Пути повышения прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:57, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений по поводу формирования финансового состояния предприятия.
Целью данной дипломной работы является анализ и оценка текущего финансового состояния ОАО «Минский маргариновый завод», и разработка практических рекомендаций по его улучшению. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового состояния;
- сформулировать задачи и выявить информационную базу анализа финансового состояния предприятия;
- провести оценку финансового состояния предприятия: анализ имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивости;
- сформулировать предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом маргариновый завод Дима.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Одним из существенных показателей является показатель рентабельности инвестиций:

 

                                          (1.11)

 

где, Ринв – рентабельность инвестиций,

       Дф.в – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых

                   вложений,

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых

                 вложений.

 

Факторы роста  уровня рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений:

  1. совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
  2. повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
  3. индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Кроме этого, повышение уровня рентабельности достигается  за счет повышения прибыли предприятия, т.е. за счет повышения объема производства и реализации товаров, работ, услуг  и при одновременном снижении затрат на производство товаров, работ, услуг.

Изменение экономических  показателей за любой временной  период происходит под влиянием множества  разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним -относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь  внутренние факторы подразделяются на:

- производственные;

- внепроизводственные.

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся  в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы  производства воздействуют на прибыль  через систему обобщающих факторных  показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при  нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно  влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости  принятия неотложных мер по обеспечению  роста объема производства продукции  на основе технического обновления и  повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо  пропорциональная.  Вследствие этого  немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения  остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли  получит предприятие. Величина нереализованной  продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями  реализации продукции. Во-первых, емкость  данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции  больше, чем реализовать, из-за неэффективной  сбытовой политики. Кроме этого, в  нереализованных остатках готовой  продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей  прибыли.  В целях увеличения прибыли  предприятие должно принять соответствующие  меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки  от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых  цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятиями в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной  продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно  знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение  рентабельности.

Подобный  анализ строится в соответствие с  используемой на конкретном предприятии  системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее  групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

Рентабельность  продукции определяется за счет изменения  цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Рентабельность  собственного капитала (P/PK) зависит  от изменений уровня рентабельности продукции (P/BP), скорости оборота совокупного капитала (BP/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую оговорку.  При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам  формул, иногда искажается экономический  смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости  основных производственных средств  вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический  прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда  и труд, рассматриваются, с одной  стороны, как основные первичные  факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как  основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной  продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положение  отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание   эффективной   налоговой   системы   способствуют оздоровлению экономки, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД» ЗА 2010-2012 ГОДЫ

2.1 Характеристика ОАО «Минского маргаринового завода» и его продукции

ОАО «Минский маргариновый завод» - крупнейшее предприятие масложировой отросли  республики Беларусь с более чем  полувековой историей и сложившимися традициями качества. Предприятие построено в 1946 г. на руинах улицы Долгобродской, а 17 апреля 1951 г. на предприятии была выпущена первая маргариновая продукция. К концу 50-х годов завод стал одним из лучших среди маргариновых заводов СССР, а его продукция не уступала по качеству зарубежным образцам.

Основная специализация предприятия: выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские) и  майонеза, а также разлив масла (растительное фасованное). Впервые в масложировой отрасли СССР Минский маргариновый завод освоил выработку кулинарных жиров в мелкой расфасовке на импортных  линиях. Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, Литву  и полностью обеспечивало потребности  Республики Беларусь. Маргариновый завод преобразован в открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод»

Уставный фонд ОАО «Минский маргариновый завод» - 532 837 обыкновенных акции, из них государству принадлежат 93,8%. Номинальная стоимость одной акции – 3 085 бел. руб.

С 2001 года вся продукция завода выпускается под торговой маркой «Золотая капля» и обозначена слоганом "Золотой запас хозяйки". Рассматриваемое  предприятие производит и реализует  широкий ассортимент майонезной продукции 20-75% жирности, маргариновую продукцию, жиры кулинарные, кондитерские, спреды, масло подсолнечное, масло рапсовое, масло купажированное, соусы на майонезной основе, кетчупы, хрен.

С 2006 г. на предприятии внедрена и  действует система менеджмента  качества с учетом требований СТБ  ИСО 9001-2001.

В настоящее время ОАО «Минский маргариновый завод» входит в состав Белорусского концерна пищевой промышленности. Продукция завода по своим качественным характеристикам не уступает зарубежным аналогам и востребована европейским потребителем (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Структура поставок продукции ОАО «Минский маргариновый завод» по видам продукции в 2012 году

 

Преимущества продукции ОАО  «Минский маргариновый завод» уже оценены  потребителями, как на внутреннем, так и на внешних рынках. В 2011 году рост объемов производства составил 119% к уровню предыдущего года. Динамика производства всех видов продукции за 2011 и 2012 гг. представлена на рисунке 2.2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика производства продукции ОАО «Минский маргариновый завод» за 2011-2012 гг.

 

Несмотря на то, что по некоторым  позициям объемы производства в 2012 году несколько сократились, общий темп роста производства продукции по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 120,1%.

Доля ОАО «Минский маргариновый завод» в общем объеме рынка Республики Беларусь по некоторым видам продукции за 2012 года приведена на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 - Доля ОАО «Минский маргариновый завод» в общем объеме рынка РБ по некоторым видам продукции за  2012 года

 

Продукция ОАО «Минский маргариновый завод» востребована торговыми сетями стран Евросоюза и России. Кроме  того, часть продукции поставляется на рынки стран СНГ: Украину, Узбекистан. Объемы экспорта продукции предприятия за 2011-2012 годы представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Объем экспорта продукции ОАО «Минский маргариновый завод» за 2011-2012 годы, т

Наименование продукции

Россия

Другие страны СНГ

Дальнее зарубежье

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Жирные кислоты

-

-

-

-

1 087,7

1 245,4

Масло

2,3

6,3

12,3

2,7

-

-

Майонез, соус

7,7

-

-

2,2

9,7

-

Маргарин, сырный продукт, жир кондитерский, спред

-

53,2

-

43,2

-

-

Хрен

7,6

-

-

5,1

-

-

Горчица

5,4

-

-

3,7

-

-

Кетчуп

5,4

-

0,7

3,6

-

-


 

Основной конкурент - ОАО «Гомельский  жировой комбинат».

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия