Пути повышения рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование динамики показателей рентабельности и выявление резервов ее повышения на ЗАО «Запорожский железорудный комбинат».
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи следующего характера:
дать определение рентабельности
изучить виды рентабельности и факторы влияющие на нее
дать краткую характеристику предприятию ЗАО «ЗЖРК»
оценить динамику рентабельности продукции, производства и продаж
сравнить рентабельность производства с минимальной рентабельностью
разработать пути повышения рентабельности предприятия ЗАО «ЗЖРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Рентабельность, ее виды и факторы влияющие на нее………………………...5
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……13
Оценка состояния рентабельности предприятия………………………..……17
Анализ рентабельности производственной деятельности и влияние факторов на ее изменение …………………………………………...……..17
Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение…21
Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение…………………………………………………………………....23
Анализ рентабельности с использованием Модели Дюпона……….……28
Пути повышения рентабельности предприятия………………………….…32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭП.docx

— 172.01 Кб (Скачать)

    При оценке рентабельности продукции ее можно классифицировать таким образом:

    1) по уровню рентабельности:

          а) нерентабельные виды продукции;

          б) низкая рентабельность;

          в) средняя рентабельность;

     г)  высокая рентабельность.

    2) по изменению рентабельности  по сравнению с прошлыми периодами:

          а) увеличение уровня рентабельности;

          б) незначительное изменение  уровня рентабельности;

          в) снижение уровня рентабельности. 

    Для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией для расчета необходимых показателей.

    Табл. 3.1.

    Показатели  для оценки рентабельности продукции ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п Показатель 2008 год 2009 год Отклонение, ± Темп роста, %
1 Валовая прибыль,

 тыс. грн.

115505 722946 +607441     626
2 Себестоимость,

тыс. грн.

440578 635474 +194896 144
3 Рентабельность  продукции, % 26,217 113,765 +87,548 433,9
 

    

    Рис. 3.1 Динамика рентабельности продукции предприятия ЗАО «ЗЖРК» 

    Как видно из табл. 3.2 показатель рентабельности продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно повысился. Полученные в ходе проведения анализа данные свидетельствуют о том, что рентабельность производственной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом повысилась на 87,6% за счет влияния двух факторов:

    1) за счет увеличения валовой прибыли на 607441 тыс. грн;

    2) за счет увеличения себестоимости на 194896 тыс. грн, что отрицательно повлияло на рост рентабельности продукции, но не привело предприятие к убытку за счет увеличения валовой прибыли;

    Для того, чтобы рентабельность продукции росла с такими же темпами, предприятию необходимо оценить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции и по результатам такой проверки определить, какие виды продукции следует производить в больших количествах в связи с их высокой рентабельностью, а от каких необходимо отказаться вследствие их нерентабельности.

    Таким образом, указанные выше мероприятия  позволят повысить уровень рентабельности продукции, что повысит инвестиционную привлекательность, что является в современных рыночных условиях важным качеством любого предприятия. 

    3.2. Анализ рентабельности продаж и влияние факторов на ее изменение

    Коэффициент рентабельности продаж используется при  оценке эффективности хозяйственной  деятельности и процессов ценообразования.

    Под рентабельностью продаж подразумевается  такой коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли  в каждой заработанной гривне реализованной  продукции. Этот коэффициент характеризует  эффективность производственной и  коммерческой деятельности предприятия.

    Для определения рентабельности продаж используются различные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Эти показатели соотносят  с объемом реализованной продукции, чтобы определить, какое количество прибыли приходится на единицу готовой продукции. В связи с этим для оценки рентабельности продаж используются следующие формулы:

         (3.3)

         (3.4)

        (3.5)

         (3.6)

    Прибыль от продаж продукции зависит в  целом от следующих факторов:

    1) объем продаж продукции;

    2) структура продукции;

    3) себестоимость продукции;

    4) уровень цен реализации.

    При этом объем продаж продукции может  оказывать на прибыль как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное наблюдается в  том случае, когда увеличивается  объем продаж рентабельной продукции, что приводит к увеличению прибыли, а отрицательное – в случае, когда увеличивается объем продаж убыточной продукции, что неизбежно  приведет к уменьшению прибыли.

    Точно так же и структура продукции  оказывает двоякое влияние на сумму прибыли, поскольку в случае увеличения доли рентабельных видов  продукции сумма прибыли возрастет, а в случае роста доли убыточных  видов – сумма прибыли снизится.

    Для оценки рентабельности продаж предприятия  ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией.

    Табл. 3.2

    Показатели  для анализа рентабельности продаж на предприятии ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п Показатели 2008 год 2009 год Отклонение, ± Темп роста, %
1 Валовая прибыль, тыс. грн. 115505 722946 +607441  
626
2 Выручка от реализации, тыс. грн. 602072 1500668 +898596  
249
3 Рентабельность  продаж, % 19 48 +29  
253
 

                             (3.7) 

    

    Рис. 3.2 Динамика рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК»

    Как видно из таблицы 3.2, рентабельность продаж в 2008 году составила 19%, а в следующем, 2009 году, этот показатель значительно увеличился и составил 48%, т.е. отклонение составило +29%.

    В целях повышения рентабельности продаж предприятию необходимо проанализировать структуру продаж, определить какие  виды продукции являются нерентабельными и отказаться от их продажи вследствие их убыточности. Также предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат при калькулировании себестоимости продукции, определить, каким образом можно уменьшить этот показатель.

    3.3. Анализ рентабельности капитала и влияние факторов на ее изменение

    Каждому предприятию необходимо знать всю  информацию о рентабельности его  деятельности.  Таким показателем  может являться рентабельность предприятия (активов).

    Рентабельность  предприятия (активов) – показатель, который является важной характеристикой  факторной среды формирования прибыли  предприятия.

    Данный  показатель является обязательным элементом  анализа и оценки финансового  состояния предприятия. Он рассчитывается как отношение прибыли (валовой, операционной, чистой) к среднегодовой  стоимости активов предприятия:

           (3.8)

    Где

    Ркап – рентабельность капитала, %

    ЧП  – чистая прибыль, тыс. грн.

     - среднегодовая стоимость активов, тыс. грн.

    В экономической литературе этот показатель чаще всего называют общей, экономической  рентабельностью, рентабельностью  производства или рентабельностью  капитала.

    На  уровень и динамику данного вида рентабельности могут влиять различные  факторы производственно-хозяйственной  деятельности. К основным из них можно отнести (по Мошенскому)[1]:

    1) уровень организации производства  и управления;

    2) структура капитала;

    3) степень использования производственных  ресурсов;

    4) объем, качество и структура  продукции;

    5) затраты на производство и  себестоимость продукции;

    6) прибыль по видам деятельности  и направления ее использования.

     Показатель  рентабельности собственного капитала представляет интерес, прежде всего, для  инвесторов. А так же, для имеющихся и потенциальных собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: 

     

                               (3.9)

     
 
 
Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности  вложений в деятельность того или  иного вида.

    В зарубежной практике часто используется понятие порога рентабельности, или  же точки безубыточности, и запаса финансовой прочности предприятия.

    Под порогом рентабельности обычно подразумевают  такой объем выручки от реализации, при котором прибыль равняется  нулю, но при этом предприятие полностью  покрывает свои издержки. 

     (3.10) 

      (3.11) 

      (3.12) 

    Кроме этого показателя, используется также  показатель финансовой прочности, показывающий, насколько выручка от реализации превышает порог рентабельности. Если эта величина отрицательная, то предприятие нерентабельно.

    Чтобы оценить уровень рентабельности капитала рассматриваемого нами предприятия  необходимо составить таблицу с  исходной информацией для расчета  показателя.

    Табл. 3.3

    Показатели для анализа рентабельности капитала предприятия ЗАО «ЗЖРК»

№ п/п Показатель 2008 год 2009 год Отклонение, ± Темп роста, %
1 Чистая прибыль, тыс. грн. 26262 551370 +525108  
2099
2 Активы, тыс. грн. 169959,5 405275 +235315,5 238,5
3 Собственный капитал, тыс.грн 358889,5 672969,5 +314080 187,5
5 Рентабельность  капитала, % 15,5 136 +120,5  
877
6 Рентабельность  собственного капитала,% 7,3 81,9 +74,6  
1122

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия