Система
входит в состав комплекса программного
обеспечения единой информационной
системы (ЕИС) <Жилище>.
Возможность
установки и функционирования во
всех управах города, низкие требования
к аппаратной платформе и средствам
коммуникации, являются одним из ключевых
условий при разработке системы
и определяют схему ее работы.
Информационная
система является открытой для развития.
И не представляет собой конечный
этап автоматизации взаимодействия
управ и ДЖП и ЖФ в обозначенной
области. Но уже позволяет выполнить
необходимое условие этого процесса
- единый формат ввода, хранения и обмена
данными.
Цели
Унификация
ввода и хранения данных о заявлениях
на улучшение жилищных условий в
управах, подготовка платформы для
дальнейшей автоматизации взаимодействия
управ и ДЖП и ЖФ в данной
области
Создание общего для всех управ программного
продукта для автоматизации ввода данных
о заявлениях и подготовки соответствующих
документов
Предоставление доступа к необходимым
информационным ресурсам ЕИС "Жилище"
Организация
обмена данными между управами и
ДЖПиЖФ в области принятия граждан
на учет.
Задачи
Ввод
данных о заявлениях и хранение их
в реляционной базе данных. Предоставление
данных БТИ по округу с периодическим
их обновлением
Подготовка пакета документов, требуемого
для принятия решения о постановке на
учет.
Получение
отчетов о принятых заявлениях и
о ходе их обработки
Формирование пакетов обмена данными
с Департаментом жилищной политики и жилищного
фонда. Занесение данных о заявлениях
из управ в информационную систему учета
очередников. Предоставление web-сервиса
для получения и обновления программных
средств.
Компоненты
ИС "Одно окно"
Клиентская
программа, устанавливается на рабочих
местах в управах и служит инструментом
для ввода информации о заявлениях, подготовки
документов и статистики, формирования
и приема данных в формате XML.
Локальная база данных на основе СУБД
Firebird устанавливается на серверах в управах,
хранит данные о заявлениях, данные БТИ.
Программный
комплекс в ЕИС "Жилище", осуществляет
прием и обработку XML-пакетов с данными
о заявлениях, передачу данных в систему
учета заявлений ДЖП и ЖФ, формирование
XML-пакетов с обновлениями БТИ и данными
о рассмотрении заявлений.
WEB-сервис, обеспечивает получение и обновление
программы, размещение новостей, инструкций
и документации к системе.
Заключение
В
соответствии с поставленной в работе
целью было проведено исследование
вопросов, связанных с реализацией
жилищной политики города Москвы, анализом
новых направлений жилищной политики,
принимаемых московским законодательством,
рассмотрение наиболее оптимальных
путей решения обнаруженных в
ходе анализа проблем.
На
современном этапе в Москве реализуется
федеральная национальная программа
«Жилище» и региональная жилищная программа
города. Однако несмотря на успешную реализацию
указанных программ органы государственные
власти города Москвы сталкиваются с
целым рядом проблем.
Из
наиболее значимых можно выделить финансовую
и правовую несогласованность федеральной
целевой программы «Жилище» в
рамках подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» и московской городской
программы «Молодой семье – доступное
жильё». В частности, не менее острой
проблемой является нежелание федерального
центра при разработке нормативных
документов учитывать реальный опыт
реализации регионами социальной жилищной
политики.
С
целью решения указанной проблемы
целесообразно провести пересмотр нормативно-правовых
законодательных актов для устранения
проблем усреднённости основных показателей
жилищной социальной помощи и учесть территориальные
и экономические особенности.
Существенной
является также проблема отсутствия
в федеральных нормативных документах
по Национальному проекту положений,
учитывающих региональные особенности
отдельных субъектов РФ, в частности,
города Москвы.
Считаю
необходимым разрешить городам
федерального значения самостоятельно
учитывать особенности крупных мегаполисов
при реализации государственной жилищной
политики.
В
Москве с каждым годом уменьшается
размер территорий, необходимых для
строительства нового жилья, а согласно
постановлению Правительства РФ
от 13.05.2006г. №285 не допускается расселение
социально нуждающихся слоёв
граждан на прилегающие к городу
территории.
Для
решения выявленных проблем необходимо
принять меры по пересмотру федерального
жилищного законодательства с целью внесения
изменений по расширению возможностей
предоставления жилья за территорией
города Москвы. Тем более, что возводя
жилые объекты на прилегающих к Москве
территориях, обеспечивается развитие
инженерно-коммунальной инфраструктуры
указанных районов.
Не
менее острой стоит проблема физического
старения жилищного фонда Москвы,
недостаточные объемы реконструктивных
и модернизационных работ, в том
числе капитального ремонта. Данные
проблемы ведут к росту количества
ветхого, физически и морально устаревшего,
аварийного жилищного фонда.
В
рамках улучшения жилищной политики в
указанном аспекте стоит отметить принятые
московским Правительством направления
совершенствования механизма контроля
за ветхим и физически и морально устаревшим
жильём путем создания службы жилищного
мониторинга и формирования строительно-инвестиционного
фонда, который позволяет увеличить объём
денежных средств, выделяемых из бюджета
города на реконструкцию и модернизацию.
В перспективе данное направление следует
не только развивать, но и расширить
за счёт учёта нового строительства взамен
выбывающего жилья.
Считаю
необходимым в целях повышения
результативности реализации жилищной
политики повысить роль систем государственной
регистрации прав на недвижимость и
учета объектов недвижимости, в направлении
обеспечения прозрачности, надежности
и информационной доступности этих
систем, снижения затрат и времени
обслуживания для участников рынка
жилья, а также нужно отменить
обязательное нотариальное удостоверение
договоров ипотеки.
В рамках системы государственной
регистрации требуется усилить
гарантии прав добросовестных
приобретателей жилья (т.е. купивших
на законных основаниях жилье,
оказавшееся обремененным обязательствами
перед другими гражданами) и гарантии
возмещения ущерба стороне, права
которой были нарушены, путём
внесения изменений в нормативные
правовые акты.
Кроме
того, на мой взгляд, следует снизить
административные барьеры доступа
инвесторов на рынок жилищного строительства
для получения земельного участка,
для чего предлагаю предоставлять
в собственность застройщикам жилья
сформированные (подготовленные к застройке)
земельные участки на торгах, причем
до начала инвестиционного процесса
и на конкурсной основе. Это обеспечит
возможность привлечения застройщиками
кредитных ресурсов на строительство
под залог земельных участков
и возводимого жилья.
Реализация
данного пакета законов позволит
существенно расширить платежеспособный
спрос населения на жилье, увеличить
предложение, в том числе за счет
жилищного строительства, и обеспечить
доступность жилья для основных
групп населения.
Анализ
динамики субсидий, выделяемых городом
на улучшение жилищных условий льготных
категорий граждан, показывает тенденцию
равномерного роста объёма денежных
средств и объемов жилой площади,
выделяемых на реализацию городских
жилищных программ. В 2008 году воспользовались
субсидиями 3,1 тыс. семей для приобретения
173,3 тыс. кв. м жилой площади.
Одновременно
с этим прослеживается недостаточный
объём финансирования и существенный
перевес числа нуждающихся в
получении жилья перед размером
субсидий и льгот, выделяемых городом
в рамках Государственных жилищных
сертификатов.
Настоятельно
требуется увеличить число выделяемых
государственных жилищных сертификатов
с целью сокращения числа социально-нуждающихся
категорий граждан в жилье. Это можно осуществить
в первую очередь путём снижения процентной
ставки по ипотечному кредиту, что в прямую
не зависит от органов государственной
власти Москвы. Необходимо развивать различные
формы жилищного кредитования населения:
для приобретения готового жилья, для
участия в строительстве многоквартирных
домов, для строительства индивидуальных
домов и т.д.
Наиболее
актуальным из существующих на данный
момент инструментов улучшения жилищной
политики является строительство и
предоставление льготным категориям граждан
жилых помещений в бездоходных
дотационных домах, что позволит
в дальнейшем обеспечить жильём по
договорам найма очередников
и нуждающихся в улучшении
жилищных условий жителей города.
Список
использованных источников
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993г.)
- Жилищный
Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004
№188-ФЗ.
- Федеральный
закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов"
- Федеральный
закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»
- Федеральный
закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской федерации».
- Постановление
Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. №675
«О федеральной целевой программе "Жилище"
на 2002 - 2010 годы».
- Постановление
Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2005 г. №865 «О дополнительных
мерах по реализации федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
- Постановление
Правительства РФ от 15.10.2005 г. №614 «Об утверждении
Правил расходования и учета средств на
предоставление субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на реализацию передаваемых
полномочий Российской Федерации по обеспечению
жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов».
- Постановление
Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых
вопросах реализации подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010
годы».
- Закон г.
Москвы от 7 апреля 2004 г. № 22 « О внесении
изменений и дополнений в Закон города
Москвы от 29 сентября 1999 года № 37 "О
порядке переустройства помещений в жилых
домах на территории города Москвы
- Закон города
Москвы от 11.03.1998 г. №6 «Основы жилищной
политики в городе Москве»
- Закон города
Москвы от 09.09.1998 г. №21-73 «О гарантиях города
Москвы лицам, освобождающим жилые помещения».
- Закон города
Москвы от 31.03.1999 г. №11 «Об организационном
и финансовом обеспечении внедрения системы
ипотечного жилищного кредитования в
городе Москве»
- Закон города
Москвы от 29.09.1999 г. № 37 «О переустройства
помещений в жилищном фонде города Москвы»
- Закон города
Москвы от 23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления
в пользование или приобретения в собственность
с помощью города жилых помещений в 2002-2003
годах»
- Закон города
Москвы от 27.11.2002 г. № 67 «О внесении изменений
и дополнений в Закон города Москвы от
23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления
в пользование или приобретения в собственность
с помощью города жилых помещений в 2002-2003
годах»
- Закон города
Москвы от 06.11.2002 г. №60 «О передаче в собственность
города Москвы приватизированных жилых
помещений»
- Закон города
Москвы от 15.01.2003 г. № 22 «Об улучшении жилищных
условий жителей города Москвы»
- Постановление
Правительства Москвы от 10 декабря 2008
г. N 1112-ПП «Об утверждении цен, ставок и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения на 2009 год".
- Постановление
Правительства Москвы №546-ПП от 03.07.2007
г. «О прогнозе социально-экономического
развития г. Москвы до 2011 года»
- Постановление
Правительства Москвы от 01.10.02 г.
№ 805-ПП «О Московской программе «Молодой
семье – доступное жилье» на 2003-2005гг.».
- Постановление
Правительства Москвы от 18.04.2006г. №268-ПП
«О Среднесрочной программе жилищного
строительства в городе Москве на период
до 2006 – 2008 гг. и заданиях до 2010 года».
- Постановление
Правительства Москвы от 5 августа 2008 г.
N 708-ПП «О концепции формирования в
городе Москве сети бездотационных
домов для предоставления жилых помещений
гражданам по договорам найма»
- Постановление
Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г.
N 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного
жилищного кредитования в городе Москве»
- Постановление
Правительства Москвы от 14 августа 2007
г. N 703-ПП «Об утверждении методики расчёта
выкупной стоимости жилых помещений, находящихся
в собственности города Москвы, для реализации
гражданам в рамках городских жилищных
программ»
- Постановление
Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г.
N 268-ПП «О среднесрочной программе жилищного
строительства в городе Москве на период
2006-2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях
реализации национального проекта «Доступное
и комфортное жильё – гражданам России»
- Постановление
Правительства Москвы от 22 июля 2008 года
№ 640-ПП «О прогнозе социально-экономического
развития города Москвы до 2012 года»
- Постановление
Правительства Москвы от 23 января 2007 г.
№ 24-ПП « О среднесрочной жилищной программе
«Москвичам – доступное жильё» на период
2007-2009 гг. и задании на 2010 год.»
- Постановление
Правительства Москвы от 26 августа 2008
г. № 774-ПП « Об итогах выполнения городских
жилищных программ в 2007 году и о городских
жилищных программах на 2008-2010 годы»
- Постановление
Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г.
№ 1008-ПП «О предоставлении гражданам,
признанным нуждающимися в улучшении
жилищных условий, компенсации по возмещению
расходов, связанных с оплатой найма (поднайма)
жилого помещения»
- Алущкин
Р.В. «Для кого построят доходные дома»,
журнал «Собственник» от 26.04.2007.
- Аналитический
доклад «Практика реформы жилищно-коммунального
комплекса», Фонд «Институт экономики
города», Москва, 2003.
- Белявский
И. Обмен жилыми помещениями, журнал
«Российская юстиция» - №2. - февраль 2001
г.
- Беспалов
Ю. "Обеспечение права ребенка на жилище,
журнал "Российская юстиция", 2004,
N 12
- Беспалов
Ю. Обеспечение права ребенка на жилище,
журнал «Российская юстиция» – 2007. - №12.
- Вознесенская
Е.. Доходные дома в Москве: стрельба по
воробьям, журнал «Квартирный ряд»
№ 2 14.01.2009.
- Генеральный
план развития Москвы до 2020 года и его
реализация, Официальный сервер Правительства
Москвы www.mos.ru/
- Глазунов
В., Самошин В. «Доступное жилье. Люди и
национальный проект» Москва, изд-во Европа,
2006 г.
- Говоренкова
Т. М., Савин Д. А. Жилищно-арендная кооперация.
Опыт новой экономической политики и возможность
применения его в современной России//Жилищный
альманах. Вып. 15. 2004.
- Говоренкова
Т.М., Матеров Л.Н. «Этапы развития жилищных
отношений в России и Москве в двадцатом
веке» // Журнал руководителя и главного
бухгалтера ЖКХ, 2000 г. –№ 9
- Грудцына
Л.Ю. «О льготах по обеспечению жилой площадью
граждан, имеющих тяжелые заболевания,
"Адвокат", N 4, апрель 2004 г.
- Грудцына
Л.Ю. Жилищная энциклопедия. – Система
ГАРАНТ, 2008г.
- Грудцына
Л.Ю. - Жилищная политика в России: прошлое
и будущее, журнал "Законодательство
и экономика", N 8, июнь 2007 г.
- Жилищные
субсидии: предоставление и расчет (Выпуск
5, март 2004 г.)
- Журкина
Н.Г. Ипотечное жилищное кредитование
в современных условиях: практика и проблемы//Жилищное
право.-2005.-№1.
- Законодательные
акты http://www.moskv.ru/laws/
- Индикаторы
оценки социально-экономической эффективности
федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
- Квадрученко
Л.Б. «Доходные дома будут массовыми»,
Коммерсантъ. Жилой дом № 2(7) от 04.02.2008 .
- Квачадзе
Р. Г. Домовладение как структурная единица
управления недвижимостью в жилищном
хозяйстве города//Недвижимость, экономика,
управление. 2004. №7-8.
- Круглый
стол Департамента жилищной политики
и жилищного фонда Москвы 26.09.2008 http://www.exporealty.ru/main/smi/
- Кудашкин
А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей. Серия "Право в Вооруженных
Силах - консультант" - "За права военнослужащих",
2007 г.
- Кузьмина
И. Понятие жилого помещения – журнал
«Российская юстиция». - №9. - сентябрь
2006 г.
- Макаров
Г.П. Законодательство о договорах найма
и аренды жилых помещений – журнал «Гражданин
и право». - №3-4. - сентябрь-октябрь. - 2006
г.
- Материалы
Департамента жилищной политики и жилищного
фонда города Москвы - Доклад на заседании
региональной коллегии федеральных органов
исполнительной власти города Москвы
10 апреля 2008 года «О результатах реализации
в городе Москве приоритетного Национального
проекта «Доступное и комфортное жилье
– гражданам России» в 2007 году и I квартале
2008 года»
- Материалы
Департамента жилищной политики и жилищного
фонда города Москвы - Доклад руководителя
Департамента жилищной политики и жилищного
фонда города Москвы на заседании Правительства
Москвы 28 октября 2008 г. по вопросу «О третьем
этапе Московской программы «Молодой
семье – доступное жилье» на 2009-2011 гг.
и заданиях до 2015 г.»
- Макаров
Г.П. Способы защиты прав граждан на рынке
жилья- журнал «Гражданин и право». - №6,
7, 9 июнь, июль, сентябрь. - 2004 г.
- Макаров
Г.П. Условия и порядок страхования жилых
помещений и риска жилищных сделок – журнал
«Гражданин и право». - №5, 6, ноябрь, декабрь.
- 2004 г.
- Макаров
О., Дерюга Н. "Регулирование найма жилого
помещения нормами гражданского и жилищного
законодательства"- журнал "Российская
юстиция", 2003, N 9
- Мальков
А.Б. Вселение к нанимателю по договору
социального найма жилья: старое законодательство
в новых условиях – журнал «Адвокат».
- №7. - июль 2002г.
- Материалы
для проводимой в рамках Форума выставки
«Мегаполис: XXI век», Итоги реализации
в 2007 году городских жилищных программ.
- Матюшкин
К.С. «Квартира в доходном доме»"Российская газета"
- Центральный выпуск №4558 от 10 января 2008 г.
- Методика
расчета размера платы за жилые помещения,
находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, и предоставляемые по Договорам
коммерческого найма физическим лицам
(утв. Комитетом муниципального жилья
и Управлением городского заказа 23 марта
1998 г.)
- Мишанов
А. Государственные жилищные сертификаты//
Строительство и бизнес.-2004.- январь, №1
- Недвижимость
и цены №44 (243) 05-11 ноября 2007 г.
- Официальный
сайт Правительства Москвы www.mos.ru.
- Показатели
оценки эффективности деятельности органов
исполнительной власти города Москвы
– материалы Департамента жилищной политики
и жилищного фонда города Москвы.
- Полякова
М.Б., Секо Е.В. Накопительные жилищные
сертификаты как средство внебюджетного
финансирования жилищного строительства//Инвестиционно-строительная
деятельность в условиях становления
рыночных отношений: Сб. науч. тр.-СПб.,
2007.
- Потяркин
Д. Подлежат ли государственной регистрации
договоры социального найма жилья? // Российская
юстиция. - №3. - март 2008 г.
- Потяркин
Д.Е. «Новые договоры в жилищной сфере»,
"Журнал российского права", N 12, декабрь
2006 г.
- Проект закона
«Об итогах выполнения городских жилищных
программ в 2008 году и о городских жилищных
программах на 2009-2011 годы
- Пузанов
А.. Жилищная политика в России – мифы,
заблуждения, реальность./ журнал «Имущественные
отношения в РФ» от 20.10.2006 г.
- Пузанов
А.С. Лекция 8. Жилищная экономика и жилищная
политика // Лекции по экономике города
и муниципальному управлению. – М.: Фонд
«Институт экономики города», 2007. – стр.
169-194
- Пчелинцева
Л.М. Обязательства государства по обеспечению
жильем отдельных категорий граждан: новое
в правовом регулировании // Журнал российского
права. - №8. - август 2006 г.
- Резюме отчёта
по этапу I государственного контракта
№ ДЭПР/250-01-07 от 22.10.2007 г. на выполнение
работ по теме «Разработка стратегии развития
города Москвы на период до 2025 года».
- Сведения
о выполнении сетевого графика реализации
приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам
России"
- Сведения
о параметрах реализации приоритетного
национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России"
в 2008 году
- Серпухин
Г.Д. «Москва принимает свой Жилищный кодекс:
конкретный и суровый». «Горячая линия
недвижимости» от 03.05.07 №26
- Сонин С.
Споры о расторжении договора социального
найма жилья // Российская юстиция. - №3.
- март 2005 г.
- Сосипатрова
Н. Особенности наследования жилых помещений
// Российская юстиция. - №8. - август 2004
г.
- Фаршатов
И. Дела об утрате права на жилое помещение
// Российская юстиция. – 2007. - №8.
- Филиппова
Е.С. Жилищное право: Учебник для вузов.
- "Юстицинформ", 2007 г.
- Хомяков
В.К. ЖСК – призрак опасный // Юридический
вестник. – 2001 – № 20.
- Цылина Г.А.
Жилищное финансирование и ипотечное
кредитование//Жилищное строительство.-2006.-№1-2.
- Чечулина
И. Коммерческий наем жилых помещений
// Российская юстиция. – 2008. - №7.
- Шишкин Д.А.
Служебные жилые помещения // Гражданин
и право. - №6. - декабрь 2008 г.
- Шешко Г.Ф.
- Жилищные права и обязанности: возникновение,
реализация. Некоторые соображения к вопросу
о доступности жилья, "Законы России:
опыт, анализ, практика", N 10, октябрь
2007 г.