Пути повышения прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:57, дипломная работа

Описание работы

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений по поводу формирования финансового состояния предприятия.
Целью данной дипломной работы является анализ и оценка текущего финансового состояния ОАО «Минский маргариновый завод», и разработка практических рекомендаций по его улучшению. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового состояния;
- сформулировать задачи и выявить информационную базу анализа финансового состояния предприятия;
- провести оценку финансового состояния предприятия: анализ имущественного состояния предприятия, финансовой устойчивости;
- сформулировать предложения по улучшению финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом маргариновый завод Дима.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.

Доходность (прибыльность предприятия), может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных  показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном  выражении, т.е. в рублях. Относительные  показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или  в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить  с плановыми, и соответствующими показателями предыдущих периодов, а  также с данными других организаций.

Для оценки эффективности работы предприятия  недостаточно использования показателя рентабельности, поскольку наличие  рентабельности еще не означает, что  предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет  судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные  объемы продаж, разные затраты. Поэтому  для определения эффективности  произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень  рентабельности. Рентабельность целесообразно  рассматривать с двух позиций - как  объективную экономическую категорию  и как количественный и качественный показатель. 

Как объективная экономическая  категория рентабельность характеризует  доходность, финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия (промышленного  предприятия, компании).  Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.

В экономической теории применяется  несколько определений категорий  рентабельности: 1) рентабельность, 2) отношение  полезного результата торговой деятельности в виде рентабельности к стоимости  совокупных затрат на ее получение; 3) сопоставление  результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.  Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников данного предприятия, но и интересом  государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков. Повышение  уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового  положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии и о целесообразности ее корректировки. 

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе  общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес  к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций  в этом случае тоже возрастает. У  предприятия появляется возможность  не только дальнейшего развития данного  вида деятельности, но и возможность  получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес к вложениям в данное предприятие падает.  Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. 

Динамика рентабельности предприятий  изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными  ассоциациями.  В мировой практике достаточно широко используется система  показателей рентабельности для  оценки эффективности работы промышленного  предприятия (компании), ее текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности  различных сфер бизнеса. Система  коэффициентов рентабельности объединяет три класса:  1) рассчитываемые на основе рентабельности: 2) рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов; 3) рассчитываемые на основе потоков  наличных денежных средств. Промышленное предприятие для организации  производственного процесса привлекает значительное число работников. Расходы  на оплату их труда занимают большой  удельный вес в общей сумме  текущих издержек. Поэтому для  предприятия становится важным определение  эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов.

Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя  частными показателями: рентабельностью  в расчете на одного коммерческого  работника, рентабельностью к среднедневной (среднегодовой) численности и в  расчете на1 рубль затрат, связанных с их содержанием (фонд оплаты труда, включая затраты на подготовку кадров и охрану труда и работников). 

Показатели рентабельности – это  важнейшие характеристики фактической  среды формирования прибыли и  дохода предприятий. Они позволяют  дать оценку финансовых результатов  предприятия и, в конечном счете, его эффективность. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

К этим показателям обычно относят  уровень рентабельности, или коэффициент  рентабельности, который выражается как отношение того или иного  вида прибыли к какой-либо базе. Все  показатели рентабельности могут быть рассчитаны как на основе балансовой прибыли, так и прибыли от реализации или чистой прибыли. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что  в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Рентабельность продукции;

Рентабельность продукции можно  выразить двумя способами. По первому  способу рентабельность единицы  продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли (П) к себестоимости (С):

 

                                               (1.1)

 

Роль этого показателя состоит  в том, что с его помощью  дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции, т.е. окупаемость издержек.

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции –  это расчет с учетом доходности на вложенный капитал:

 

                                       (1.2)

 

где, Рв.к. – рентабельность на вложенный капитал;

       ВК – вложенный в данное производство капитал;

       УД в.к.− уровень доходности на вложенный капитал,

                      предусмотренный инвестиционным проектом;

       Сед – себестоимость единицы продукции;

       ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

 

  1. Рентабельность продаж;

Рентабельность  продаж рассчитывается по формуле:

 

                                      (1.3)

 

где, ROS – рентабельность продаж,

       Пп − прибыль от продаж,

       В – выручка от продаж.

 

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции. Рост данного  показателя является следствием роста  цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а  также более быстрым ростом цен  чем затрат. Этот показатель может  служить ориентиром в оценке конкурентоспособности  продукции, так как снижение себестоимости  может означать и падение спроса на нее.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом  чистой прибыли.

Рентабельность активов (или доходов от инвестиций):

 

                                           (1.4)

 

где, ROА – рентабельность активов,

       П − прибыль предприятия,

       Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за

                 определенный период.

 

Этот показатель может встречаться под названием ROI – рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по балансовой и чистой прибыли.

Существует  взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов (Коб.акт) и рентабельностью продаж, которую можно представить в следующем виде:

 

                       (1.5)

 

Иначе говоря, прибыль предприятия, полученная с  каждого рубля средств,  вложенных в активы зависит от скорости оборачиваемости средств и доли чистой прибыли в выручке от объема реализации и средней величины активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляция, разрыв хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надлежащего учета).

Рисунок 1.1 - Система показателей рентабельности характеризующих эффективность функционирования предприятия

 

Обычно при  анализе рентабельности активов  проводится анализ оборотных активов, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния  и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

 

                                          (1.6)

 

где, Ро.а. − рентабельность оборотных активов,

       ЧП − чистая прибыль предприятия,

       А − средняя величина оборотных активов.

 

Предприятие может аналогичным  образом рассчитывать рентабельность внеоборотных активов.

Данный показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или  доходность главного средств, используемых предприятием − собственных средств:

 

ROE =                                         (1.7)

 

где, ROЕ − рентабельность собственного (акционерного) капитала;

       ЧП − чистая прибыль предприятия;

       СКср − средняя величина собственного капитала предприятия за

                    определенный период.

 

Особенность этого показателя в том, что он:

а) показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный  рубль;

б) степень  риска предприятия, отражающую рост ROЕ.

На основе ROЕ предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:

 

                                         (1.8)

 

где, ∆П − прирост прибыли в планируемом году;

       Кр.п − коэффициент средств, направляемых на развитие

                   производства из чистой прибыли;  отражает долю чистой 

                   прибыли, направляемой на развитие  производства.

 

Во взаимосвязи  с ROЕ может быть использована знаменитая формула Дюпона:

 

                                 (1.9)

 

Данная формула  значительно расширяет аналитические  возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

  1. динамику чистой прибыли в выручке от продаж (рентабельность продаж);
  2. эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции (оборачиваемость активов);
  3. структуру капитала предприятия на основе той доли, которая составляют в активах собственные средства;
  4. влияние вышеперечисленных факторов на ROЕ.

Вместе с  расчетом ROЕ предприятиям следует рассчитать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность  перманентного капитала устанавливается  следующим образом:

 

                                        (1.10)

 

где, Рп.к. − рентабельность перманентного капитала;

       ЧП − чистая прибыль предприятия;

        ПКср − средняя величина собственного капитала и долгосрочных

                    кредитов и займов, полученных предприятием за

                    определенный период.

 

Долгосрочный  кредит практически используется для  формирования внеоборотных активов и способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично  определяется рентабельность заемных  средств, как долгосрочных и краткосрочных  в целом, так и отдельно краткосрочных  пассивов.

  1. Прочие показатели рентабельности.

К этой группе относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия