Пути повышения прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:57, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений по поводу формирования финансового состояния предприятия.
Целью данной дипломной работы является анализ и оценка текущего финансового состояния ОАО «Минский маргариновый завод», и разработка практических рекомендаций по его улучшению. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового состояния;
- сформулировать задачи и выявить информационную базу анализа финансового состояния предприятия;
- провести оценку финансового состояния предприятия: анализ имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивости;
- сформулировать предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом маргариновый завод Дима.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

3.3 Резервы снижения себестоимости продукции за счет активизации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических  идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. Инновационная деятельность включает все виды инновационной деятельности, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве, а также реализацию инноваций.

В целях развития инноваций на предприятии  создается инновационный фонд.

Целью инновационного развития ОАО «Минский маргариновый завод» является повышение качества производимой продукции за счет внедрения новых технологий.

В ОАО «Минский маргариновый завод» проводится инновационное проектирование – это разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование (чертежи, пояснительные записки, бизнес план инвестиционного проекта и другие материалы, необходимые для осуществления проекта). Его неотъемлемой частью является разработка сметы, определяющей стоимость инновационного проекта.

Разработка и претворение в  жизнь инновационного проекта осуществляется в течение длительного периода  времени – от идеи до ее материального  воплощения. Любой проект малозначим без его реализации.

Для обоснования технико-экономических исследований инновационных проектов в ОАО «Минский маргариновый завод» проводится общий анализ состояния дел предприятия. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.

1. В каком положении находится  предприятие с точки зрения:

– прибыльности;

– социального развития;

– психологического климата в коллективе;

– возможности применения опережающей  стратегии.

2. Какие изменения в производственной  и управленческой системах предприятия  необходимы:

– укрупнение производственных подразделений;

– диверсификация производства (в  каких направлениях);

– сокращение численности;

В настоящий момент ОАО «Минский маргариновый завод» достаточно прибыльно, но внедрение определенных новшеств, позволило бы повысить показатели прибыльности.

Ежегодно в ОАО «Минский маргариновый завод» составляется финансовый план, целью которого является оценка и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия для обоснования оптимального варианта организации производства, что позволит определить наилучший финансовый результат работы ОАО «Минский маргариновый завод».

Осуществление проекта требует  выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с его  реализацией, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, заключением контрактов, организацией финансирования, ресурсным обеспечением, строительством и сдачей объектов в  эксплуатацию. Поэтому каждая выделенная стадия может в свою очередь делиться на стадии следующего уровня.

Так, инновационный цикл в ОАО  «Минский маргариновый завод» принято  делить на три стадии (фазы), каждая из которых имеет свои цели и задачи;

– прединновационную – от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инновационного проекта;

– инновационную – проектирование, заключение договора или контракта, подряда на выполнение проекта;

– производственную – стадию хозяйственной деятельности предприятия (объекта). Каждая из них в свою очередь подразделяется на этапы, периоды, которые имеют свои цели, методы и механизмы реализации.

Изучение различных вариантов  осуществления проекта, его технико-экономическое  обоснование и оценка эффективности  могут выполняться как собственными силами предприятия, так и специализированными  учреждениями, например проектными, архитектурными, строительно-консультационными и  др.

Затраты на выполнение прединновационной стадии проекта в ОАО «Минский маргариновый завод» при нормальном стечении обстоятельств составляют примерно 1,5-5,5 % от стоимости проекта, в том числе на формирование инновационных возможностей (замысла, идеи проекта) – 0,2-1,0%, на обоснование инноваций – 0,25-1,5%, на технико-экономические исследования для небольших проектов – 1,0-3,0% и для крупных – 0,2-1,2 %.

Приведем показатели эффективности  инновационной деятельности предприятия, таблица 3.14.

 

Таблица 3.14 – Показатели эффективности инновационной и инвестиционной деятельности ОАО «Минский маргариновый завод»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Динамика 2012/2010, млн руб.

Темп роста

2012/2010, %

Затраты на реализацию инновационных и инвестиционных проектов, млн руб.

611

646

741

130

121,3

Интегральный эффект, млн руб.

129

134

148

19

114,7

Средний индекс

рентабельности

1,4

1,5

1,8

0,4

128,6

Рентабельность активов, %

0,8

1,0

1,1

0,3

137,2


 

Таким образом, на предприятии наблюдается  повышение эффективности инновационных  и инвестиционных проектов, о чем  свидетельствует средний индекс рентабельности по инновационным и инвестиционным проектам, который вырос за исследуемый период на 0,4 или 40%.

Рентабельность активов также  повысилась за исследуемый период на 0,3 п.п., что свидетельствует об эффективности инновационных и инвестиционных проектов.

Финансирование проектов осуществляется только за счет внутренних ресурсов ОАО  «Минский маргариновый завод». Это  говорит о том, что предприятие  не развивает связей с инвесторами. При высокой адаптивности предприятия  к запросам рынка главными барьерами, ограничивающими доступ конкурентов  на рынок, выступают способность  организации создавать конкурентные преимущества, в качестве которых  должны выступать:

– научно-технический опыт предприятия;

– уровень и новизна технологий;

– наличие исследовательской базы;

– высокая квалификация персонала.

Бизнес-проектирование в ОАО «Минский маргариновый завод» предполагает решение следующих вопросов:

– формирование стратегии предприятия, ориентированного на повышение эффективности  своей деятельности в долгосрочной перспективе;

– оценку выбранной стратегии, выявление  в ней «узких мест» и разработку мероприятий по их устранению (планирование инноваций);

– бизнес-планирование;

– выявление источников финансирования и планирование инвестиций.

Принятие решений по источникам финансирования является важнейшим  этапом инвестиционного планирования в ОАО «Минский маргариновый завод». Сюда входят следующие процедуры.

Для принятия обоснованного решения  о вложении средств ОАО «Минский маргариновый завод» должно знать о предприятии практически все. Причем ему нужнее только анализ бухгалтерской отчетности, но и сведения о поставщиках и покупателях продукции, способах расчета с ними, доле предприятия на рынке производимого им товара и т. п. Возможности предприятий в предоставлении информации о своей деятельности обычно сводятся к следующему:

– опубликование в средствах  массовой информации сведений о самых  общих показателях, ориентированных  на массовых акционеров;

– опубликование статей и проспектов в аналитических изданиях;

– издание специальных «инвестиционных  паспортов».

Инвестиционный паспорт – это  документ, подготовленный независимым  экспертом (аудиторской фирмой), который  содержит информацию о работе предприятия  за последние три-пять лет.

Выбор источников финансирования. Источники  финансирования инвестиций могут быть классифицированы по следующим признакам: внешние и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает поступление средств от внешнего по отношению к предприятию источника. Сюда входит внешнее собственное  и внешнее заемное финансирование.

Внешнее собственное финансирование предполагает поступление средств как от имеющихся собственников, так и от новых акционеров (пайщиков). При этом поступление инвестиционных ресурсов может осуществляться посредством эмиссии (выпуска акций), а также не эмиссионным путем (увеличением собственниками своих долей, или паев, и расширением круга собственников).

В ОАО «Минский маргариновый завод» одновременно осуществляется несколько инвестиционных проектов. Сводное планирование предусматривает определение по каждому инвестиционному проекту и в целом по всей их совокупности следующих показателей:

– общих объемов инвестиций на планируемый период всего и в  том числе по годам жизненного цикла проекта;

– структуры инвестиций (объемов  инвестиций в разрезе направлений  использования);

– источников финансирования инвестиций в разрезе внутренних и внешних;

– денежных потоков;

– показателей эффективности;

– конечных финансовых результатов.

Расчет денежных потоков предприятия  как результат осуществления  инвестиционных проектов имеет целью  определение плановых объемов продаж, плановой суммы прямых и общепроизводственных затрат в себестоимости реализованной  продукции, чистой прибыли и чистых денежных поступлений.

Расчет показателей эффективности  – это расчет следующих аналитических  коэффициентов: чистого приведенного эффекта; индекса рентабельности инвестиций; нормы рентабельности; срока окупаемости проекта и коэффициента эффективности.

Расчет конечных финансовых результатов  позволяет определять и планировать  размеры избытка (недостатка) денежных средств предприятия, предусматривать на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Развернутый расчет конечных финансовых результатов производится на стадии тактического планирования. На этой же стадии формируются исходные данные подготовки финансового плана.

Одним из перспективных направлений  для нашей страны в переходный период к рынку является лизинг. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, а также сооружений производственного  характера, т.е. форму инвестирования. Все лизинговые операции делятся  на два типа: оперативный – лизинг с неполной окупаемостью, финансовый – лизинг с полной окупаемостью. К оперативному лизингу относятся  все сделки, в которых затраты  арендодателя (лизингодателя), связанные  с приобретением сдаваемого в  аренду имущества, окупаются частично в течение первоначального срока  аренды.

В ОАО «Минский маргариновый завод» используется оперативный лизинг. Оперативный лизинг имеет следующие особенности:

– арендодатель не рассчитывает покрыть  все свои затраты за счет поступлений  от одного арендатора (лизинга получателя);

– сроки аренды не охватывают полного  физического износа имущества;

– риск от порчи или утери имущества  лежит главным образом на арендодателе;

– по окончании установленного срока  имущество возвращается арендодателю, который продает его или сдает  в аренду другому клиенту.

В состав оперативного лизинга включаются: рейтинг – краткосрочная аренда имущества от одного дня до одного года; хайринг – среднесрочная  аренда от одного года до трех лет. Указанные  операции предполагают многократную передачу стандартного оборудования от одного арендатора к другому.

Таким образом, ОАО «Минский маргариновый завод» получает денежные средства от сдачи в аренду своего имущества, не прерывая его эксплуатации.

Для разработки стратегии развития ОАО «Минский маргариновый завод» и  постановки задач на ближайшие годы разработчиками бизнес-плана и специалистами предприятия был проведен анализ внешней («возможности» и «угрозы») и внутренней («сильные стороны» и «слабые стороны») среды предприятия.

Приведенная информация свидетельствует, что на предприятии превалируют  сильные стороны, что будет способствовать дальнейшему успешной развитию предприятия.

Эффективность рекламных кампаний ОАО «Минский маргариновый завод» представлена в таблице 3.15.

 

Таблица 3.15 – Эффективность рекламных кампаний ОАО «Минский маргариновый завод», %

Тип рекламы

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Реклама на телевидении

-

-

10

10

15

20

-

-

-

-

-

-

Реклама на радио

-

-

30

40

55

60

70

70

60

60

40

-

Пресса

-

-

18

38

18

13

23

23

23

33

53

-

Выставки

-

-

-

5

5

-

-

-

10

-

-

-

Реклама в каталогах, буклетах, рассылки

80

80

40

5

5

5

5

5

5

5

5

80

Наружная реклама

20

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20


 

Основными стратегиями деятельности ОАО «Минский маргариновый завод» в 2013 году будут являться:

1. Реконструкция и модернизация  производственных мощностей.

2. Наращивание объемов производства  и реализации продукции.

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия