Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)

     Система входит в состав комплекса программного обеспечения единой информационной системы (ЕИС) <Жилище>.

     Возможность установки и функционирования во всех управах города, низкие требования к аппаратной платформе и средствам  коммуникации, являются одним из ключевых условий при разработке системы  и определяют схему ее работы.

     Информационная  система является открытой для развития. И не представляет собой конечный этап автоматизации взаимодействия управ и ДЖП и ЖФ в обозначенной области. Но уже позволяет выполнить  необходимое условие этого процесса - единый формат ввода, хранения и обмена данными.

     Цели

     Унификация  ввода и хранения данных о заявлениях на улучшение жилищных условий в  управах, подготовка платформы для  дальнейшей автоматизации взаимодействия управ и ДЖП и ЖФ в данной области 
Создание общего для всех управ программного продукта для автоматизации ввода данных о заявлениях и подготовки соответствующих документов 
Предоставление доступа к необходимым информационным ресурсам ЕИС "Жилище"

     Организация обмена данными между управами и  ДЖПиЖФ в области принятия граждан  на учет.

     Задачи

     Ввод  данных о заявлениях и хранение их в реляционной базе данных. Предоставление данных БТИ по округу с периодическим их обновлением 
Подготовка пакета документов, требуемого для принятия решения о постановке на учет.

     Получение отчетов о принятых заявлениях и  о ходе их обработки 
Формирование пакетов обмена данными с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда. Занесение данных о заявлениях из управ в информационную систему учета очередников. Предоставление web-сервиса для получения и обновления программных средств.

     Компоненты  ИС "Одно окно"

     Клиентская  программа, устанавливается на рабочих местах в управах и служит инструментом для ввода информации о заявлениях, подготовки документов и статистики, формирования и приема данных в формате XML. 
Локальная база данных на основе СУБД Firebird устанавливается на серверах в управах, хранит данные о заявлениях, данные БТИ.

     Программный комплекс в ЕИС "Жилище", осуществляет прием и обработку XML-пакетов с данными о заявлениях, передачу данных в систему учета заявлений ДЖП и ЖФ, формирование XML-пакетов с обновлениями БТИ и данными о рассмотрении заявлений. 
WEB-сервис, обеспечивает получение и обновление программы, размещение новостей, инструкций и документации к системе.

      

Заключение

     В соответствии с поставленной в работе целью было проведено исследование вопросов, связанных с реализацией  жилищной политики города Москвы, анализом новых направлений жилищной политики, принимаемых московским законодательством, рассмотрение наиболее оптимальных  путей решения обнаруженных в  ходе анализа проблем.

     На  современном этапе в Москве реализуется  федеральная национальная программа  «Жилище» и региональная жилищная программа  города. Однако несмотря на успешную реализацию указанных программ органы государственные  власти города Москвы сталкиваются с  целым рядом проблем.

    Из  наиболее значимых можно выделить финансовую и правовую несогласованность федеральной  целевой программы «Жилище» в  рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и московской городской  программы «Молодой семье – доступное  жильё». В частности, не менее острой проблемой является нежелание федерального центра при разработке нормативных  документов учитывать реальный опыт реализации регионами социальной жилищной политики.

    С целью решения указанной проблемы целесообразно провести пересмотр нормативно-правовых законодательных актов для устранения проблем усреднённости основных показателей жилищной социальной помощи и учесть территориальные и экономические особенности.

    Существенной  является также проблема отсутствия в федеральных нормативных документах по Национальному проекту положений, учитывающих региональные особенности  отдельных субъектов РФ, в частности, города Москвы.

    Считаю  необходимым разрешить  городам федерального значения самостоятельно учитывать особенности крупных мегаполисов при реализации государственной жилищной политики. 

    В Москве с каждым годом уменьшается  размер территорий, необходимых для  строительства нового жилья, а согласно  постановлению Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 не допускается расселение социально нуждающихся слоёв  граждан на прилегающие к городу территории.

    Для решения выявленных проблем необходимо принять меры по пересмотру федерального жилищного законодательства с целью внесения изменений по расширению возможностей предоставления жилья за территорией города Москвы. Тем более, что возводя жилые объекты на прилегающих к Москве территориях, обеспечивается развитие инженерно-коммунальной инфраструктуры указанных районов.

    Не  менее острой стоит проблема физического  старения жилищного фонда Москвы, недостаточные объемы реконструктивных и модернизационных работ, в том  числе капитального ремонта. Данные проблемы ведут к росту количества ветхого, физически и морально устаревшего, аварийного жилищного фонда.

    В рамках улучшения жилищной политики в указанном аспекте стоит отметить принятые московским Правительством направления совершенствования механизма контроля за ветхим и физически и морально устаревшим жильём путем создания службы жилищного мониторинга и формирования строительно-инвестиционного фонда, который позволяет увеличить объём денежных средств, выделяемых из бюджета города на реконструкцию и модернизацию. В перспективе данное направление следует не только  развивать, но и расширить за счёт учёта нового строительства взамен  выбывающего жилья.

    Считаю  необходимым в целях повышения  результативности реализации жилищной политики повысить роль систем государственной  регистрации прав на недвижимость и  учета объектов недвижимости, в направлении  обеспечения прозрачности, надежности и информационной доступности этих систем, снижения затрат и времени  обслуживания для участников рынка  жилья, а также нужно отменить обязательное нотариальное удостоверение  договоров ипотеки.

       В рамках системы государственной  регистрации требуется усилить  гарантии прав добросовестных  приобретателей жилья (т.е. купивших  на законных основаниях жилье,  оказавшееся обремененным обязательствами  перед другими гражданами) и гарантии  возмещения ущерба стороне, права  которой были нарушены, путём  внесения изменений в нормативные  правовые акты.

    Кроме того, на мой взгляд, следует снизить  административные барьеры доступа  инвесторов на рынок жилищного строительства  для получения земельного участка,  для чего предлагаю предоставлять  в собственность застройщикам жилья  сформированные (подготовленные к застройке) земельные участки на торгах, причем до начала инвестиционного процесса и на конкурсной основе. Это обеспечит  возможность привлечения застройщиками  кредитных ресурсов на строительство  под залог земельных участков и возводимого жилья.

    Реализация  данного пакета законов позволит существенно расширить платежеспособный спрос населения на жилье, увеличить  предложение, в том числе за счет жилищного строительства, и обеспечить доступность жилья для основных групп населения.

    Анализ  динамики субсидий, выделяемых городом  на улучшение жилищных условий льготных категорий граждан, показывает тенденцию  равномерного роста объёма денежных средств и объемов жилой площади, выделяемых на реализацию городских  жилищных программ. В 2008 году воспользовались субсидиями 3,1 тыс. семей для приобретения 173,3 тыс. кв. м жилой площади.

    Одновременно  с этим прослеживается недостаточный  объём финансирования и существенный перевес числа нуждающихся в  получении жилья перед размером субсидий и льгот, выделяемых городом  в рамках Государственных жилищных сертификатов.

    Настоятельно  требуется увеличить число выделяемых государственных жилищных сертификатов с целью сокращения числа социально-нуждающихся категорий граждан в жилье. Это можно осуществить в первую очередь путём снижения процентной ставки по ипотечному кредиту, что в прямую не зависит от органов государственной власти Москвы. Необходимо развивать различные формы жилищного кредитования населения: для приобретения готового жилья, для участия в строительстве многоквартирных домов, для строительства индивидуальных домов и т.д.

