Пути повышения прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:57, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений по поводу формирования финансового состояния предприятия.
Целью данной дипломной работы является анализ и оценка текущего финансового состояния ОАО «Минский маргариновый завод», и разработка практических рекомендаций по его улучшению. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового состояния;
- сформулировать задачи и выявить информационную базу анализа финансового состояния предприятия;
- провести оценку финансового состояния предприятия: анализ имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивости;
- сформулировать предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом маргариновый завод Дима.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

– производственную – стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта). Каждая из них в свою очередь подразделяется на этапы, периоды, которые имеют свои цели, методы и механизмы реализации.

Прединновационная и инновационная стадии относятся к области инновационного проектирования, а производственная – к области изучения специальных организационно-управленческих дисциплин (организация производства и труда, планирование, финансирование, анализ, менеджмент и др.).

На прединновационной стадии проекта изучаются возможности будущего объекта проектирования, предприятие (организатор проекта) принимает предварительное решение об инновациях и выбирает (назначает) руководителя (управляющего, директора проекта).

Изучение различных вариантов  осуществления проекта, его технико-экономическое  обоснование и оценка эффективности  могут выполняться как собственными силами предприятия, так и специализированными  учреждениями, например проектными, архитектурными, строительно-консультационными и др.

Затраты на выполнение прединновационной стадии проекта в ОАО «Минский маргариновый завод» при нормальном стечении обстоятельств составляют примерно 1,5-5,5 % от стоимости проекта, в том числе на формирование инновационных возможностей (замысла, идеи проекта) – 0,2-1,0%, на обоснование инноваций – 0,25-1,5%, на технико-экономические исследования для небольших проектов – 1,0-3,0% и для крупных – 0,2-1,2 %.

Вторая инновационная стадия проекта  ОАО «Минский маргариновый завод» включает выбор проектной организации, подготовку проектных чертежей и моделей  объекта, детализированный расчет стоимости, предварительные планы проектных  и строительных работ, детальные  чертежи и спецификации и т.д.

На этой стадии определяются генеральный  подрядчик и субподрядчики, утверждается план платежей, оформляются краткосрочные  займы для оплаты субподрядчиков и поставщиков. От принятых решений  зависят не только затраты на осуществление  проекта, но и расходы на его эксплуатацию.

На сегодняшний день в ОАО  «Минский маргариновый завод» нет централизованного  отдела НИОКР.

В ОАО «Минский маргариновый завод» нет ориентации на децентрализацию  и самостоятельность подразделений, что не обеспечивает их маневренность, оперативность, множественность форм организации, разнообразие новых методов, технологий, продуктов и услуг, гибкость структур и методов управления.

Приведем показатели эффективности  инновационной деятельности предприятия в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 – Показатели эффективности инновационной и инвестиционной деятельности ОАО «Минский маргариновый завод»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Динамика 2012/2010, млн. руб.

Темп роста

2012/2010, %

Затраты на реализацию инновационных  и инвестиционных проектов, млн. руб.

611

646

741

130

121,3

Интегральный эффект, млн. руб.

129

134

148

19

114,7

Средний индекс

рентабельности

1,4

1,5

1,8

0,4

128,6

Рентабельность активов, %

0,8

1,0

1,1

0,3

137,2


 

Таким образом, на предприятии наблюдается  повышение эффективности инновационных  и инвестиционных проектов, о чем  свидетельствует средний индекс рентабельности по инновационным и  инвестиционным проектам, который вырос  за исследуемый период на 0,4 или 40%.

Рентабельность активов также  повысилась за исследуемый период на 0,3 п.п., что свидетельствует об эффективности инновационных и инвестиционных проектов.

Финансирование проектов осуществляется только за счет внутренних ресурсов ОАО  «Минский маргариновый завод». Это  говорит о том, что предприятие  не развивает связей с инвесторами. При высокой адаптивности предприятия  к запросам рынка главными барьерами, ограничивающими доступ конкурентов  на рынок, выступают способность  организации создавать конкурентные преимущества, в качестве которых  должны выступать:

– научно-технический опыт предприятия;

– уровень и новизна технологий;

– наличие исследовательской базы;

– высокая квалификация персонала.

Бизнес-проектирование в ОАО «Минский маргариновый завод» предполагает решение следующих вопросов:

– формирование стратегии предприятия, ориентированного на повышение эффективности  своей деятельности в долгосрочной перспективе;

– оценку выбранной стратегии, выявление  в ней «узких мест» и разработку мероприятий по их устранению (планирование инноваций);

– бизнес-планирование;

– выявление источников финансирования и планирование инвестиций.

Принятие решений по источникам финансирования является важнейшим  этапом инвестиционного планирования в ОАО «Минский маргариновый завод». Сюда входят следующие процедуры.

Информационная работа. Одним из факторов, сдерживающим инвестиционную деятельность, является неразвитость фондового рынка вообще и его  инфраструктуры в частности. В этих условиях получение точной информации об объектах инвестирования приобретает  огромное значение как для инвесторов, так и для предприятий. Это позволяет инвесторам оценить перспективность вложений, а для предприятий наличие точной и достоверной информации служит предпосылкой к повышению ликвидности акций, росту их курсовой стоимости, получению кредитов и прямых инвестиций.

Для принятия обоснованного решения  о вложении средств ОАО «Минский маргариновый завод» должно знать о предприятии практически все. Причем ему нужнее только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о поставщиках и покупателях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия на рынке производимого им товара и т. п. Возможности предприятий в предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему:

– опубликование в средствах  массовой информации сведений о самых  общих показателях, ориентированных  на массовых акционеров;

– опубликование статей и проспектов в аналитических изданиях;

– издание специальных «инвестиционных  паспортов».

Инвестиционный паспорт – это  документ, подготовленный независимым  экспертом (аудиторской фирмой), который  содержит информацию о работе предприятия  за последние три-пять лет. Этот документ делает поиск инвестора более  цивилизованным, помогает избежать ошибок в выборе объекта инвестирования, оценить выгоды от будущих деловых  связей, дает возможность сформировать стратегию в отношении предприятия.

Выбор источников финансирования. Источники  финансирования инвестиций могут быть классифицированы по следующим признакам: внешние и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное  и внешнее заемное финансирование.

Внешнее собственное финансирование предполагает поступление средств как от имеющихся собственников, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии (выпуска акций), а также не эмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей, или паев, и расширением круга собственников).

Внешнее заемное финансирование предполагает использование средств заемных  инвесторов (банков, инвестиционных фондов, других предприятий и т. п.). Оно  охватывает:

1)  кредитное финансирование, которое  включает следующие виды кредита:

– долгосрочный (облигации, ссуды под долговые обязательства, долгосрочные ссуды);

– краткосрочный (кредит поставщиков; кредит клиента; контокоррентный кредит; кредит по учету векселей);

– особые формы кредита (лизинг, факторинг).

2)  финансирование с помощью  ассигнований или уступок:

– субсидирование;

– ссуды под инновационную деятельность со стороны государства и из внебюджетных специализированных фондов;

– дарение;

– отречение от требований и претензий  на имущество;

– отсрочка требований (например, долга  или налоговых платежей).

При внутреннем финансировании инвестиционные ресурсы формируются за счет внутренних источников ОАО «Минский маргариновый завод».

При внутреннем собственном финансировании инвестиционные ресурсы могут формироваться  из прибыли, амортизационных отчислений, средств, получаемых от ликвидации излишних производственных фондов. На эти цели также могут использоваться средства различных целевых фондов предприятия  или полученные от размещения облигаций  среди своих работников (заемное  внутреннее финансирование).

Соотношение собственного и заемного капитала характеризует структуру  капитала предприятия, которая является важнейшим показателем его деятельности. Выбор средств финансирования инвестиций предполагает анализ возможности получения  средств из всех вышерассмотренных  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ КАК УЛУЧШЕНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Резервы роста прибыли и пути их реализации на ОАО «Минский маргариновый завод»

Резервы роста прибыли – это  количественно измеримые возможности  ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения  внереализационных убытков, совершенствование  структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли  базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и  функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно  оценивают резервы; на втором – разрабатывают  комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически  реализуют мероприятия и ведут  контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли  за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска  и реализации продукции, таблица 3.9.

 

Таблица 3.1 - Результаты анализа выпуска и реализации продукции

Показатель

2010

2011

2012

Отклонения, (+/-)

Темп роста, %

2011 к 2010

2012 к 2011

2011 к 2010

2012 к 2011

Выручка от реализации продукции (нетто), млн. руб., (В)

84260

184040

262221

99780

78181

218,4

142,2

Себестоимость реализованных товаров, млн. руб., (С)

72293

140188

212308

67895

72120

193,9

151,4

Прибыль от реализации (Пр)

11967

43852

49913

31885

6061

366,4

87,8

Рентабельность продаж, в % (Рп)

14

24

8,2

-

-

-

-


 

Если прибыль рассчитана на рубль  товарной продукции, сумма резерва  ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

  

        (3.1)

 

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых  исследований, с производственными  возможностями предприятия позволяет  спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции  ОАО «Минский маргариновый завод» на 5 % в следующем году. Рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2010 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» по формуле 3.10.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2010 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод».

 

PV2010 = 84260×0,5 = 42130 млн руб.

П2010 = 11967 млн руб.

V2010 = 84260 млн руб.

 

 

Теперь рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2011 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции  ОАО «Минский маргариновый завод».

 

PV2011 = 184040×0,5 = 92020 млн руб.

П2011 = 43852 млн руб.

V2011 = 184040 млн руб.

  

 

Теперь рассчитаем резерв увеличения прибыли за 2012 год за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод».

 

PV2012 = 262221×0,5 = 131110,5 млн руб.

П2012 = 49913 млн руб.

V2012 = 262221 млн руб.

 

млн руб.

 

Таким образом, если бы мы увеличили объем выпуска продукции на 5%, то прибыль ОАО «Минский маргариновый завод» увеличилась в 2010 году – на 5980 млн руб.; в 2011 году на 21956 млн руб., а в 2012 году – на 24956 млн руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли – снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья и материалов, топлива, амортизации основных фондов и других расходов.

Проанализировав объем прибыли  можно предположить, что для улучшения экономического состояния предприятии, возможно, следует разработать следующие мероприятия по увеличению прибыли:

– увеличить сумму прибыли за счет модернизации оборудования и улучшения качества продукции;

– разработать новые рекламные  акции;

– соблюдать договорные отношения;

- создание интернет магазина для увеличения объема продаж.

3.2 Увеличение объема продаж предприятия

Реализация продукции ОАО «Минский маргариновый завод» осуществляется через  оптовиков и розничные представительства. В целях роста популярности компании ОАО «Минский маргариновый завод» среди  потребителей на рынке масложировой продукции, необходимо расширить сеть магазинов не только в Минске, но и в других областных центрах, для районных центров можно применить  открытие фирменных розничных латков, установленных на рынках города.

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия