Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».
77
Введение
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение, в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.
Однако для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Необходимо сопоставлять прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Таким показателям является рентабельность. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости капитала. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Актуальность темы исследования связана с тем, что уровень рентабельности предприятия характеризует эффективность его работы в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Со значением этого показателя тесно связана способность предприятия финансировать свою деятельность, то есть его финансовое состояние.
Целью дипломной работы является исследование теоретических и методических основ рентабельности на предприятии, оценка ее на примере ООО «Стройизол» и предложение путей ее повышения.
Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия;
- провести анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Стройизол»;
- разработать пути повышения рентабельности на предприятии в условиях экономического кризиса на примере ООО «Стройизол».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Стройизол» (далее ООО «Стройизол»), основным видом деятельности которого является строительно-монтажные работы.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при повышении рентабельности предприятия ООО «Стройизол».
Прикладное исследование проводилось методами сравнения технико-экономических значений с нормативами и в динамике, использовались расчётные, графические, аналитические, экономические, математические и статистические методы. В ходе работы использовались следующие методы: абстрактно-логический, статико-экономический, монографический.
Для достижения поставленных задач, была изучена специальная литература в частности работы таких авторов как И.Т Абдукаримова, В.Е. Акулова Л.Т. Бернстайн, А.С. Баканов, В.А. Белобородова, Г.П. Борисов, Л.Л.Ермоловича, А. И. Ковалёва, В.П. Привалова, Г.В. Савицкой, Р.С.Сайфуллина, Э.А. Уткина, А.С. Федорова, Р.С.Сайфуллина, Е.В. Негашева, А.Д. Шеремет и других авторов. Кроме этого были использованы материалы периодической печати, в частности таких авторов как Баринов А. «Финансовый бизнес», В.Н. Глазунов «Финансы», М.И. Литвин «Финансы», И.В. Липатов «Финансы» и др.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изучается сущность и значение рентабельности предприятия, факторы и значение рентабельности предприятия, а также показатели рентабельности предприятия.
Вторая глава работы носит практическую направленность, в ней дана общая характеристика деятельности предприятия, проведен анализ рентабельности активов и капитала предприятия, анализ рентабельности реализации на предприятии.
В третьей главе представлены пути повышения рентабельности активов и капиталов на предприятии, пути повышения рентабельности на предприятии.
Практическая значимость темы исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования в частности мероприятия по повышению рентабельности могут быть использованы на предприятии.
1. Теоретические и методические основы оценки рентабельности предприятия
1.1. Сущность и значение рентабельности предприятия
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии [7, С.59].
Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность).
Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение, в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли [13, С. 362].
Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль [13, С. 369].
Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности [38, С. 221].
Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи [11, С. 136].
Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности.
Рентабельность, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:
1) ожидаемая рентабельность является основой принятия инвестиционных решений;
2) полученная рентабельность выступает измерителем результатов деятельности предприятия;
3) часть полученной рентабельности является источником самофинансирования предприятия;
4) часть рентабельности поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности) [26, С. 120].
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях финансово-экономического кризиса, в конечном счете, является получение рентабельности, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной рентабельности, в краткосрочном необходимой рентабельности при определенных объемах деятельности, и во все периоды обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация рентабельности в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров рентабельности. Обеспечение необходимого объема рентабельности в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (промышленного предприятия), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Основная цель деятельности предприятия (промышленного предприятия) находится в тесной связи с жизненным циклом предприятия. На стадии его «рождения» главной целью выступает борьба за выживание, а основной задачей выход на рынок (заявление о себе); на стадии «детства» соответственно кратковременная рентабельность при укреплении положения на рынке; в «юности» ускоренный рост прибылей на основе роста реализации и завоевания своей части рынка; на стадии «ранней зрелости» постоянный рост объемов и освоение новых направлений деятельности (диверсификация деятельности); на стадии «зрелости» предприятие заботится о своем имидже и сбалансированном росте всех показателей, на стадии «старения» обеспечение сохранения завоеванных позиций и стабильности работы; на стадии «выживания» поиск новых идей, способствующих омолаживанию предприятия. Оценка жизненных циклов предприятия с позиции рентабельности показывает, что оно должно за период с рождения до зрелости обеспечить достижение максимальной рентабельности, а это в свою очередь создаст предпосылки для его возрождения на новом витке развития [19, С. 203].
Таким образом, в своей практической деятельности организации рассчитывают нескольких видов рентабельности:
- рентабельности продаж;
- рентабельности организации;
- рентабельности активов;
- рентабельности основного капитала;
- рентабельности собственного капитала.
Но основное внимание организации обращают на первые два вида рентабельности - рентабельность продаж и рентабельность организации [27, С. 114].
Подводя итог можно отметить, что рентабельность, показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии на примере ООО «Стройизол»