    Наиболее  актуальным из существующих на данный момент инструментов улучшения жилищной политики является строительство и  предоставление льготным категориям граждан  жилых помещений в бездоходных  дотационных домах, что позволит в дальнейшем обеспечить жильём по договорам найма очередников  и нуждающихся в улучшении  жилищных условий  жителей города.  
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993г.)
  2. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
  4. Федеральный закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»
  5. Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».
  6. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. №675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
  8. Постановление Правительства РФ от 15.10.2005 г. №614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
  9. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы».
  10. Закон г. Москвы от 7 апреля 2004 г. № 22 « О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 29 сентября 1999 года № 37 "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы
  11. Закон города Москвы от 11.03.1998 г. №6 «Основы жилищной политики в городе Москве»
  12. Закон города Москвы от 09.09.1998 г. №21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения».
  13. Закон города Москвы от 31.03.1999 г. №11 «Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве»
  14. Закон города Москвы от 29.09.1999 г. № 37 «О переустройства помещений в жилищном фонде города Москвы»
  15. Закон города Москвы от 23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах»
  16. Закон города Москвы от 27.11.2002 г. № 67 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах»
  17. Закон города Москвы от 06.11.2002 г. №60 «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений»
  18. Закон города Москвы от 15.01.2003 г. № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»
  19. Постановление Правительства Москвы от 10 декабря 2008 г. N 1112-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 год".
  20. Постановление Правительства Москвы №546-ПП от 03.07.2007 г. «О прогнозе социально-экономического развития г. Москвы до 2011 года»
  21. Постановление Правительства  Москвы  от 01.10.02 г. № 805-ПП «О Московской программе «Молодой семье – доступное жилье» на 2003-2005гг.».
  22. Постановление Правительства Москвы от 18.04.2006г. №268-ПП «О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период до 2006 – 2008 гг. и заданиях до 2010 года».
  23. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 708-ПП «О концепции формирования  в городе Москве  сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений  гражданам по договорам найма»
  24. Постановление Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. N 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве»
  25. Постановление Правительства Москвы от 14 августа 2007 г. N 703-ПП «Об утверждении методики расчёта выкупной стоимости жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, для реализации гражданам в рамках городских жилищных программ»
  26. Постановление Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП «О среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»
  27. Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года № 640-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года»
  28. Постановление Правительства Москвы от 23 января 2007 г. № 24-ПП « О среднесрочной жилищной программе «Москвичам – доступное жильё» на период 2007-2009 гг. и задании на 2010 год.»
  29. Постановление Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. № 774-ПП « Об итогах выполнения  городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы»
  30. Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1008-ПП «О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения»
  31. Алущкин Р.В. «Для кого построят доходные дома», журнал «Собственник» от 26.04.2007.
  32. Аналитический доклад «Практика реформы жилищно-коммунального комплекса», Фонд «Институт экономики города», Москва, 2003.
  33. Белявский И. Обмен жилыми помещениями, журнал  «Российская юстиция» - №2. - февраль 2001 г.
  34. Беспалов Ю. "Обеспечение права ребенка на жилище, журнал "Российская юстиция", 2004, N 12
  35. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище, журнал «Российская юстиция» – 2007. - №12.
  36. Вознесенская Е.. Доходные дома в Москве: стрельба по воробьям,  журнал «Квартирный ряд» № 2 14.01.2009.
  37. Генеральный план развития Москвы до 2020 года и его реализация, Официальный сервер Правительства Москвы www.mos.ru/
  38. Глазунов В., Самошин В. «Доступное жилье. Люди и национальный проект» Москва, изд-во Европа, 2006 г.
  39. Говоренкова Т. М., Савин Д. А. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической политики и возможность применения его в современной России//Жилищный альманах. Вып. 15. 2004.
  40. Говоренкова Т.М., Матеров Л.Н. «Этапы развития жилищных отношений в России и Москве в двадцатом веке» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ,  2000 г. –№ 9
  41. Грудцына Л.Ю. «О льготах по обеспечению жилой площадью граждан, имеющих тяжелые заболевания, "Адвокат", N 4, апрель 2004 г.
  42. Грудцына Л.Ю. Жилищная энциклопедия. – Система ГАРАНТ, 2008г.
  43. Грудцына Л.Ю. - Жилищная политика в России: прошлое и будущее, журнал "Законодательство и экономика", N 8, июнь 2007 г.
  44. Жилищные субсидии: предоставление и расчет (Выпуск 5, март 2004 г.)
  45. Журкина Н.Г. Ипотечное жилищное кредитование в современных условиях: практика и проблемы//Жилищное право.-2005.-№1.
  46. Законодательные акты http://www.moskv.ru/laws/
  47. Индикаторы оценки социально-экономической эффективности федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
  48. Квадрученко Л.Б. «Доходные дома будут массовыми», Коммерсантъ. Жилой дом № 2(7) от 04.02.2008 .
  49. Квачадзе Р. Г. Домовладение как структурная единица управления недвижимостью в жилищном хозяйстве города//Недвижимость, экономика, управление. 2004. №7-8.
  50. Круглый стол Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы 26.09.2008 http://www.exporealty.ru/main/smi/
  51. Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант" - "За права военнослужащих", 2007 г.
  52. Кузьмина И. Понятие жилого помещения – журнал «Российская юстиция». - №9. - сентябрь 2006 г.
  53. Макаров Г.П. Законодательство о договорах найма и аренды жилых помещений – журнал «Гражданин и право». - №3-4. - сентябрь-октябрь. - 2006 г.
  54. Материалы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы  - Доклад на заседании региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти города Москвы 10 апреля 2008 года «О результатах реализации в городе Москве приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 году и I квартале 2008 года»
  55. Материалы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы  -  Доклад руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на заседании Правительства Москвы 28 октября 2008 г. по вопросу «О третьем этапе Московской программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2009-2011 гг. и заданиях до 2015 г.»
  56. Макаров Г.П. Способы защиты прав граждан на рынке жилья- журнал «Гражданин и право». - №6, 7, 9 июнь, июль, сентябрь. - 2004 г.
  57. Макаров Г.П. Условия и порядок страхования жилых помещений и риска жилищных сделок – журнал «Гражданин и право». - №5, 6, ноябрь, декабрь. - 2004 г.
  58. Макаров О., Дерюга Н. "Регулирование найма жилого помещения нормами гражданского и жилищного законодательства"- журнал  "Российская юстиция", 2003, N 9
  59. Мальков А.Б. Вселение к нанимателю по договору социального найма жилья: старое законодательство в новых условиях – журнал «Адвокат». - №7. - июль 2002г. 
  60. Материалы для проводимой в рамках Форума выставки «Мегаполис: XXI век», Итоги реализации в 2007 году городских жилищных программ.
  61. Матюшкин К.С. «Квартира в доходном доме»"Российская газета" - Центральный выпуск №4558 от 10 января 2008 г.
  62. Методика расчета размера платы за жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляемые по Договорам коммерческого найма физическим лицам (утв. Комитетом муниципального жилья и Управлением городского заказа 23 марта 1998 г.)
  63. Мишанов А. Государственные жилищные сертификаты// Строительство и бизнес.-2004.- январь, №1 
  64. Недвижимость и цены №44 (243) 05-11 ноября 2007 г.
  65. Официальный сайт Правительства Москвы www.mos.ru.
  66. Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы – материалы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
  67. Полякова М.Б., Секо Е.В. Накопительные жилищные сертификаты как средство внебюджетного финансирования жилищного строительства//Инвестиционно-строительная деятельность в условиях становления рыночных отношений: Сб. науч. тр.-СПб., 2007.
  68. Потяркин Д. Подлежат ли государственной регистрации договоры социального найма жилья? // Российская юстиция. - №3. - март 2008 г.
  69. Потяркин Д.Е. «Новые договоры в жилищной сфере», "Журнал российского права", N 12, декабрь 2006 г.
  70. Проект закона «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2008 году и о городских жилищных программах на 2009-2011 годы
  71. Пузанов А.. Жилищная политика в России – мифы, заблуждения, реальность./ журнал «Имущественные отношения в РФ» от 20.10.2006 г.
  72. Пузанов А.С. Лекция 8. Жилищная экономика и жилищная политика // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. – стр. 169-194
  73. Пчелинцева Л.М. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании // Журнал российского права. - №8. - август 2006 г.
  74. Резюме отчёта по этапу I государственного контракта № ДЭПР/250-01-07 от 22.10.2007 г. на выполнение работ по теме «Разработка стратегии развития города Москвы на период до 2025 года».
  75. Сведения о выполнении сетевого графика реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
  76. Сведения о параметрах реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2008 году
  77. Серпухин Г.Д. «Москва принимает свой Жилищный кодекс: конкретный и суровый». «Горячая линия недвижимости» от 03.05.07 №26
  78. Сонин С. Споры о расторжении договора социального найма жилья // Российская юстиция. - №3. - март 2005 г.
  79. Сосипатрова Н. Особенности наследования жилых помещений // Российская юстиция. - №8. - август 2004 г.
  80. Фаршатов И. Дела об утрате права на жилое помещение // Российская юстиция. – 2007. - №8.
  81. Филиппова Е.С. Жилищное право: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2007 г.
  82. Хомяков В.К. ЖСК – призрак опасный // Юридический вестник. – 2001 – № 20.
  83. Цылина Г.А. Жилищное финансирование и ипотечное кредитование//Жилищное строительство.-2006.-№1-2.
  84. Чечулина И. Коммерческий наем жилых помещений // Российская юстиция. – 2008. - №7.
  85. Шишкин Д.А. Служебные жилые помещения // Гражданин и право. - №6. - декабрь 2008 г.
  86. Шешко Г.Ф. - Жилищные права и обязанности: возникновение, реализация. Некоторые соображения к вопросу о доступности жилья, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 10, октябрь 2007 г.

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения