Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:03, дипломная работа
К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:
Введение
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1 Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
1.2 Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
1.3 Структура финансовой политики
2. Комплексный анализ финансового состояния предприятия
2.1 Задачи анализа финансового состояния
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Балансовые стоимостные показатели
2.4 Оценка ликвидности активов
2.5 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.6 Оценка платежеспособности предприятия
2.7 Определение длительности финансового цикла
2.8 Оценка эффективности работы предприятия
3. Совершенствование финансовой политики
3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии
3.2 Операционный анализ
3.3 Рычажное управление прибылью
3.4 Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы
62297 – 49615 = 12682
Iб - индекс безопасности – это запас прочности в процентах
Iб(2004) = 12682 / 62297 * 100 = 20,4%
по отношению к объему продаж. Индекс безопасности показывает, что если продажи «упадут» более чем на 20% предприятие понесет убытки.
Произведем расчеты, подставив данные 2002г. получим следующее:
Объем продаж в точке критического объема будет равен 10004*52448/(52448 – 40688) = 524689792 / 11760 = 44616 тыс.руб.
соответственно запас финансовой прочности составит:
52448 – 44616 = 7832 тыс.руб.
Размер переменных издержек будет равен 44616 – 10004 = 34612 тыс.руб.
а индекс безопасности –
Iб(2002) = 7832 / 52448 * 100 = 15% по отношению к объему продаж.
Таблица 21
Реализация методики CVP «Издержки – Оборот – Прибыль»
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Формулы | Абсолютные значения | Индекс роста | |
2002 |
2004 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. |
Порог рентабельности
|
тыс. руб. | QкЦк = QЦ пост*QЦ - QЦ – QЦ прм
| 44616 |
49615 | 1,112 |
2.1 | Запас финансовой прочности | млн. руб. | ЗП qц = (QЦ – Qк Цк) |
7832 |
12682 |
1,619 |
2.2 | Запас финансовой прочности |
% | ЗПФ = ЗПqц / QЦ |
15,0 |
20,4 |
1,36 |
3.
| ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ предприятия |
- |
МД / QП | 6,7 |
4,9
| 0,731 |
3.3 Рычажное управление прибылью
Влиять на финансовый результат можно также посредством операционного рычага, левереджа. Это понятие используют в решении задач максимизации темпов роста прибыли посредством манипулирования увеличением или уменьшением постоянных затрат в общих затратах. Использование операционного рычага в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от объема продаж при данном уровне постоянных затрат.
Так как изменение объема продаж вызывает в большинстве случаев изменение лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Поскольку, маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет в своем составе постоянные расходы, его соотношение с прибылью будет отражать силу воздействия операционного рычага:
L = МД / Прибыль
где,
- L – сила воздействия операционного рычага,
- МД – маржинальный доход, тыс.руб.
- прибыль, в данном случае - от продаж, в тыс.руб.
Подставив наши данные получаем:
сила воздействия операционного рычага в 2002г
L (2002) = 11760 / 1756 = 6,7
L (2004) = 12487 / 2547 = 4,9
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. На нашем предприятии положительная тенденция – сила операционного рычага, а значит и риск снижаются с 6,7 в 2002г. до 4,9 в 2004г.
В целях управления маржинальной прибылью предприятия эффект операционного рычага может быть выражен следующими формулами:
L = темп прироста валовой прибыли / темп прироста объема реализации
Сила воздействия операционного рычага указывает на сколько изменится прибыль на каждый процент изменения объема продаж. Поэтому планируя тот или иной темп прироста объема реализации, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившемся на предприятии коэффициенте операционного рычага.
Для определения воздействия операционного рычага произведем расчет исходных данных:
Таблица 22
Данные для расчета операционного рычага
Показатели | Период | Темп роста, % | |
2002 год | 2004 год | ||
Годовая выручка от продажи | 52448 | 62297 | +18,8 |
Валовая прибыль | 1756 | 2542 | +44,8 |
Переменные издержки | 40688 | 49810 | +22,4 |
Маржинальный доход | 11760 | 12487 | +6,2 |
Постоянные издержки | 10004 | 9945 | -0,6 |
Приведенные данные показывают, что при увеличении выручки от продаж на 18,8% объем валовой прибыли вырос почти наполовину. Подставив приведенные данные рассчитаем силу операционного рычага: 44,8% / 18,8% = 2,4 Следовательно можно составить прогноз на перспективу: при увеличении объема продаж, скажем на 10%, прибыль увеличится на 24% (10 * 2,4).
Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолеет точку безубыточности. Для того, чтобы положительный эффект операционного рычага, начал проявляться, предприятие должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты, независимо от конкретного объема реализации продукции, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий коэффициент операционного рычага будет являться дополнительным «грузом» на пути достижения точки безубыточности.
После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации.
Наибольшее положительное воздействие операционного левереджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации и удаления от точки безубыточности, эффект начинает снижаться и каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли.
Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли. Чем выше значение операционного рычага, тем более высокими темпами будет снижение.
Эффект операционного рычага стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок постоянных расходов, предприятию необходимо вновь преодолевать точку безубыточности.
Управления операционным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь ввиду, что они в меньшей степени поддаются быстрому изменению. Однако несмотря на это, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести сокращение расходов по управлению при неблагоприятной конъюнктуре рынка; продажу части неиспользуемого оборудования, с целью снижения потока амортизационных отчислений; сокращение объема ряда потребляемых услуг, в том числе коммунальных и некоторые другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии. После преодоления точки безубыточности обеспечение этой экономии ведет к росту суммы маржинальной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного производства, за счет обеспечения роста их производительности труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Целенаправленное управление постоянными и переменными издержками, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.
Возможности предприятия, как известно, не безграничны. В финансово-хозяйственных процессах возникают условия, ограничивающие достижения желаемого результата, поэтому их необходимо учитывать при построении и проведении краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия. Без учета реальных возможностей организации прогнозы и планы окажутся неосуществимы и авантюрны.
Чаще всего в деятельности предприятия возникают ограничения финансовых ресурсов, объемов покупательского спроса, мощностей собственного производства или поставщика. Рассмотрим решение финансово-хозяйственных задач при ограничивающих условиях.
Важнейшая задача производства – выбор оптимального ассортимента товаров. Финансовая политика определяет принципы, цели, приоритеты, критерии и подходы в решении подобных задач исходя из сложившихся условий и предполагаемых перспектив. В основу такого выбора могут быть положены ограничения в спросе и рентабельности каждого из планируемых видов изделий. Иначе говоря, перспективы сбыта выбираемой продукции увязывают с возможностями товарообеспечения и рентабельностью. Количество баллов, присваиваемых при ранжировке исследуемых видов товаров по указанным критериям, определяется группой экспертов на основе учета различных факторов, характеризующих взаимодействие объекта с окружением.
Руководство может оценивать продукцию без привлечения экспертов, если считает, что ситуация достаточно ясна и не требует использования экспертных методов.
Анализ возможностей товарообеспечения предусматривает изучение наличия заявок, заказов на поставки, контроль над расходованием сырья, составление регистров поставщиков, их возможностей и условий поставки, наличие счетов к оплате, что позволяет также сократить издержки на материально-техническое обеспечение.
При выяснении перспектив сбыта, количество баллов присваивают в зависимости от степени спроса или с учетом прогнозируемых темпов роста реализации продукции. В основу оценок можно положить принятые заявки, заключенные договоры и другая информация о спросе.
Рентабельность каждого вида определяется исходя из планируемых финансовых результатов как отношение планируемого значения прибыли к планируемой выручке от продаж по данной продукции. Ранжировку привлекательности продукции по каждому виду получают суммированием количества баллов по трем оценкам. Наибольшая сумма укажет наилучший вид продукции.
На основе данных внутреннего учета произведем ранжировку (присвоение баллов) по степени спроса, товарообеспечению и рентабельности продукции, построить «баланс выживания» предприятия на основе которого выбрать наиболее предпочтительные группы товаров.
За критерии оценок возьмем следующие значения:
«4» балла – спрос возрастает и будет возрастать; имеются устойчивые поставки на ряд лет; имеются возможности увеличения рентабельности.
«3» балла – спрос остается на уровне несколько лет; поставки устойчивые, но ненадолго; рентабельность остается на прежнем уровне ненадолго.
«2» балла – спрос устойчив, но не длительный срок; продукция обеспечена только разовыми поставками; рентабельность в скором будущем может снизится.
«1» балл – с высокой вероятностью снижения спроса; по ней имеются затруднения в обеспечении поставок , либо поставщик не определен; рентабельность снижается уже сегодня.
Таблица 23
Данные о товарообеспечении, спросе и рентабельности продукции
Группа товаров | Товаро- обеспечение | Реализация | Рентабельность
|
1. Медикаменты отечественного производства
| заключены договоры с крупными фирмами на регулярные поставки. Производители отечественных лекарств – это крупные заводы, поэтому в поставке товаров сбоев не предвидится. | привлекательность спроса определяет цена, поэтому имеется даже резерв платежеспособного спроса. | имеются возможности увеличения |
2. Импортные лекарственные средства
| Также устойчивые поставки на ряд лет. | Качественно не отличается от отечественных медикаментов, но спрос определен благодаря активной рекламе, продукция имеет привлекательную упаковку, а также советуется предварительно заинтересованными врачами1. | Пока остается на прежнем уровне |
3. Парафармацевтика (биодобавки) не является лекартсвенным средством
| долговременные договоры отсутствуют, поставки разовые | спрос ограничен | рентабельность в скором будущем может снизиться |
4. Галеновые лекарственные средства (фитопродукция)
| поставки регулярные | спрос неустойчивый | пока остается на прежнем уровне |
5. Дорогостоящая косметика и прочие товары
| разовые поставки | ограничен | остается на прежнем уровне |