Пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха фирмы. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………
Основные понятия конкурентоспособности ………………………
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………
Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………….
1.4.Методические положения по оценке конкурентоспособности предприятия ……………………………
Оценка конкурентоспособности товара …………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» ……………………………………………
2.1. Общая характеристика организации ООО Компании «Аламар» …….
Анализ конкурентной среды предприятия ……………………………
2.3. Стратегический анализ деятельности организации …………………….
Обоснование проблем исследования ………………………………..
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» …………………………………
Планирование оборота по продаже товаров на будущий год ……
Пути повышения объема продаж мебели на предстоящий год и на перспективу ………
Мотивация персонала по улучшению качества обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом по конкуренции.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать)


 

 

 

     ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

по специальности 080507 Менеджмент организации

            

Тема: Пути повышения конкурентоспособности фирмы

 

 

 

Работа защищена                                                                 Научный руководитель:

к.т.н. доцент

«______» _____________2010 г.                                Пыжьянов Леонид Сергеевич                                                                                   

    с оценкой                                                                                                                                 

______________________                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………

    1. Основные понятия конкурентоспособности ………………………

1.2   Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………

    1. Факторы и системный анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………….

1.4.Методические положения по оценке конкурентоспособности предприятия …………………………………………………………………..

    1. Оценка конкурентоспособности товара …………………………….

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» ……………………………………………

2.1. Общая характеристика организации ООО Компании «Аламар» …….

    1. Анализ конкурентной среды предприятия ……………………………

2.3. Стратегический анализ деятельности организации …………………….

    1. Обоснование проблем исследования ………………………………..

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО КОМПАНИИ «АЛАМАР» ……………………………………………………

    1. Планирование оборота по продаже товаров на будущий год ……

    1. Пути повышения объема продаж мебели на предстоящий год и на перспективу ……………………………………………………………………..

    1. Мотивация персонала по улучшению качества обслуживания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха фирмы. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

  Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

  Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству организаций.

Вместе с тем, политика многих организаций в области обеспечения конкурентоспособности нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка новых перспективных  стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной.

  Актуальность темы обусловлена тем, что,  именно конкуренция заставляет организации бороться за право существования на рынке и оценка конкурентоспособности организации может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение в сфере деятельности, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Любая организация, заняв на рынке определенную позицию, всеми силами старается ее удержать, завоевать  прочную репутацию и престиж,  поддерживая их от мощного наплыва новых фирм.

  Предметом исследования дипломной работы является состояние конкуренции организаций на рынке потребительских товаров.

  Целью данной работы:

- детальное изучение теоретических и практических аспектов данной проблемы  

 - выработка практических рекомендаций для эффективного использования результатов исследования в рассматриваемой организации. 

Для раскрытия основных целей работы необходимо решение  следующих  основных задач:

  • изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность предприятия»;
  • рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;
  • определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

  Объектом дипломной работы является организация ООО Компания «Аламар»

  Первая глава работы  посвящена общему понятию конкурентоспособности предприятия.

Вторая глава работы посвящена теоретической основе анализа конкурентоспособности организации

  Третья глава посвящена  практической оценке конкурентоспособности  на примере ООО Компании «Аламар» действующей на территории Новосибирска. Выработаны рекомендации по формированию плана по повышению уровня конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Основные понятия конкурентоспособности

 

   Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

Как и всякое понятие, термин «конкуренция» имеет множество толкований. Слово «конкуренция» восходит к латинскому «СONCURRENTIA», означающему «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе.  В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксисткой трактовке конкуренцией называется «свойственному товарному производству… антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. » [25, стр. 115]

   Наряду с поведенческой трактовкой в 19 в. и особенно в 20 в. получила распространение трактовка структурная. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы компании друг с другом на анализ структура рынка, тех условий, которые господствуют на нем.

   Еще один подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. Шумпетер, в рамках своей теории экономического развития, определил конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

   На сегодняшний день можно дать определенное понятие слову «конкуренция».  Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для того, чтобы одержать победу или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. [26, стр. 138]

     В качестве «субъектов» в понятии «конкуренция» могут выступать любые социальные, производственные или биологические системы. Цели системы могут быть направлены  на выполнение миссии организации; победу на конкретном рынке с конкретным товаром;  на достижение за счет внешнего или внутреннего развития, либо поглощения конкурента какого - либо определенного состояния или уровня. 

Потребности могут быть как объективными (заданными природой или обществом, так и субъективными (заданными субъектом управления); первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными.

   По степени интенсивности конкуренция различается:

- привлекательная, когда  в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

- умеренная, когда  действия субъекта конкуренции  поддерживают конкурентную среду  в данном сегменте рынка;

- ожесточенная для  субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного субъекта.

      Формы  конкуренции:

1. Предметная – конкуренция  между товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2. Функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Методы конкуренции:

  1. на основе критерия повышения качества продукции (неценовая);
  2. на основе критерия повышения качества сервиса потребителей продукции (неценовая);
  3. на основе снижения цены на продукцию – (ценовая);
  4. на основе снижения эксплутационных затрат у потребителя товара;
  5. на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления, - факторов времени, синергичности, адаптивности и др.;

на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральный метод конкуренции). [17 стр. 67]

     Конкурентное преимущество - это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

  В основе конкурентных преимуществ могут лежать ресурсы предприятия, которые для целей анализа делятся на осязаемые и неосязаемые ресурсы. 

   Осязаемые ресурсы, или материальные активы, - это физические и финансовые активы предприятия, которые отражены в бухгалтерском балансе (основные фонды, запасы, денежные средства и т. д.). Важным направлением повышения эффективности деятельности предприятия является улучшение использования ресурсов. Это сводится к уменьшению материальных запасов, незавершенного производства, к улучшению использования основных фондов, экономии ресурсов. Инвентаризация материальных активов предприятия и принятие решений по их структуре являются первостепенным шагом на пути разработки стратегии фирмы. К этому этапу вплотную подошли российские предприятия (особенно крупные), которые должны определиться, нужны ли для их дальнейшей работы все имеющиеся основные фонды и от каких основных фондов следует избавиться (списать попытаться продать или передать в дочерние структуры). Содержание излишних материальных активов усложняет финансовое положение предприятия, так как приходится платить налог на имущество и налог на землю.

   Неосязаемые ресурсы, или нематериальные активы, — это, как правило, качественные характеристики предприятия. Сюда входят:

* не связанные с людьми неосязаемые активы — торговая марка,  ноу-хау, престиж, имидж предприятия;

* неосязаемые человеческие  ресурсы (человеческий капитал)  — квалификация персонала, опыт, компетенция, известность управленческой  «команды».

   Другим важным  источником конкурентных преимуществ любого 
предприятия, его сильными или, наоборот, слабыми сторонами могут быть отдельные стратегические направления его деятельности. Это производство, сбыт, научные разработки, маркетинг, финансы, управление персоналом и т. д. Так, в настоящее время слабой стороной практически всех российских предприятий является сбыт, а также управление финансами. Вместе с тем сильными сторонами предприятий могут быть

- монопольное положение (энергетика, железнодорожный транспорт);

- высокоэффективное производство (металлургический комбинат в Новосибирске по производству олова);

          - доступность источников сырья (добыча газа).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности фирмы