Пути повышения рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
разработать пути повышения рентабельности предприятия ЗАО «ЗЖРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее………………………...5
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……13
Оценка состояния рентабельности предприятия………………………..……17
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение …………………………………………...……..17
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение…21
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение…………………………………………………………………....23
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона……….……28
Пути повышения рентабельности предприятия………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭП.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

  

    Рис. 3.3 Динамика рентабельности капитала предприятия ЗАО «ЗЖРК»

      Как видно из табл. 3.3, рентабельность капитала на предприятии ЗАО «ЗЖРК» значительно увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом с 15,5% до 136% за счет изменения чистой прибыли предприятия. На рентабельность капитала практически не повлияло изменение стоимости капитала. Но, в связи с тем, что фактор прибыли больше повлиял на показатель рентабельности, чем изменение суммы капитала, то это принесло в итого увеличение рентабельности капитала , что означает тот факт, что предприятие рационально организовало свою деятельность и хорошо реагировало на изменения, происходящие на рынке.

    Рентабельность  собственного капитала выросла с 7,3% до 81,9%. Показатель собственного капитала, говорит о том, что каждая инвестированная собственниками капитала гривна, принесла прибыль в размере 7,3 коп. в 2008 году, и 81,9 коп. в 2009 году.

    Чтобы повысить уровень рентабельности капитала в дальнейшем предприятию необходимо тщательно продумать все плановые показатели на будущий год и улучшить свою торговую политику с целью быстрого реагирования на все внешние изменения в структуре рынка товаров.

    3.4 Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона

    Чтобы провести общую оценку ситуации на предприятии достаточно изучить  влияние общих факторов на уровень  рентабельности капитала, т.е. факторов первого уровня. Однако, когда необходимо улучшить показатели эффективности использования капитала, проводится анализ на основе более детализированных факторных моделей.

    Из  различных моделей факторного анализа  рентабельности капитала наиболее простой  является двухфакторная модель анализа  капитала (Модель Дюпона).

                        (3.13)

    Где:

    Ркап – рентабельность капитала, %

    ЧП  – чистая прибыль, тыс. грн.

    ЧРП – чистая реализованная продукция, тыс. грн.

     - среднегодовая сумма капитала, тыс. грн.

    Рпродаж – рентабельность продаж, тыс. грн.

    Окап – оборачиваемость капитала, раз.

    Данная  модель показывает, что рентабельность капитала равняется произведению двух факторов: рентабельности продаж и  коэффициента оборачиваемости капитала. Первый из этих факторов показывает эффективность  основной деятельности предприятия, связанной  с выпуском и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), а второй –  скорость оборачиваемости его имущества. Рентабельность капитала, основанная на модели Дюпона, является синтетическим показателем и объединяет в себе оба аспекта его деятельности [7]. 

    Чтобы оценить рентабельность капитала по модели Дюпона на предприятии ЗАО «ЗЖРК» необходимо сначала построить таблицу с исходными данными.

    Табл. 3.4

    Показатели для анализа рентабельности капитала по модели Дюпона на ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п Показатель 2008 год 2009 год Отклонение, ± Темп роста, %
1 Чистая прибыль, тыс. грн. 26262 551370 +525108  
2099
2 Чистая реализованная  продукция, тыс. грн. 556083 1358420 +802337  
3 Среднегодовая стоимость активов, тыс. грн. 169959,5 405275 +235315,5  
238,5
4 Рентабельность  продаж, % 19 48 +29  
253
5 Оборачиваемость капитала, раз 0,82 2,85 +2,03  
348
6 Рентабельность  капитала, % 15,5 137 +121,5  
884
 
 

    

    Рис. 3.4. Динамика рентабельности капитала предприятия ЗАО «ЗЖРК» с использованием Модели Дюпона

    Чтобы количественно оценить влияние  изменения каждого из факторов на изменение результативного показателя (рентабельности капитала) можно воспользоваться  методом цепной подстановки.

