Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1 Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
1.2 Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
1.3 Структура финансовой политики
2. Комплексный анализ финансового состояния предприятия
2.1 Задачи анализа финансового состояния
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Балансовые стоимостные показатели
2.4 Оценка ликвидности активов
2.5 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.6 Оценка платежеспособности предприятия
2.7 Определение длительности финансового цикла
2.8 Оценка эффективности работы предприятия
3. Совершенствование финансовой политики
3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии
3.2 Операционный анализ
3.3 Рычажное управление прибылью
3.4 Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Совершенствование финансовой политики предприятия

3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии

На основании характерных показателей: население страны за 1990-2003г. существенно уменьшилось ( на 3,708 млн. чел., или 2,51%, а число заболевших, наоборот, растет с каждым годом (в 2003г. по сравнению с 1991г.  – на 10,420 тыс.чел., или 10,8%)7 можно сделать вывод, что аптечная сеть будет развиваться и расширяться. Надо отметить, что методически правильно рассматривать в качестве потребителей фармацевтики все население страны, а не только заболевших, поскольку масса потребителей занимается самолечением или использует лекарственные средства для профилактики.  

Проанализировав хозяйственную деятельность и учитывая грядущую смену формы собственности (приватизацию муниципального имущества) можно предположить, что предприятие вело политику безынициативного хозяйствования и контроля. Так как аптечная сеть достаточно рентабельная и перспективная область бизнеса административные рычаги не дадут возможности персоналу аптеки стать ее совладельцами и собственник скорее всего будет внешний. Но мои рекомендации будут рассмотрены на основании сегодняшнего потенциала и в ключе развития предприятия без учета этих негативных факторов.

Исходя из анализа деятельности аптеки, можно выделить несколько основополагающих факторов сложившейся ситуации, которые необходимо устранить для нормализации ситуации на предприятии.

Негативные тенденции, выявленные в процессе финансового анализа.

1.      Темпы роста:

На предприятии отмечается рост выручки, однако себестоимость растет более высокими темпами. Получаемая ежегодно чистая прибыль как видно направляется на покрытие текущих обязательств, а не реинвестируется в реальные активы, что отражено в снижении валюты баланса.

Учитывая, что анализируемый период стал для предприятия переходным Темпы роста запасов опережают темпы роста денежных средств. 

6 Российский статистический ежегодник 2004. М., 2004. с 82

2.      Факторы снижающие финансовую и рыночную устойчивость:

Растет заемный капитал, а доля собственного капитала снижается а при отсутствии долгосрочных заимствований значит и снижается перманентный капитал. Предприятие обладает чистым оборотным капиталом, но его уровень идет на спад. Рост индекса постоянного актива подтверждает снижение уровня чистого оборотного капитала.

Низкая обеспеченность запасов в собственных оборотных средствах, на 83% запасы сформированы за счет кредиторской задолженности, которая имеет растущую тенденцию.

3. Рентабельность:

Норма прибыли (коммерческая маржа) на предельно низком уровне – с каждого рубля выручки предприятие получает меньше 1 копейки чистой прибыли. Также низкий уровень показателя рентабельности оборота - из-за высоких издержек предприятие получает 4 копейки прибыли от продаж.

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимы следующие изменения в проводимой руководством финансовой политике.

Осуществление финансового контроля за основной деятельностью:

Необходимо проанализировать состав внереализационных и коммерческих расходов, уменьшающих долю чистой прибыли на предприятии и найти возможность сокращения необоснованных расходов.

Осуществлять контроль за издержками, выявлять причины отклонений от планируемых показателей. Службам (должностным лицам) своевременно представлять информацию от отклонениях.

Выявление возможностей повышения эффективности вложения капитала:

- обоснование допустимого уровня финансового риска для получения требуемого результата;

- развитие отношений с банками и привлечение требуемых ресурсов за счет долгосрочных заимствований;

- обеспечение контроля за управлением активами предприятия, обеспечивающими увеличение прибыли.

Поддержание платежеспособности и финансовой устойчивости.

Все вышеперечисленные характеристики так или иначе связаны лишь с двумя параметрами – актив и кредиторская задолженность8.

Под активом в данном случае подразумеваются не просто статьи, входящие в раздел «Активы» баланса (в «Запасах» могут быть неликвиды, в «Дебиторской задолженности» - безнадежная, в «Готовой продукции» – продукция, которую никогда не купят и т.д), а именно средства, способные создавать де нежный поток, включая взаимозачеты, бартер, сами активы и другие финансовые инструменты, выраженные в денежном эквиваленте.

Под кредиторской задолженностью, в данном случае понимаются все обязательства предприятия.

Умение организации управлять соотношением актив/кредиторская задолженность приводит к улучшению всех финансовых характеристик.

Для предприятия наилучшим соотношением является, когда актив увеличивается, а кредиторская задолженность уменьшается. Такой случай является идеальным, но бывает не всегда. Предприятие может оставаться устойчивым, если актив увеличивается и при этом его скорость роста больше, чем скорость роста кредиторской задолженности. Для предприятия возможен также вариант, когда актив уменьшается, но при этом скорость его уменьшения меньше, чем скорость уменьшения кредиторской задолженности. В нашем случае будем рассматривать наихудший вариант – актив уменьшается, а кредиторская задолжен-

ность увеличивается. И поскольку это выражено тенденцией – значит у руководства не хватает рычагов управления по эффективному воздействию на эти два параметра – актив и кредиторская задолженность.

 

3.2 Операционный анализ

Операционной финансовой политикой следует считать финансовую политику в операционной деятельности. Важнейшим инструментом такой

7Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы. 2004. № 10. с.72

политики является операционный анализ. Если операционный анализ полностью отождествлять с анализом текущей или операционной деятельности, то к его методам можно было бы отнести все методы анализа, соответствующие предмету и целям деятельности. В более узком понимании, сложившемся в международной практике, операционный анализ – это анализ изучения зависимостей финансовых результатов от переменных и постоянных издержек и объемов производства (реализации), поэтому его называют еще анализом «Издержки – Объем – Прибыль» (Costs – Volume – Profit) или CVP. Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования финансово-производственной деятельности предприятия. Он позволяет руководству определить оптимальные пропорции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя операционный анализ, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации по улучшению работы организации.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Операционный анализ – неотъемлемая часть управленческого учета. Отличительной особенностью управленческого учета от других подразделений (маркетинг, сбыт, бухгалтерия, плановый отдел) является то, что он пользуется другими показателями (постоянные и переменные затраты, денежный поток, финансовая устойчивость, ликвидность, оборачиваемость, точка безубыточности, операционный и финансовый леверидж и др.). И эффективность управления достигается через воздействие одного параметра на несколько других1.

В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Рассмотрим основные методы этого вида анализа и его использование в финансовой политике на примере МП «Центральная районная аптека № 97».

Политика безубыточности определяет направление финансового развития через объем производства, необходимый для безубыточной работы предприятия. Для этого используют анализ безубыточности, или анализ критических соотношений общей выручки от реализации и объема производства с затратами. Данный анализ проводится на основе определения объема продаж, при котором аптека будет способна покрывать все свои расходы без получения прибыли.

Таблица 20

Исходные данные для реализации методики CVP

«Издержки – Оборот – Прибыль»

п/п

Наименование

Обозна-чение

ед.

изм.

Абсолютные значения

2002

2004

1.

Годовая выручка от продажи товаров

 

 

тыс.руб.

 

52448

 

62297

2.

Себестоимость проданных товаров – всего за год

 

 

тыс.руб.

 

50692

 

59755

3.

Переменные затраты в себестоимости выпуска (80%и 83%)

 

QСпрм

 

тыс.руб.

 

40688

 

49810

4.

Постоянные затраты в себестоимости (20% и 17%)

 

QСпост

 

тыс.руб.

 

10004

 

9945

5.

Валовая прибыль

 

 

тыс.руб.

 

1756

 

2542

 

Маржинальный доход

(валовая маржа)

 

МД

 

тыс.руб.

 

11760

 

12487

 

Необходимо уточнить, что для предприятий торговли по статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражается только покупная стоимость товаров включая расходы на транспортировку. По данным внутренней отчетности в состав коммерческих расходов включены все, так называемые условно постоянные расходы: на заработную плату, ЕСН, коммунальные платежи, амортизационные отчисления и т.д поскольку данные затраты нормированы утвержденным штатным расписанием по фонду оплаты труда заключенными договорами на оплату коммунальных услуг и т.д. Поэтому при исчислении маржинального дохода в качестве условия, примем за «переменные

8 Илясов Г.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия // Финансы. 2004. № 10 с.73

затраты» сумму по себестоимости товаров, а за постоянные затраты – соответственно сумму коммерческих расходов.

Выручка (QЦ = 62297)

Себестоимость проданных товаров

(QС = 59755)       

Валовая прибыль

 

(QП = 2542)


 

 

             
 

 

 

 

QЦ = 62297

QС = 59755

QП = 2542

QС прм = 49810

QС пст = 9945

 

 

 

Маржинальный доход

(МД = 12487)


 

Рис. 2. Процесс формирования финансовых результатов предприятия

(для 2004 года, в тыс.руб.)

Определим объем продаж и величину издержек в точке критического объема производства, запас финансовой прочности, индекс безопасности. Расчет точки безубыточности основан на предположении, что объем производства равен объему продаж.

Объем продаж в точке критического объема исчисляется по формуле:

QЦкр =  (QCпост * QЦ) / (QЦ - QCпрм),                                                    (1)

где,

-         QЦкр  - объем продаж в точке безубыточности, тыс.руб.

-         QCпост – постоянные издержки, тыс.руб.

-         QЦ – выручка от реализации, тыс.руб.

-         QCпрм – переменные издержки, тыс.руб.

подставив данные 2004г. в формулу, получим

QЦкр (2004г.) = (9945 * 62297) / (62297 – 49810) = 619543665 / 12487 = =49615 тыс.руб.

Величину издержек в точке критического объема определили как сумму постоянных и переменных издержек, приходящихся на критический объем.

Результаты проиллюстрируем на графике (рис. 3)

 

 

Затраты

тыс.руб.

                                                                                              прибыль

                                                                                            

                                                                                              QCпрм                                             

49615

             убытки                                                                    QСпост

         0

49615                              объем продаж, тыс.руб.

Рис.3 График расчета точки безубыточности в 2004г.

 

Размер переменных издержек определим как произведение критического объема продаж на отношение (уровень) размера переменных издержек (данные из условия) к объему продаж.

В итоге получим:

49615* (49810 / 62297) = 49615 * 0,8 = 39692 тыс.руб. – размер переменных издержек в точке критического объема по данным 2004г.

Критический размер издержек показывает, что превышение их суммы 49615 тыс.руб. в точке критического объема продаж при неизменной цене также повлечет за собой убытки.

На основе полученных данных определим запас финансовой прочности, представляющей собой величину, на которую предполагаемое количество продаж превысит точку безубыточности. При этом также определяют индекс безопасности как соотношение размера запаса финансовой прочности к объему продаж. Если, как на нашем предприятии объем продаж составит 62297 тыс.руб., а точка безубыточности – 49615 тыс.руб., то запас финансовой прочности составит:

Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния