Пути повышения рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
разработать пути повышения рентабельности предприятия ЗАО «ЗЖРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее………………………...5
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……13
Оценка состояния рентабельности предприятия………………………..……17
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение …………………………………………...……..17
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение…21
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение…………………………………………………………………....23
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона……….……28
Пути повышения рентабельности предприятия………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭП.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

      Факторы, влияющие на показатели рентабельности 

      Внутренние     Внешние 

Непроизводственные Производственные Географическое  положение 

Конкуренция и  спрос на продукцию фирмы 

Ситуация на финансовом, кредитном и др. рынках 

Государственное регулирование цен, тарифов, налогов, ставки рефинансирования, санкций и  т.д.

 
 
Снабженческо-

сбытовая деятельность 

Природоохранная деятельность

Претензионная деятельность 

Социальные условия труда и  быта 

Финансовая деятельность

 
 
Наличие и использование средств труда 

Наличие и использование предметов  труда 

Наличие и использование трудовых ресурсов

 
 

     Рис. 1.1. Факторы, влияющие на показатели рентабельности 

     Для предприятия важными являются показатели основного и оборотного капитала. На их основе рассчитывается коэффициент  оборачиваемости, который показывает, что, чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше необходимо его для выпуска определенного объема продукции.

     Изучая  рентабельность капитала, необходимо отметить ее связь с рентабельностью  продаж, ресурсоотдачи. Впервые эту связь выделили в фирме Дюпон: специалисты данной фирмы впервые свели вместе показатели рентабельности продаж и рентабельности активов и показали их связь в виде треугольной схемы. Схема этой модели выглядит следующим образом: 

     

       
 
 
 
 

      Рис. 1.2 Схема модели Дюпона

    В основу этой модели была положена следующая  зависимость:

    

    Где:

    ЧП  – чистая прибыль

    А – сумма активов предприятия

    Выручка – выручка от реализации продукции

    Стоит также отметить тот факт, что данная модель Дюпона стала применяться  только в последнее время. До этого  она долгое время оставалась невостребованной [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 2

     КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

     Полное  название организации – предприятие с иностранными инвестициями в виде закрытого акционерного общества «Запорожский железорудный комбинат», который расположен по адресу: Запорожская область, Васильевский район, с. Малая Белозерка, Веселовское шоссе 7 км.

      ЗАО «ЗЖРК» специализируется на разработке Южно – Белозерского и Переверзевского железорудных месторождений и производстве товарной железной руды.

     Торжественная выдача первой железной руды Южно-Белозерского месторождения состоялась 28 августа 1967 года на шахте “Южная”. Первая очередь ЗЖРК вступила в строй 30 декабря 1969 года. Добыча сырья ведется в сложнейших гидрогеологических условиях — под семью водоносными горизонтами (включая Бучакский) на глубине более 600 м.

     Месторождение охватывает 2,5 км, средняя мощность рудного тела — до 60 м. Разведанные  запасы руды составляют порядка 300 млн. тонн.

     Производимая  на предприятии руда имеет наиболее высокий в Украине уровень  содержания железа (58-66%).

     В структуру ЗЖРК входят шахты, дробильно – сортировочная фабрика и вспомогательные цеха: закладочный, ремонтно – механический и др. Основная производственная единица по добыче руды — шахта “Эксплуатационная”, самая большая в Украине по объему добычи и числу работников. Ее производительность — 3,3-3,5 млн. тонн в год. Задача шахты “Проходческая” — вскрытие и подготовка горизонтов.

     На  ЗЖРК добывается агломерационная, мартеновская, доменная руда. В общем объеме продукции 85% составляет агломерационная руда, которая содержит 62% железа и значительно  превосходит по качеству руду Криворожского  бассейна, других месторождений европейской  части СНГ.

     Около 60 % продукции экспортируется в Чехию, Словакию, Польшу и Австрию, а остальное поставляется на “Запорожсталь”. Кроме того, запорожская руда идет на Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.

    Основные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия можно  представить в таблице 2.1.

    Табл. 2.1.

    Экономический паспорт предприятия

№ п/п  
Показатели
Ед. изм.  
2008 г.
2009 г. Отчетный  год в % к прошл.
 
План
 
Факт
% выпол-нения
 
1
Объем товарной продукции в оптовых действующих  ценах без НДС и АС  
Тыс. грн
 
543230
 
1380288
 
1383752
 
100,3
 
255
 
 
2
Объем товарной продукции в оптовых сопоставимых ценах без НДС и АС  
Тыс. грн
 
560281
 
567820
 
569524
 
100,3
 
101,7
 
 
  3
Объем реализованной  продукции без НДС и АС 

(чистый  доход от реализованной продукции)

 
 
 
Тыс. грн
 
556083
 
1310610
 
1358420
 
103,7
 
245
 
4
 
Численность ППП
 
Чел.
 
4196
 
4397
 
4242
 
96,5
 
101,1
 
 
 
5
Производительность  ППП:

А) в  действующих ценах;

Б) в  сопоставимых ценах;

   
 
129,46 

133,53

 
 
313,91 

129,14

 
 
326,2 

134,26

 
 
103,91 

103,97

 
 
252 

100,5

 
6
Расходы на оплату труда Тыс. грн  
111327
 
194921
 
189069
 
97
 
170
 
7
Себестоимость реализованной продукции Тыс. грн  
440578
 
642962
 
635474
 
99
 
144
 
8
 
Валовая прибыль
Тыс. грн  
115505
 
667648
 
722946
 
108,3
 
626
 
9
Рентабельность  продукции  
%
 
13
 
85
 
94
 
110,6
 
723
 
10
Финансовый  результат от обычной деятельности Тыс. грн  
26262
 
495882
 
551370
 
111,2
 
2100
 
11
Чистая прибыль Тыс. грн  
26262
 
495882
 
551370
 
111,2
 
2100
 
12
Рентабельность  производства (капитала)  
%
 
7
 
70
 
77
 
110
 
1100
 
 

    Формулы для расчетов:

                                                                                                                              (2.1) 

       (2.2) 

       (2.3) 

    По  полученным результатам финансово-хозяйственной  деятельности можно сделать вывод, что предприятие ЗАО «ЗЖРК» значительно увеличило масштабы своей деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Такой вывод можно сделать на основании следующих показателей:

  1. объем товарной продукции в оптовых действующих ценах в 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно вырос и составил 255% от показателя 2008 г.;
  2. объем товарной продукции в оптовых действующих ценах в 2009 г. по сравнению с 2008 г. значительно вырос и составил 255% от показателя 2008 г.;

   3) увеличилась численность промышленно-производственного персонала с 4196 человек в 2008 году до 4242 человек в 2009 г.;

   4) фонд заработной платы в 2009 году вырос с 111327 тыс. грн. до 189069 тыс. грн. и это увеличение отрицательно сказалось на деятельности предприятия;

   5) себестоимость объема реализованной продукции увеличилась, что повлияло на увеличение цены на реализуемую продукцию и на конкурентоспособность предприятия;

   6) положительные тенденции наблюдались при оценке валовой прибыли, которая увеличилась по сравнению с 2008 годом и составила 722946 тыс. грн., что составило 626 % от показателя 2009 года;

   7) существенно повысился показатель рентабельности продукции в 2009 году и составил 723% показателя за 2008 год;

   8) в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно вырос финансовый результат от обычной деятельности и чистая прибыль;

   9) в связи с таким резким ростом чистой прибыли вырос показатель рентабельности производства с 7% в 2008 г. до 77% в 2009 г., что положительно повлияло на всю деятельность предприятия и на его инвестиционную привлекательность. 
 
 

    РАЗДЕЛ 3

    ОЦЕНКА  СОСТОЯНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    3.1. Анализ рентабельности продукции и влияние факторов на ее изменение

    Рентабельность продукции – это показатель, характеризующий эффективность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Он равен отношению валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции [6]:

           (3.1)

    Данный  показатель показывает, сколько предприятие  имеет валовой прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции.

                     (3.2)

    Данный  показатель показывает, сколько предприятие  имеет чистой прибыли с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции.

    Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и  видам продукции.

    Данный  коэффициент показывает, насколько  прибыльным является конечный результат  основной деятельности предприятия. Он помогает, в частности, решать текущие  и стратегические задачи предприятия.

    Целью деятельности любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, поэтому предприятию необходимо определиться, какие изделия являются невыгодными для производства и  реализации, а какие – наоборот, следует увеличить объемы производства в связи с высокой рентабельностью данных изделий. Для этого предприятию необходимо оценить рентабельность по каждому виду продукции и принять соответствующее решение.

    После проведения оценки рентабельности каждого  вида продукции можно определить резервы снижения себестоимости  продукции, пути повышения качества продукции, а это, в свою очередь, повышает рентабельность продукции  и улучшает финансово-экономическое  состояние предприятия.

    При оценке относительных показателей  эффективности деятельности важное внимание уделяется определению  факторов, которые влияют на изменение  этих показателей. В частности, на показатель рентабельности производственной деятельности влияют три фактора, представленные на рисунке 3.1 [1].

      
 
 

    Рис. 3.1. Факторы, влияющие на показатель рентабельности продукции

    К другим факторам, влияющим на данный показатель рентабельности, относятся также  качество продукции, конъюнктура рынка, прямые материальные затраты, затраты  на оплату труда и т.п.

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия