Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:03, дипломная работа

Описание работы

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий встает множество вопросов:

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты финансовой политики
1.1 Содержательная характеристика категории «финансовая политика предприятия», ее цели и задачи
1.2 Специфика финансовой политики российских предприятий в современных условиях
1.3 Структура финансовой политики
2. Комплексный анализ финансового состояния предприятия
2.1 Задачи анализа финансового состояния
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Балансовые стоимостные показатели
2.4 Оценка ликвидности активов
2.5 Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.6 Оценка платежеспособности предприятия
2.7 Определение длительности финансового цикла
2.8 Оценка эффективности работы предприятия
3. Совершенствование финансовой политики
3.1 Анализ сложившейся ситуации на предприятии
3.2 Операционный анализ
3.3 Рычажное управление прибылью
3.4 Управление денежными потоками
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 875.50 Кб (Скачать)

 

Примечание: Рентабельность может быть представлена как величина безразмерная или в процентном выражении

Показатель общей рентабельности отчетного периода предельно низкий, в 2004г. на 1 рубль выручки получено чуть больше 1 копейки прибыли до налогообложения.

Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) показывает величину валовой прибыли на 1 рубль затрат. За анализируемый период этот показатель в динамике снижается и предприятие в 2004г. на 1 рубль затрат получает 25 копеек валовой прибыли. Внутренний анализ с привлечением данных управленческого учета направлен на выявление резервов снижения доли постоянных затрат.

              Рентабельность оборота (продаж) показывает сколько прибыли получено с 1 рубля выручки. Высокая прибыль на единицу продаж, свидетельствует об успехах предприятия в основной деятельности. Низкая прибыль на 1 рубль выручки может говорить как о недостаточном спросе на продукцию, так и о высоких издержках, что предполагает активизацию маркетинга на предприятии, анализ по видам издержек и поиск резервов их снижения.

В динамике незначительный рост и в 2004г. расчетная величина этого показателя составила  чуть более 4% с 3% в 2002г.

Норма прибыли (коммерческая маржа) характеризует способность предприятия генерировать чистую прибыль в процессе изготовления и реализации товаров, обеспечивающих формирование  выручки от продажи продукции, работ, услуг и показывает сколько  копеек чистой прибыли предприятие получает с каждого рубля выручки после покрытия всех затрат, в том числе и реализационных и после уплаты налогов.

На данном предприятии уровень этого показателя предельно низкий и в динамике снижается: с 1,1% в 2002г. до 0,6% в 2004г.

Оценка рентабельности использования капитала произведена с использованием следующих показателей: экономической и финансовой рентабельности, фондорентабельности и рентабельности перманентного капитала.

Таблица 17

Оценка рентабельности использования капитала (активов)

 

 

Наименование

 

Обозначение

Алгоритм расчета

Финансовые

коэффициенты

числитель, тыс.руб.

знаменатель, тыс. руб.

2002

 

2004

 

2002

 

2004

 

2002

 

2004

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Экономическая рентабельность (ROI)

 

 

 

Прибыль

от продаж

Финансовый капитал

 

 

17,7%

 

 

27,3%

1756

2542

9938

9325

Финансовая рентабельность (ROE)

 

RСК

Чистая прибыль

Собственный капитал

 

 

17,4%

 

 

 

18,7%

561

378

3224

2023

Фондорентабельность

 

 

Прибыль

до налогообложения

Основной капитал

 

 

 

36%

 

 

60%

691

752

 

1919

1246

 

Рентабельность перманентного капитала

 

 

Прибыль

до налогообложения

 

Перманентный капитал

 

 

 

21,4%

 

 

 

37,2%

691

752

3224

2023


 

Экономическая рентабельность показывает сколько копеек прибыли от продаж предприятие зарабатывает на каждый рубль капитала. В 2002г. экономическая рентабельность на нашем предприятии составляла 17,7% в 2004г. рост к 27,3%. Наблюдается тенденция увеличения эффективности работы предприятия.

Финансовая рентабельность показывает сколько копеек чистой прибыли предприятие заработало на 1 рубль собственного капитала. В 2002г. собственный капитал принес предприятию 17 копеек чистой прибыли, в 2004г. – почти 19 копеек с 1рубля, что говорит о повышении эффективности работы собственного капитала. Рентабельность собственного капитала может рассчитываться как по балансовой, так и по рыночной оценке собственного капитала.

Фондорентабельность – способность предприятия генерировать прибыль до налогообложения за счет использования основного капитала. В 2002г. основной капитал принес 36 копеек прибыли до налогообложения, в 2004г. 60 копеек. В динамике рост, что говорит о повышении эффективности работы основных фондов.

Рентабельность перманентного капитала  – способность предприятия генерировать прибыль до налогообложения за счет использования перманентного капитала. На анализируемом предприятии этот показатель за 3 вырос с 21,4% в 2002г. до 37,2% в 2004г.

Оценка коммерческой эффективности предприятия произведена с помощью следующих коэффициентов: коэффициент покрытия текущих затрат, коэффициент коммерческой платежеспособности, рентабельности совокупных вложений и рентабельности процесса самофинансирования.

Таблица 18

Оценка коммерческой эффективности предприятия

 

 

Наименование

 

Обозначение

Алгоритм расчета

Финансовые

коэффициенты

числитель, тыс.руб.

знаменатель, тыс. руб.

2002

 

2004

 

2002

 

2004

 

2002

 

2004

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости)

 

 

КСАМ

Выручка от реализации

Себестоимость проданных товаров

 

 

1,289

 

 

1,251

52448

62297

40688

49810

Коэффициент коммерческой платежеспособности

 

Чистая прибыль

Финансовые издержки (процентные выплаты)

 

 

 

26,7

 

 

 

10,2

561

378

21

37

Рентабельность совокупных вложений

 

 

Чистая прибыль и процентные выплаты

Совокупный капитал

П700

 

 

 

0,059

 

 

 

0,045

 

582

 

415

 

9938

 

9325

 


 

 

 

продолжение таблицы 18

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Рентабельность процесса самофинансирования

 

 

 

Потенциал самофинансирования

Собственный капитал

 

 

0,210

 

 

0,224

676

453

3224

2023


 

Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости) показывает способность предприятия за счет выручки от реализации покрывать текущие затраты по изготовлению и сбыту. В течение трех лет этот показатель существенно не менялся и составлял от 1,289 в 2002г. до 1,251 в 2004г., т.е выручка от реализации в полной мере покрывала затраты и предприятие работала в режиме самоокупаемости, а получаемая чистая прибыль позволяла сформировать потенциал самофинансирования. 

Коэффициент коммерческой платежеспособности показывает, в какой мере предприятие может покрывать издержки по обслуживанию долга за счет получаемой чистой прибыли. В текущем отчетном периоде по данным анализа на финансовые издержки предприятие направляло в 2002г. 27%, а в 2004г. только 10% чистой прибыли.

Оценка инвестиционной привлекательности и оценка качества прибыли отражает динамику отдельных финансовых коэффициентов.

Рентабельность оборота растет, за 3 года на 24% - с каждого рубля выручки предприятие получает все больше прибыли.

Норма прибыли имеет существенно снижающуюся тенденцию- почти наполовину с 0,011 в 2002г. до 0,006 в 2004г. – значительно снизился процент получения чистой прибыли с выручки.

Экономическая рентабельность растет, в динамике этот показатель вырос до 8,1%, но при банковской ставке в 18% годовых дифференциал на нашем предприятии будет отрицательный.

Незначительный рост финансовой рентабельности – 7%.

Положительным фактором  является рост деловой активности предприятия, за 3 года составил 27%.

На анализируемом предприятии «Золотое правило бизнеса» декларирует (предписывает) следующие принципы (требования):

              - Нормальное предприятие должно ежегодно обеспечивать прирост капитала.

              - Привлекаемый капитал должен обеспечить высокие темпы роста финансовых результатов, которые должны расти более высокими темпами, чем сам капитал

              - Выручка, выполняя возложенные на нее теорией функции, должна обеспечить более высокий темп роста валовой прибыли.

              - Должен обеспечиваться прирост конечного финансового результата

              - Золотое правило легко выполняется, если предприятие обеспечивает повышение финансово-экономической эффективности.

              Если отдельные показатели финансово-экономической эффективности снижается, то золотое правило бизнеса деформирует или не выполняется.

Таблица 19

Комплексная оценка финансово – экономической

эффективности предприятия

Индикаторы эффективности финансово – хозяйственной деятельности

Абсолютные значения: статика и динамика

Выводы

Период

Расчеты

1

2

3

4

«Золотое правило бизнеса»

 QП ч ст   QП    QЦ   к   1,0

 

2004

 

0,6741,4471,1880,9381

 

1

2

3

4

Динамика эффективности предприятия

R ск   Rк    R ц   Кдак  1,0

 

2004

 

1,0751,1571,2421,2661

 

Формула

Дюпона для экономич. рентабель-ности

 

 

Rк = Rц * К дак

2004

 

0,273=0,041*6,680

0,273=

0,273

 

 Rк   R ц   Кдак

 

2004

 

1,542=1,218*1,266

1,542=

1,542

Формула Дюпона для финан. Рентабель-ности

Rск = Н пр * К дак * ФР

2004

 

0,187=0,006*6,680*4,609

1,187=

1,187

 Rк  = Нпр* Кдак*фр

2004

 

1,075=0,545*1,266*1,495

1,075=

1,075

На исследуемом предприятии «золотое правило бизнеса» не выполняется

0,674<1,447>1,188>0,938<1

Соответствующие расчеты показали, что при спаде темпов роста капитала более высокими темпами увеличивается выручка и прибыль от продаж, но конечный результат не растет, а снижается.

Формула Дюпона отражает взаимосвязь и взаимное влияние различных показателей финансово-экономической эффективности работы предприятия. Все расчетные показатели > 0, можно сказать об эффективной работе предприятия. Расчетные величины индексных показателей также > 0, значит эффективность возрастает.

Таким образом, обобщив результаты анализа, выявлены положительные тенденции развития предприятия:

1. Предприятие получает прибыль от продаж и темпы ее роста превышают темпы проста выручки. Значит предприятие генерирует финансовые результаты посредством привлечения в оборот финансовых ресурсов.

Значительно (почти наполовину) снизилась дебиторская задолженность, значит предприятие изменило кредитную политику в отношении дебиторов –сократило дни коммерческого кредита.

2. Факторы положительно влияющие на финансовую устойчивость:

Расчетная величина индекса постоянного актива позволяет говорить о том, что все внеоборотные и часть оборотных активов сформированы за счет собственного капитала. Предприятие может маневрировать 40% средств, так как уровень коэффициента маневренности близок к рекомендуемому значению.

3. Рыночная устойчивость предприятия:

Расчетная величина коэффициента автономии показывает, что собственный капитал покрывает производственные инвестиции, но необходимо его удержать от снижающей тенденции.

Отсутствие долгосрочных и незначительное наличие краткосрочных заимствований, их доля в собственном капитале 16 копеек в рубле, т.е внешняя зависимость незначительная.

4. Платежеспособность по ряду показателей можно оценить как удовлетворительную:

Общее покрытие «текущий показатель» и показатель критической оценки «лакмусовая бумажка» больше 1, значит оборотных средств достаточно, чтобы их продать и покрыть свои краткосрочные обязательства, но оба показателя необходимо удержать от снижения.

5. Деловая активность и рентабельность:

Уровень деловой активности высокий и в динамике рост, это значит, что с каждого рубля капитала предприятие получает все больше прибыли.

Экономическая рентабельность растет с 18% до 28% за 3 года, т.е с каждого рубля выручки предприятие зарабатывает 27 копеек прибыли от продаж. Собственный капитал приносит 19 копеек чистой прибыли. Это привлекательно для банковского кредитования.

Но вместе с тем выявлен ряд негативных тенденций, по которым необходимо принять ряд мероприятий по их улучшению. Эти вопросы будут рассмотрены мной в 3 главе работы.

Информация о работе Совершенствование финансовой политики предприятия в целях обеспечения его стабильного финансового состояния