Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха фирмы. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………
Основные понятия конкурентоспособности ………………………
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………
Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………….
1.4.Методические положения по оценке конкурентоспособности предприятия ……………………………
Оценка конкурентоспособности товара …………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» ……………………………………………
2.1. Общая характеристика организации ООО Компании «Аламар» …….
Анализ конкурентной среды предприятия ……………………………
2.3. Стратегический анализ деятельности организации …………………….
Обоснование проблем исследования ………………………………..
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» …………………………………
Планирование оборота по продаже товаров на будущий год ……
Пути повышения объема продаж мебели на предстоящий год и на перспективу ………
Мотивация персонала по улучшению качества обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом по конкуренции.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

 – отдельно проводить анализ  эффективности деятельности организации  исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;

 – отдельно считать показатель  устойчивости функционирования  организации;

– прогнозировать перечисленные три  комплексных показателя минимум  на пять лет.

   Конкурентоспособность организации можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются: 

 

       

                                                                               n

К орг ≥ ∑   α i  β j *Кij  →   1,           (1.1.)

                                                                                     i=1

  где  α i   - удельный  вес i-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i = 1,2,…, n);   β j- показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для развитых стран (США, Япония, Канада) значимость рынка рекомендуется принимать равной 1.0 для остальных стран - 0.7, для внутреннего рынка - 0.5; Кij - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

   Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

αi = Vi /V,             (1.2.)

  где Vi - объем продаж i-го товара за анализируемый период, млн. руб.; V- общий объем продаж организации за тот же период, млн. руб.

 

    1. Оценка конкурентоспособности товара

 

    В настоящее время в России проблема конкурентоспособности стоит намного острее, чем в других странах. Основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции.

   Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. [17, стр. 176]

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей. Эта характеристика определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара. [17, стр. 189].

   Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.  Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю. [17, стр. 193].

  Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических средств. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. [17, стр. 165].

Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

   Коммерческие условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности товаров, относятся:

• ценовые показатели;

• показатели, характеризующие  условия поставок и платежей за поставляемые товары;

• показатели, характеризующие  особенности действующей на рынке производителей и потребителей, налоговой и таможенной системы;

• показатели, отражающие степень ответственности продавцов  за выполнение обязательств и гарантий.

     Конкурентоспособность товара - понятие четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает и индивидуальный оттенок. Огромное влияние на конкурентоспособность должна оказывать торговая (фабричная) марка. Фабричная марка представляет собой сочетание продукта и его «имидж».

   Выбор того или иного товара для производственной программы базируется на анализе рынка по следующим параметрам:

– какие конкретно  требования предъявляются группами потребителей к товару;

– возможные размеры  и динамика спроса на товар;

– жизненный цикл товара;

– расчетный уровень  цен; ожидаемый уровень конкуренции  основных конкурентов;

– сроки окупаемости  совокупных затрат.

 Независимо от цели исследования основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий (см. рис. 1.2) При изучении рынка необходимо выявить специализацию рынка и его географическое положение; емкость рынка и возможную долю предприятия (фирмы) на нем; товарные и фирменные структуры на рынке; остроту конкуренции.

  При изучении конкурентов  необходимо определить, кто является  основными конкурентами, владеющими  большей долей рынка; торговые  марки (знаки) товаров конкурентов;  особенности товаров - конкурентов; вид, особенности упаковки товаров - конкурентов; формы и методы сбытовой деятельности; как формируется спрос; методы стимулирования сбыта. Кроме того, необходимо ознакомиться с рекламными материалами конкурентов и (если возможно) с данными о прибылях и убытках.

Изучение потребностей потенциальных покупателей предусматривает  определение возможных покупателей  с учетом сегментации рынка; типичных направлений и способов использования  товаров покупателями; побудительных  мотивов покупки товарами данного  вида; традиционного способа совершения покупки и совокупного спроса на сервисное обслуживание.

После выбора товаров, на основе изучения конкретного рынка, конкурентов и потребностей потенциальных  покупателей определяются параметры  близки к соответствующему параметру потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Оценка конкурентоспособности  товара

 

   В группу технических и нормативных параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят жесткие  и мягкие параметры. Жесткие параметры - параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), эргономические, а также параметры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодательным актам.   К «мягким» техническим параметрам относят эстетические свойства товаров.

   Номенклатуру экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, составляют показатели полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и использования товара.

Успешность функционирования любой фирмы зависит от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителем. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей.

   На основе изучения потребностей покупателя определяются набор параметров, которыми он пользуется при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров и весомость каждого в наборе. Определение набора потребительских параметров составляет основу анализа конкурентоспособности товара. При анализе всех параметров особое внимание уделяют тем, которые имеют наибольшую значимость для потребителя.

   Выделяются четыре методики оценки конкурентоспособности товаров.

   1. При разработке количественной оценки конкурентоспособности продукции наиболее важным моментом, является возможность разделения совокупного определения «конкурентоспособности» на составляющие, которые соответствуют различным требованиям потребителей.   Конкурентоспособность продукции может включать следующие элементы:

  -  ценовая конкурентоспособность  продукции; действенность системы  дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также от политики конкурентов; привлекательность для потребителей системы скидок;

  - качество продукции - технико-функциональные  характеристики продукции (функциональность, надежность, безопасность; пищевая,  энергетическая, физиологическая ценность, безвредность и др.), престижность продукции;

  - конкурентоспособность системы  сбыта, рекламы и обслуживания.

   При построении же классификационной схемы качественной оценки конкурентоспособности в каждой конкретной ситуации некоторые из указанных элементов могут быть исключены, и наоборот, степень детализации исходного понятия может быть также значительно расширена в любой его части.

  При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный или специальные методы. Например, возможна оценка на базе органолептических методов, построенных на субъективных восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результата восприятия в цифровой (бальной) форме.   Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате проведения сравнения одним из методов дается конкретное заключение:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе товаров;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в данном классе на конкретном рынке.

2.   Интегральный  показатель конкурентоспособности  товара можно оценивать экспертным  путем по двум методам:

  - без учета весомости  факторов;

  - с учетом весомости факторов;

   В любом случае эти методы применяются при невозможности применения более точных количественных методов оценки.  По системе 11111 - 55555, без учета весомости факторов конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1(минимум, наилучшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товар низкого качества, предлагаемый по высокой (грабительской) цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплутационные затраты, будет оцениваться в 1-2 балла, и его конкурентоспособность может быть, примерно 11211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 5 (1+1+1+1+1), максимальное 25 (5+5+5+5+5). Например, оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 6 из 25,т.е. в четыре раза отстает от лучших мировых образцов.

   По оценке экспертов, в мировой практике наивысшие баллы имеют некоторые конкурентоспособные японские и американские фирмы, товары которых имеют высокое качество изготовления и сервиса, оптимальную ресурсоемкость по стадиям жизненного цикла. Конкурентоспособность этих товаров будет равна примерно 23 (54545) при высоком качестве и оптимальных для условий показателях ресурсоемкости (4 и 4).

  Конкурентоспособность  российских товаров на внутреннем  рынке в среднем можно оценить  в 15 баллов (33333), т.е. они по всем  показателям средние. 

Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность

или весомость, каждого  фактора конкурентоспособности. Существуют следующие весомости факторов: качество товара - 4; его цена - 3; качество сервиса товара на конкретном рынке -2 и эксплутационные затраты по использованию товара 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплутационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплутационные затраты.

3.  Экспертная оценка конкурентоспособности товара (услуги).

Для оценки весомости  факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численность не менее 5 человек (один из них должен быть руководителем или главный менеджер).

   Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией.  После формирования экспертной группы, выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработку исходных данных для  оценки. Затем строится система баллов для оценки, например качество товара на рис. 1.3.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы