Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния / на примере МУП «Централ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики, проводимой руководством МП «Центральная районная аптека № 97» с выделением ее долго- и краткосрочных аспектов.
Основные задачи дипломной работы:
- осветить методологию разработки финансовой политики российских предприятий;
- провести подробный анализ финансового состояния предприятия за последние 3 года и выявить тенденции развития предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 97».
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты финансовой политики
Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
Структура финансовой политики
Комплексный анализ финансового состояния предприятия
Задачи анализа финансового состояния
Характеристика анализируемого предприятия
Балансовые стоимостные показатели
Оценка ликвидности активов
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности предприятия
Определение длительности финансового цикла
Оценка эффективности работы предприятия
Совершенствование финансовой политики
Анализ сложившейся ситуации на предприятии
Операционный анализ
Рычажное управление прибылью
Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

АПТЕКА 97.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

Рентабельность каждого вида определяется исходя из планируемых финансовых результатов как отношение планируемого значения прибыли к планируемой выручке от продаж по данной продукции. Ранжировку привлекательности продукции по каждому виду получают суммированием количества баллов по трем оценкам. Наибольшая сумма укажет наилучший вид продукции.

На основе данных внутреннего учета  произведем ранжировку (присвоение баллов) по степени спроса, товарообеспечению и рентабельности продукции, построить «баланс выживания» предприятия на основе которого выбрать наиболее предпочтительные группы товаров.

За критерии оценок возьмем следующие  значения:

«4» балла – спрос возрастает и будет возрастать; имеются устойчивые поставки на ряд лет; имеются возможности увеличения рентабельности.

«3» балла – спрос остается на уровне несколько лет; поставки устойчивые, но ненадолго; рентабельность остается на прежнем уровне ненадолго.

«2» балла – спрос устойчив, но не длительный срок; продукция обеспечена только разовыми поставками; рентабельность в скором будущем может снизится.

«1» балл – с высокой вероятностью снижения спроса; по ней имеются  затруднения в обеспечении поставок , либо поставщик не определен; рентабельность снижается уже сегодня.

Таблица 23

Данные о товарообеспечении, спросе и рентабельности продукции

Группа товаров

Товаро-

обеспечение

Реализация

Рентабельность 

  1. Медикаменты отечественного производства

заключены договоры с  крупными фирмами на регулярные поставки. Производители отечественных лекарств – это крупные заводы, поэтому в поставке товаров сбоев не предвидится.

привлекательность спроса определяет цена, поэтому имеется даже резерв платежеспособного спроса.

имеются возможности увеличения

  1. Импортные лекарственные средства

Также устойчивые поставки на ряд лет.

Качественно не отличается от отечественных медикаментов, но спрос определен благодаря активной рекламе, продукция имеет привлекательную упаковку, а также советуется предварительно заинтересованными врачами1.

Пока остается на прежнем  уровне

  1. Парафармацевтика (биодобавки)

не является лекартсвенным средством

долговременные договоры отсутствуют, поставки разовые

спрос ограничен

рентабельность в скором будущем может снизиться

  1. Галеновые лекарственные средства (фитопродукция)

поставки регулярные

спрос неустойчивый

пока остается на прежнем  уровне

  1. Дорогостоящая косметика и прочие товары

разовые поставки

ограничен

остается на прежнем  уровне


На основании вышеприведенных  критериев подсчитаем баллы по группам товаров, для этого составим так называемый «баланс выживания»:

 

9 Катичев Ф.В. Экономический анализ процессов развития в фармацевтической промышленности России // Экономический анализ. 2004. № 15. с.65

 

Таблица 24

Сводный показатель «баланса выживания»

Группа 

товаров

Товаро-обеспечение

Реализация

Рентабель-ность

Сводный показатель

1. Медикаменты отечественного производства

2. Импортные лекарственные средства

3. Парафармацевтика (биодобавки)

4. Галеновые лекарственные средства (фитопродукция)

5.Дорогостоящая косметика

 

4

 

4

 

2

 

 

3

 

2

 

4

 

2

 

2

 

 

2

 

1

 

3

 

3

 

2

 

 

2

 

3

 

11

 

9

 

6

 

 

7

 

6


 

Используя сводные показатели данных баланса, выберем наиболее приемлемые виды продукции по наибольшей сумме баллов.

По результатам такого расчета  можно выделить рабочие и привлекательные товары для данного предприятия.

Рабочими считают товары, имеющие наибольший сводный показатель в «балансе выживания» и наивысшую рентабельность. То есть для выявления рабочих товаров нужно суммировать сводную оценку с оценкой рентабельности. Данные таблицы свидетельствуют о том, что на нашем предприятии таковыми являются медикаменты отечественного и импортного производства, которые имеют наивысший сводный балл и наибольшую рентабельность. Все остальные группы являются привлекательными. 

Привлекающими считают те товары, которые пользуются наибольшим спросом, даже если они низкорентабельны или нерентабельны вовсе. Важно, чтобы затраты по ним окупались увеличением выручки от реализации других товаров, если это увеличение получено за счет роста потока покупателей, обеспеченного привлекающими товарами.

Составим прогноз изменения  структуры товаров с учетом вышеприведенной ранжировки.

Таблица 25

Прогнозный план структуры выручки

Наименование группы

Структура себестоимости,тыс.руб.

По состоянию на 01.01.05г.

Прогноз

+,-)

тыс.

руб.

структура, %

торговое наложение,%

выручка тыс.

руб.

структура, %

торговое наложение,%

выручка тыс. руб

1. Медикаменты отечественного  производства

 

22414

 

45

 

30

 

29233

 

56

 

30

 

36400

 

+3928

2. Импортные лекарственные средства

 

19924

 

40

 

25

 

23990

 

34

 

25

 

21250

 

-625

3. Парафармацевтика (биодобавки)

 

2989

 

6

 

20

 

3587

 

4

 

20

 

2400

 

-600

4. Галеновые лекарственные средства (фитопродукция)

 

3486

 

7

 

20

 

4187

 

4

 

20

 

2400

 

-600

5.Дорогостоящая косметика

 

996

 

2

 

30

 

1300

 

2

 

30

 

1300

 

-650

ИТОГО:

49810

100

-

62297

100

-

63750

+1453


 

Эти данные позволяют определить оптимальную  структуру выручки, тем более, что  она мобильна.

Оставив на прежнем уровне закупочные цены и остальные статьи расходов можно составить прогнозный отчет о прибылях и убытках:

Таблица 26

Прогнозный отчет о прибылях и убытках (извлечение)

Наименование

Код

стр.

Абсолютные значения, тыс.руб

на 01.01.05г.

прогноз

+, -)

Выручка (нетто) от продажи  товаров

 

010

 

62297

 

63750

 

1453


продолжение таблицы 26

1

2

3

4

5

Себестоимость проданных 

товаров

020

49810

49810

0

Валовая прибыль

029

12487

13940

+1453

Прибыль от продаж

050

2542

3395

+1453

Прибыль до налогообложения

140

752

2205

+1453

Чистая прибыль

190

378

1103

+725


 

Таким образом, воздействуя только на структуру закупа можно получить дополнительную прибыль в размере 1453 тыс.руб. и сумма чистой прибыли увеличится на 725 тыс.руб.

Из суммы чистой прибыли можно 50% отнести на реинвестиции в реальные активы – например обновить производственную базу аптек. 

Нельзя забывать, что одна из главных задач в финансовой политике предприятия – максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж. Он характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появления заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно  генерируемой прибыли собственным  капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = Кналог * (Rк – d ) * (Кзмн / Ксбс),                                                        (3)

где,

  • Кналог - для чистой прибыли, (налоговый мультипликатор), десятичная дробь
  • Rк  – экономическая рентабельность, %
  • d – средняя расчетная ставка по банковским процентам, %
  • Кзмн  – сумма заемного капитала, тыс.руб
  • Ксбс  – сумма собственного капитал, тыс.руб.

Использование составляющих эффекта  финансового рычага в аналитических расчетах позволяет:

  • определить безопасный объем заемных средств;
  • рассчитать допустимые условия кредитования;
  • облегчить налоговое бремя, посредством компенсирования налоговых изъятий приростом рентабельности собственных средств.

Таблица 27

Эффект «финансового рычага»

п/п

Наименование

Обозначение

формылы

ед.

изм.

Абсолютное значение

(+,-)

%

2002

2004

1

2

3

4

5

6

7

1.

Доля чистой прибыли

(налоговый мультипликатор)

Кналог

-

0,81

0,51

-0,30

2.

Собственный капитал

Ксбс

тыс.руб.

3224,0

2023,0

-1201

3.

Заемный капитал

Кзмн

590 610)

тыс.руб.

285,0

322,0

+37

4.

Плечо финансового рычага

Ксбс / Кзмн

-

11,3

6,3

-5

5.

Цена заемного капитала

(процентная ставка)

d

%

20

19

-1

6.

Экономическая рентабельность

Rк

%

18

27

+50

7.

Дифференциал «финансового рычага)

%

-2

+8

+6

8.

Эффект финансового  рычага

ЭФР=

%

- 18,3

+25,7

+44,0


 

Произведем расчеты, подставив  наши данные в формулу и получим:

ЭФР (2002г.) = 0,81* (-2) * 11,3 = -) 18,3 %

Поскольку дифференциал ниже нуля, эффект финансового рычага действовал во вред предприятию. И это уже не наращение, а вычет из рентабельности собственных средств, несмотря на то, что у предприятия очень малая доля заемных средств.

ЭФР (2004г.) = 0,51 * 8 * 6,3 = 25,7 %

В этом случае эффект финансового  рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу.

Анализируемое мною предприятие использует кредит, но это краткосрочный банковский кредит.

Стали бы мы на месте руководства  продолжать заимствования?

Чтобы дать ответ на такой вопрос, рассчитаем эффект финансового рычага при следующих условиях:

Чтобы перекрыть теряемую из-за налогообложения  прибыль необходимо прирастить рентабельность собственных средств на величину, больше чем налоговые потери. Высокий процент налогообложения в 2004г.не характерен для последующих периодов, так как его величина складывалась не из норматива налоговых платежей, а по фактической задолженности по налогам. Для данного предприятия уровень налогообложения находится в пределах 26%. Именно такую величину и будем учитывать при дальнейшем расчете.

На сегодняшний день (т.е пока без нового кредита) экономическая  рентабельность активов предприятия в 1,4 раза превышает среднюю расчетную ставку процента (27% / 19% = 1,4). Предположим уровень экономической рентабельности не понизится, то при прогнозировании будем учитывать фактический уровень экономической рентабельности.    

ЭФР факт = 0,74 * (27 – 19) * (2023 / 322) = 37,3%

Рассмотрим взаимосвязь между  дифференциалом и плечом финансового  рычага в финансовой политике предприятия. Показатель, характеризующий силу воздействия финансового рычага, а именно плечо финансового рычага и его увеличение повышает эффект финансового рычага. С одной стороны это выгодно предприятию при положительном значении дифференциала, но с другой стороны чем выше уровень заемных средств у предприятия, тем ниже гарантированность погашения обязательств собственными средствами предприятия. Поэтому при высокой доле заемных средств банк-кредитор может увеличить цену за кредит (процентную  ставку), в качестве поправки на риск. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению дифференциала, и следовательно, к снижению эффекта финансового рычага, т.е к отрицательному влиянию на изменение рентабельности.

Поэтому увеличение процентной ставки за кредит возможно лишь до определенного предела, позволяющего окупить это увеличение. Этим пределом является значение дифференциала равное нулю. При отрицательном значении дифференциала эффект финансового рычага также принимает отрицательное значение ухудшающее положение предприятия. При таких условиях привлечение кредитов нецелесообразно.  

Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния / на примере МУП «Централ