Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:04, дипломная работа
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики, проводимой руководством МП «Центральная районная аптека № 97» с выделением ее долго- и краткосрочных аспектов.
Основные задачи дипломной работы:
- осветить методологию разработки финансовой политики российских предприятий;
- провести подробный анализ финансового состояния предприятия за последние 3 года и выявить тенденции развития предприятия;
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 97».
Предметом исследования – финансовое состояние предприятия.
Введение
Теоретические аспекты финансовой политики
Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
Структура финансовой политики
Комплексный анализ финансового состояния предприятия
Задачи анализа финансового состояния
Характеристика анализируемого предприятия
Балансовые стоимостные показатели
Оценка ликвидности активов
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка платежеспособности предприятия
Определение длительности финансового цикла
Оценка эффективности работы предприятия
Совершенствование финансовой политики
Анализ сложившейся ситуации на предприятии
Операционный анализ
Рычажное управление прибылью
Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы
0,674<1,447>1,188>0,938<1
Соответствующие расчеты показали, что при спаде темпов роста капитала более высокими темпами увеличивается выручка и прибыль от продаж, но конечный результат не растет, а снижается.
Формула Дюпона отражает
взаимосвязь и взаимное влияние
различных показателей
Таким образом, обобщив результаты анализа, выявлены положительные тенденции развития предприятия:
1. Предприятие получает прибыль от продаж и темпы ее роста превышают темпы проста выручки. Значит предприятие генерирует финансовые результаты посредством привлечения в оборот финансовых ресурсов.
Значительно (почти наполовину)
снизилась дебиторская
2. Факторы положительно
влияющие на финансовую
Расчетная величина индекса постоянного актива позволяет говорить о том, что все внеоборотные и часть оборотных активов сформированы за счет собственного капитала. Предприятие может маневрировать 40% средств, так как уровень коэффициента маневренности близок к рекомендуемому значению.
3. Рыночная устойчивость предприятия:
Расчетная величина коэффициента автономии показывает, что собственный капитал покрывает производственные инвестиции, но необходимо его удержать от снижающей тенденции.
Отсутствие долгосрочных и незначительное наличие краткосрочных заимствований, их доля в собственном капитале 16 копеек в рубле, т.е внешняя зависимость незначительная.
4. Платежеспособность
по ряду показателей можно
оценить как удовлетворительную
Общее покрытие «текущий показатель» и показатель критической оценки «лакмусовая бумажка» больше 1, значит оборотных средств достаточно, чтобы их продать и покрыть свои краткосрочные обязательства, но оба показателя необходимо удержать от снижения.
5. Деловая активность и рентабельность:
Уровень деловой активности высокий и в динамике рост, это значит, что с каждого рубля капитала предприятие получает все больше прибыли.
Экономическая рентабельность растет с 18% до 28% за 3 года, т.е с каждого рубля выручки предприятие зарабатывает 27 копеек прибыли от продаж. Собственный капитал приносит 19 копеек чистой прибыли. Это привлекательно для банковского кредитования.
Но вместе с тем выявлен ряд негативных тенденций, по которым необходимо принять ряд мероприятий по их улучшению. Эти вопросы будут рассмотрены мной в 3 главе работы.
ГЛАВА 3. Совершенствование финансовой политики предприятия
3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии
На основании характерных показателей: население страны за 1990-2003г. существенно уменьшилось ( на 3,708 млн. чел., или 2,51%, а число заболевших, наоборот, растет с каждым годом (в 2003г. по сравнению с 1991г. – на 10,420 тыс.чел., или 10,8%)7 можно сделать вывод, что аптечная сеть будет развиваться и расширяться. Надо отметить, что методически правильно рассматривать в качестве потребителей фармацевтики все население страны, а не только заболевших, поскольку масса потребителей занимается самолечением или использует лекарственные средства для профилактики.
Проанализировав хозяйственную деятельность и учитывая грядущую смену формы собственности (приватизацию муниципального имущества) можно предположить, что предприятие вело политику безынициативного хозяйствования и контроля. Так как аптечная сеть достаточно рентабельная и перспективная область бизнеса административные рычаги не дадут возможности персоналу аптеки стать ее совладельцами и собственник скорее всего будет внешний. Но мои рекомендации будут рассмотрены на основании сегодняшнего потенциала и в ключе развития предприятия без учета этих негативных факторов.
Исходя из анализа деятельности аптеки, можно выделить несколько основополагающих факторов сложившейся ситуации, которые необходимо устранить для нормализации ситуации на предприятии.
Негативные тенденции, выявленные в процессе финансового анализа.
На предприятии отмечается рост выручки, однако себестоимость растет более высокими темпами. Получаемая ежегодно чистая прибыль как видно направляется на покрытие текущих обязательств, а не реинвестируется в реальные активы, что отражено в снижении валюты баланса.
Учитывая, что анализируемый период стал для предприятия переходным Темпы роста запасов опережают темпы роста денежных средств.
6 Российский статистический ежегодник 2004. М., 2004. с 82
Растет заемный капитал, а доля собственного капитала снижается а при отсутствии долгосрочных заимствований значит и снижается перманентный капитал. Предприятие обладает чистым оборотным капиталом, но его уровень идет на спад. Рост индекса постоянного актива подтверждает снижение уровня чистого оборотного капитала.
Низкая обеспеченность запасов в собственных оборотных средствах, на 83% запасы сформированы за счет кредиторской задолженности, которая имеет растущую тенденцию.
3. Рентабельность:
Норма прибыли (коммерческая маржа) на предельно низком уровне – с каждого рубля выручки предприятие получает меньше 1 копейки чистой прибыли. Также низкий уровень показателя рентабельности оборота - из-за высоких издержек предприятие получает 4 копейки прибыли от продаж.
Для улучшения финансового
Осуществление финансового контроля за основной деятельностью:
Необходимо проанализировать состав
внереализационных и коммерческ
Осуществлять контроль за издержками, выявлять причины отклонений от планируемых показателей. Службам (должностным лицам) своевременно представлять информацию от отклонениях.
Выявление возможностей повышения эффективности вложения капитала:
- обоснование допустимого
- развитие отношений с банками
и привлечение требуемых
- обеспечение контроля за
Поддержание платежеспособности и финансовой устойчивости.
Все вышеперечисленные характеристики так или иначе связаны лишь с двумя параметрами – актив и кредиторская задолженность8.
Под активом в данном случае подразумеваются не просто статьи, входящие в раздел «Активы» баланса (в «Запасах» могут быть неликвиды, в «Дебиторской задолженности» - безнадежная, в «Готовой продукции» – продукция, которую никогда не купят и т.д), а именно средства, способные создавать де нежный поток, включая взаимозачеты, бартер, сами активы и другие финансовые инструменты, выраженные в денежном эквиваленте.
Под кредиторской задолженностью, в данном случае понимаются все обязательства предприятия.
Умение организации управлять соотношением актив/кредиторская задолженность приводит к улучшению всех финансовых характеристик.
Для предприятия наилучшим соотношением является, когда актив увеличивается, а кредиторская задолженность уменьшается. Такой случай является идеальным, но бывает не всегда. Предприятие может оставаться устойчивым, если актив увеличивается и при этом его скорость роста больше, чем скорость роста кредиторской задолженности. Для предприятия возможен также вариант, когда актив уменьшается, но при этом скорость его уменьшения меньше, чем скорость уменьшения кредиторской задолженности. В нашем случае будем рассматривать наихудший вариант – актив уменьшается, а кредиторская задолжен-
ность увеличивается. И поскольку это выражено тенденцией – значит у руководства не хватает рычагов управления по эффективному воздействию на эти два параметра – актив и кредиторская задолженность.
3.2 Операционный анализ
Операционной финансовой
политикой следует считать
7Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы. 2004. № 10. с.72
политики является операционный анализ. Если операционный анализ полностью отождествлять с анализом текущей или операционной деятельности, то к его методам можно было бы отнести все методы анализа, соответствующие предмету и целям деятельности. В более узком понимании, сложившемся в международной практике, операционный анализ – это анализ изучения зависимостей финансовых результатов от переменных и постоянных издержек и объемов производства (реализации), поэтому его называют еще анализом «Издержки – Объем – Прибыль» (Costs – Volume – Profit) или CVP. Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования финансово-производственной деятельности предприятия. Он позволяет руководству определить оптимальные пропорции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя операционный анализ, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации по улучшению работы организации.
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. Отличительной особенностью управленческого учета от других подразделений (маркетинг, сбыт, бухгалтерия, плановый отдел) является то, что он пользуется другими показателями (постоянные и переменные затраты, денежный поток, финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость, точка безубыточности, операционный и финансовый леверидж и др.). И эффективность управления достигается через воздействие одного параметра на несколько других1.
В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Рассмотрим основные методы этого вида анализа и его использование в финансовой политике на примере МП «Центральная районная аптека № 97».
Политика безубыточности определяет
направление финансового
Таблица 20
Исходные данные для реализации методики CVP
«Издержки – Оборот – Прибыль»
№ п/п |
Наименование |
Обозна-чение |
ед. изм. |
Абсолютные значения | |
2002 |
2004 | ||||
1. |
Годовая выручка от продажи товаров |
QЦ |
тыс.руб. |
52448 |
62297 |
2. |
Себестоимость проданных товаров – всего за год |
QС |
тыс.руб. |
50692 |
59755 |
3. |
Переменные затраты в себестоимости выпуска (80%и 83%) |
QСпрм |
тыс.руб. |
40688 |
49810 |
4. |
Постоянные затраты в себестоимости (20% и 17%) |
QСпост |
тыс.руб. |
10004 |
9945 |
5. |
Валовая прибыль |
QП |
тыс.руб. |
1756 |
2542 |
Маржинальный доход (валовая маржа) |
МД |
тыс.руб. |
11760 |
12487 |
Необходимо уточнить, что для предприятий торговли по статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражается только покупная стоимость товаров включая расходы на транспортировку. По данным внутренней отчетности в состав коммерческих расходов включены все, так называемые условно постоянные расходы: на заработную плату, ЕСН, коммунальные платежи, амортизационные отчисления и т.д поскольку данные затраты нормированы утвержденным штатным расписанием по фонду оплаты труда заключенными договорами на оплату коммунальных услуг и т.д. Поэтому при исчислении маржинального дохода в качестве условия, примем за «переменные
8 Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы. 2004. № 10 с.73
затраты» сумму по себестоимости товаров, а за постоянные затраты – соответственно сумму коммерческих расходов.
Выручка (QЦ = 62297) | |
Себестоимость проданных товаров (QС = 59755) |
Валовая прибыль
(QП = 2542) |