Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха фирмы. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………
Основные понятия конкурентоспособности ………………………
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………
Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………….
1.4.Методические положения по оценке конкурентоспособности предприятия ……………………………
Оценка конкурентоспособности товара …………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» ……………………………………………
2.1. Общая характеристика организации ООО Компании «Аламар» …….
Анализ конкурентной среды предприятия ……………………………
2.3. Стратегический анализ деятельности организации …………………….
Обоснование проблем исследования ………………………………..
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» …………………………………
Планирование оборота по продаже товаров на будущий год ……
Пути повышения объема продаж мебели на предстоящий год и на перспективу ………
Мотивация персонала по улучшению качества обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом по конкуренции.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)

Конкурентное преимущество – величина  интегральная по отношению  к конкурентоспособности и конкурентному  потенциалу и являющаяся в простейшем случае их адаптивной функцией с весовыми коэффициентами. 

   При выборе стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны понимать структуру отрасли, в которой работает предприятие. Основные пути конкурентных преимуществ показаны на рис.1.1.

   Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [26, стр. 89]

   Конкурентоспособность определяется по конкретному объекту на конкретном рынке. Она может быть стратегической и фактической. На стадиях стратегического маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента формируются и постепенно уточняются нормативы стратегической конкурентоспособности, а после  изготовления товара изыскиваются методы  и средства максимального использования конкурентных преимуществ готового объекта и системы сервиса, то есть реализуется фактическая конкурентоспособность. [20, стр. 163].

 


 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Определение конкурентных преимуществ.

Под «конкурентоспособностью  организации» понимается ее способность  приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение прибыльности в краткосрочном периоде над среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - как эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде. [11, стр. 87]

   Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом - нет.   Конкурентный потенциал - потенциальная возможность сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Другими словами, конкурентный потенциал организации определяется совокупностью параметров, определяющих возможность и способность организации эффективно функционировать на рынке.  [11, стр. 154]

   Для потребителей большее значение имеют известность торговой марки,   выгодное местоположение, часы работы (круглосуточные магазины, банки), высококвалифицированные кадры (сфера услуг) и т. д. Указанные факторы могут стать конкурентными преимуществами предприятия. Следует отметить, что применительно к сильным и слабым сторонам деятельности предприятия возможна внутренняя оценка, тогда как конкурентные преимущества должны восприниматься потребителями как таковые, иначе они не являются преимуществами предприятия (мнимые преимущества).

  Любая стратегия  рыночной конкуренции имеет в  основании два элемента: конкурентное преимущество и сферу конкуренции.

  Конкурентное  преимущество обеспечивается двумя методами:

  1. Либо низкими затратами на производство и реализацию товаров;
  2. Либо дифференциацией товара.

    Сфера конкуренции связана с сегментированием любой отрасли. Она определяет на каких сегментах наиболее выгодно действовать в масштабах одного государства или на международном рынке.

   И конкурентное преимущество, и сфера конкуренции - величины переменные. Это связано с тем, что постоянно меняется структура отрасли, запросы потребителей, позиция конкурентов на рынке.

   Конкурентное преимущество и сфера конкуренции взаимно дополняют друг друга, усиливая, либо ослабляя позицию фирмы в отрасли, или ее стратегию в рыночной конкуренции.

  Что же  является источником конкурентного  преимущества? Основной источник - это организация и реализация как отдельных видов, так и всей деятельности в целом. Именно в процессе деятельности создаются потребительская стоимость и ценности для потребителей.

Клиенты готовы платить за продукт, если;

  1. Стоимость продукта ниже, чем у конкурента. А этого можно 
    добиться, если себестоимость продукта ниже.
  2. Продукт лучше, оригинальнее, чем у конкурента.

  Фирма  избирает стратегию рыночной  конкуренции - а, следовательно, определяет способ, которым она осуществляет отдельные виды деятельности и всю деятельность в целом. В результате фирма создает нечто, что представляет ценность для потребителя. Она формирует конкурентное преимущество.

 

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия

 

   В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует торговое предприятие.

   Повышение конкурентоспособности организации - залог повышения конкурентоспособности страны. В понятие конкурентоспособность организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другой фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами.

  Предварительно следует  ответить на вопросы:

  1. Кто основные конкуренты Вашей фирмы?
  2. Какую долю рынка занимает Ваша фирма и кто ее основные конкуренты?
  3. Какова стратегия конкурентов?
  4. Какие методы используют конкуренты в борьбе за рынок?
  5. Каково финансовое состояние конкурентов?

   Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

   Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов».

   Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности оказываемых услуг. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

   Высокая конкурентоспособность торгового предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

  1. Покупатели довольны оказанием услуг и обслуживанием фирмы.
  2. Общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме.
  3. Работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

   Для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо поднять потенциал предприятия, а, следовательно, и его подразделений до определенного уровня в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

   В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватным условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

   Так, в течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовала, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами.

     

    1. Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия

 

Из факторов конкурентоспособности  наиболее приоритетным является качество. По конкурентоспособности в России пока нет никаких законов, постановлений. По качеству есть все: законы, постановления, масса журналов и книг, институт. Ежегодно проводятся правительственные, ведомственные, региональные конкурсы, различные симпозиумы, семинары и т.д. В последние десятилетие в России для повышения конкурентоспособности предприятий внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распространение при создании систем качеством получают концепция TQM - всеобщего управления качеством и концепция CWQC  - управления качеством в рамках компании.

   Показатель рыночной стоимости компании является важной комплексной оценкой эффективности деятельности предприятия, адекватно отражающей качество управления им (качество менеджмента), его финансовое благополучие и будущие ожидания. Данный параметр реагирует на любое изменение ситуации: ухудшение платежеспособности, увеличение инвестиционного риска, потерю конкурентного преимущества - все это вызывает уменьшение рыночной стоимости предприятия.

   По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определенными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Можно проанализировать эти задачи и выявить ключевые характеристики конкурентоспособности, отражающие состояние предприятия по мере его развития.

  Для оценки конкурентоспособности организации (торговой фирмы) необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиции системного подхода. Тогда такой анализ можно называть системным.  Цель системного анализа фирмы - установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

   Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:

   1) анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;

  2) анализ компонентов  выхода системы, т.е. качества  стратегии организации, уточнение  целей исходя из ее внутренних  слабых и сильных сторон, внешних  угроз и возможностей (SWOT- анализ);

  3) анализ механизма  действия закона конкуренции  в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры)  и силы конкуренции в отрасли;

  4) анализ сильных  и слабых сторон, угроз и возможностей  организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающейся подсистеме.

  5) анализ механизма  действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;

  6) анализ качества управляющей  подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;

  7) анализ структуры, содержания  и качества связей в системе  стратегического маркетинга, инновационного  и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;

8) анализ конкурентоспособности  выпускаемых новшеств и выполняемых  услуг, персонала и технологий, организации в целом;

9) анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства и анализ устойчивости функционирования организации;

10) установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе стратегии.

   

    1. Методические положения по оценке конкурентоспособности предприятия

 

В настоящее время  отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Проблема достижения конкурентоспособности  различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга.

   Методика оценки конкурентоспособности организации заключаются в следующем:

 – уровень конкурентоспособности  организации считать как средневзвешенную  величину по показателям конкурентоспособности  конкретных товаров на конкретных  рынках;

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы