Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, дипломная работа
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики, проводимой руководством МП «Центральная районная аптека № 97» с выделением ее долго- и краткосрочных аспектов.
Основные задачи дипломной работы:
- осветить методологию разработки финансовой политики российских предприятий;
- провести подробный анализ финансового состояния предприятия за последние 3 года и выявить тенденции развития предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 97».
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.
Введение
Теоретические аспекты финансовой политики
Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
Структура финансовой политики
Комплексный анализ финансового состояния предприятия
Задачи анализа финансового состояния
Характеристика анализируемого предприятия
Балансовые стоимостные показатели
Оценка ликвидности активов
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности предприятия
Определение длительности финансового цикла
Оценка эффективности работы предприятия
Совершенствование финансовой политики
Анализ сложившейся ситуации на предприятии
Операционный анализ
Рычажное управление прибылью
Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы
QС = 59755 |
QП = 2542 | |
QС прм = 49810 |
QС пст = 9945 | |
Маржинальный доход (МД = 12487) |
Рис. 2. Процесс формирования финансовых результатов предприятия
(для 2004 года, в тыс.руб.)
Определим объем продаж и величину издержек в точке критического объема производства, запас финансовой прочности, индекс безопасности. Расчет точки безубыточности основан на предположении, что объем производства равен объему продаж.
Объем продаж в точке критического объема исчисляется по формуле:
QЦкр = (QCпост
* QЦ) / (QЦ - QCпрм),
где,
подставив данные 2004г. в формулу, получим
QЦкр (2004г.) = (9945 * 62297) / (62297 – 49810) = 619543665 / 12487 = =49615 тыс.руб.
Величину издержек в точке критического объема определили как сумму постоянных и переменных издержек, приходящихся на критический объем.
Результаты проиллюстрируем на графике (рис. 3)
Затраты
тыс.руб.
49615
убытки
0
49615 объем продаж, тыс.руб.
Рис.3 График расчета точки безубыточности в 2004г.
Размер переменных издержек определим как произведение критического объема продаж на отношение (уровень) размера переменных издержек (данные из условия) к объему продаж.
В итоге получим:
49615* (49810 / 62297) = 49615 * 0,8 = 39692 тыс.руб. – размер переменных издержек в точке критического объема по данным 2004г.
Критический размер издержек показывает, что превышение их суммы 49615 тыс.руб. в точке критического объема продаж при неизменной цене также повлечет за собой убытки.
На основе полученных данных определим запас финансовой прочности, представляющей собой величину, на которую предполагаемое количество продаж превысит точку безубыточности. При этом также определяют индекс безопасности как соотношение размера запаса финансовой прочности к объему продаж. Если, как на нашем предприятии объем продаж составит 62297 тыс.руб., а точка безубыточности – 49615 тыс.руб., то запас финансовой прочности составит:
62297 – 49615 = 12682
Iб - индекс безопасности – это запас прочности в процентах
Iб(2004) = 12682 / 62297 * 100 = 20,4%
по отношению к объему продаж. Индекс безопасности показывает, что если продажи «упадут» более чем на 20% предприятие понесет убытки.
Произведем расчеты, подставив данные 2002г. получим следующее:
Объем продаж в точке критического объема будет равен 10004*52448/(52448 – 40688) = 524689792 / 11760 = 44616 тыс.руб.
соответственно запас
52448 – 44616 = 7832 тыс.руб.
Размер переменных издержек будет равен 44616 – 10004 = 34612 тыс.руб.
а индекс безопасности –
Iб(2002) = 7832 / 52448 * 100 = 15% по отношению к объему продаж.
Таблица 21
Реализация методики CVP «Издержки – Оборот – Прибыль»
№ п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Формулы |
Абсолютные значения |
Индекс роста | |
2002 |
2004 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Порог рентабельности |
тыс. руб. |
QкЦк = QЦ пост*QЦ ¾¾¾¾¾- QЦ – QЦ прм |
44616 |
49615 |
1,112 |
2.1 |
Запас финансовой прочности |
млн. руб. |
ЗП qц = (QЦ – Qк Цк) |
7832 |
12682 |
1,619 |
2.2 |
Запас финансовой прочности |
% |
ЗПФ = ЗПqц / QЦ |
15,0 |
20,4 |
1,36 |
3.
|
ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ предприятия |
- |
МД / QП |
6,7 |
4,9 |
0,731 |
3.3 Рычажное управление прибылью
Влиять на финансовый результат
можно также посредством
Так как изменение объема продаж вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Поскольку, маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своем составе постоянные расходы, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага:
L = МД / Прибыль
где,
Подставив наши данные получаем:
сила воздействия операционного рычага в 2002г
L (2002) = 11760 / 1756 = 6,7
L (2004) = 12487 / 2547 = 4,9
Сила воздействия
В целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного рычага может быть выражен следующими формулами:
L = темп прироста валовой прибыли / темп прироста объема реализации
Сила воздействия
Для определения воздействия операционного рычага произведем расчет исходных данных:
Таблица 22
Данные для расчета операционного рычага
Показатели |
Период |
Темп роста, % | |
2002 год |
2004 год | ||
Годовая выручка от продажи |
52448 |
62297 |
+18,8 |
Валовая прибыль |
1756 |
2542 |
+44,8 |
Переменные издержки |
40688 |
49810 |
+22,4 |
Маржинальный доход |
11760 |
12487 |
+6,2 |
Постоянные издержки |
10004 |
9945 |
-0,6 |
Приведенные данные показывают, что при увеличении выручки от продаж на 18,8% объем валовой прибыли вырос почти наполовину. Подставив приведенные данные рассчитаем силу операционного рычага: 44,8% / 18,8% = 2,4 Следовательно можно составить прогноз на перспективу: при увеличении объема продаж, скажем на 10%, прибыль увеличится на 24% (10 * 2,4).
Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолеет точку безубыточности. Для того, чтобы положительный эффект операционного рычага, начал проявляться, предприятие должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты, независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий коэффициент операционного рычага будет являться дополнительным «грузом» на пути достижения точки безубыточности.
После преодоления точки
Наибольшее положительное
Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. Чем выше значение операционного рычага, тем более высокими темпами будет снижение.
Эффект операционного рычага стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок постоянных расходов, предприятию необходимо вновь преодолевать точку безубыточности.
Управления операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь ввиду, что они в меньшей степени поддаются быстрому изменению. Однако несмотря на это, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести сокращение расходов по управлению при неблагоприятной конъюнктуре рынка; продажу части неиспользуемого оборудования, с целью снижения потока амортизационных отчислений; сокращение объема ряда потребляемых услуг, в том числе коммунальных и некоторые другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии. После преодоления точки безубыточности обеспечение этой экономии ведет к росту суммы маржинальной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного производства, за счет обеспечения роста их производительности труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Целенаправленное управление постоянными и переменными издержками, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.
Возможности предприятия, как известно, не безграничны. В финансово-хозяйственных процессах возникают условия, ограничивающие достижения желаемого результата, поэтому их необходимо учитывать при построении и проведении краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия. Без учета реальных возможностей организации прогнозы и планы окажутся неосуществимы и авантюрны.
Чаще всего в деятельности предприятия
возникают ограничения финансов
Важнейшая задача производства – выбор оптимального ассортимента товаров. Финансовая политика определяет принципы, цели, приоритеты, критерии и подходы в решении подобных задач исходя из сложившихся условий и предполагаемых перспектив. В основу такого выбора могут быть положены ограничения в спросе и рентабельности каждого из планируемых видов изделий. Иначе говоря, перспективы сбыта выбираемой продукции увязывают с возможностями товарообеспечения и рентабельностью. Количество баллов, присваиваемых при ранжировке исследуемых видов товаров по указанным критериям, определяется группой экспертов на основе учета различных факторов, характеризующих взаимодействие объекта с окружением.
Руководство может оценивать продукцию без привлечения экспертов, если считает, что ситуация достаточно ясна и не требует использования экспертных методов.
Анализ возможностей товарообеспечения предусматривает изучение наличия заявок, заказов на поставки, контроль над расходованием сырья, составление регистров поставщиков, их возможностей и условий поставки, наличие счетов к оплате, что позволяет также сократить издержки на материально-техническое обеспечение.
При выяснении перспектив сбыта, количество баллов присваивают в зависимости от степени спроса или с учетом прогнозируемых темпов роста реализации продукции. В основу оценок можно положить принятые заявки, заключенные договоры и другая информация о спросе.