | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
«Золотое правило бизнеса» Á QП ч ст > Á QП > Á QЦ > Á к > 1,0 |
2004 |
0,674<1,447>1,188>0,938<1 |
||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Динамика эффективности предприятия ÁR ск > Á Rк > Á R ц > ÁКдак > 1,0 |
2004 |
1,075<1,157<1,242<1,266>1 |
||
Формула Дюпона для экономич. рентабель-ности
|
Rк = Rц * К дак |
2004 |
0,273=0,041*6,680 |
0,273= 0,273 |
Á Rк > Á R ц > ÁКдак |
2004 |
1,542=1,218*1,266 |
1,542= 1,542 | |
Формула Дюпона для финан. Рентабель-ности |
Rск = Н пр * К дак * ФР |
2004 |
0,187=0,006*6,680*4,609 |
1,187= 1,187 |
Á Rк = ÁНпр* ÁКдак*Áфр |
2004 |
1,075=0,545*1,266*1,495 |
1,075= 1,075 |
На исследуемом предприятии «золотое правило бизнеса» не выполняется