    Для этого проведем такие расчеты:

    1) строим факторную модель рентабельности  капитала:

    

    2) находим изменение показателя  рентабельности капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом:

    

    3) производим замену планового  показателя на фактический:

    I.

    II.

    III.

    4) измеряем влияние факторов на  изменение результата:

    

    

    5) делаем проверку:

    

    Как видно из приведенных расчетов, рентабельность капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на 121,5%. Как мы выяснили, это стало следствием влияния на нее изменения показателя рентабельности продаж, который и дал такое повышение уровня рентабельности капитала.

    Таким образом, на рассматриваемом нами предприятии, для дальнейшего роста рентабельности капитала, необходимо улучшить эффективность своей деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Это можно сделать такими путями: поиск новых рынков сбыта, отказ от нерентабельных видов продукции, улучшение качества продукции, снижение расходов на ее производство и т.п. 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛ 4

    ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРДПРИЯТИЯ

    Рентабельность  – это сложная категория. Она  показывает, насколько прибыльна  деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому  предприятию необходимо находить новые  пути повышения рентабельности с  целью обеспечения более высоких  показателей.

    Альтернативность  поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при  анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних  и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка  сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение  отдачи основных средств и т.д.

    Не  менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у  предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает  к помощи дополнительных займов с  целью обновления оборудования или  ассортимента.

    Источником  роста показателя рентабельности может  являться внедрение инноваций, позволяющих  производить новый вид товаров  с лучшим качеством, осваивать новые  рынки сбыта продукции, вводить  организационно-управленческие новшества  и т.д. [4]

     Любая коммерческая организация и предприятие  стремится развиваться и расширять  свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного  предприятия, тесно связаны с  разработкой и реализацией стратегии  и тактики управления процессом  формирования, увеличения и распределения  рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:

  1. ускорением товарооборачиваемости;
  2. уменьшением массы издержек;
  3. увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

    Однако  данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит  более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке  производителя, рыночную ситуацию, наличие  конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет  сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:

     1) реализация новых товаров, товаров  с более высокими качественными  характеристиками по сравнению  с ранее и ныне продававшимися  изделиями;

     2) освоение нового рынка;

     3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг,  освоение новых источников поставки  товаров;

     4) организационно-управленческие новшества.

    Первый  тип обеспечивает прирост показателей  рентабельности с одновременным  ростом объема реализации. Второй тип  создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря  росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной  из стратегий:

    1) снижение цены при снижении  себестоимости производства и  реализации товара в расчете  на такое увеличение продаж, которое  увеличит массу рентабельности;

    2) не изменять цену продаж, тогда  будет обеспечиваться рост рентабельности  благодаря увеличению нормы предпринимательского  дохода.

    В результате четвертого типа инноваций  должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость  запасов, повыситься эффективность  использования ресурсов.

    В данной курсовой работе было обнаружено, что рентабельность предприятия  ЗАО «ЗЖРК» в 2009 году по сравнению с 2008 годом значительно увеличилась, что связано с влиянием различных факторов. Пути повышения показателя рентабельности целесообразно искать в следующих статьях финансовой отчетности:

    1) объем товарной продукции в  оптовых действующих ценах;

    2) численность ППП;

    3) объем валовой прибыли;

    4) финансовые результаты от обычной деятельности;

    5) объем чистой прибыли .

    Исходя  из информации о расходах предприятия (Форма 2 «Отчет о финансовых результатах» за 2009 год) можно сделать вывод  о том, что наиболее целесообразное решение, которое может принять  руководитель по повышению показателя рентабельности – это организация  жесткого контроля над расходами  предприятия, составление смет по расходам. 
 
 
 
 
 

    ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Показатель  рентабельности имеет особо важное значение в современных рыночных условиях, когда руководству требуется принимать неординарные решения для обеспечения прибыльности и формирования финансовой устойчивости предприятия.

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия