Прибыль торгового предприятия и ее планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ формирования и использования прибыли, исследование методов планирования прибыли и разработка плана прибыли на торговом предприятии ООО «Угорская».

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1. Экономическая сущность прибыли…………………………………....5
1.1Сущность и роль прибыли в деятельности предприятия в рыночных условиях………………………………………………..............................5
1.2 Системы и методы планирования прибыли……………………...12
2. Анализ прибыли предприятия торговли……………………………....19
2.1 Характеристика предприятия…………………………………….19
2.2 Анализ состояния и динамики прибыли………………………...22
2.3Факторный анализ прибыли……………………………...............27
3. Разработка плана прибыли предприятия………………………..........33
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………....40
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 450.50 Кб (Скачать)

          Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, убытки от списания долгов и т.д.)

          Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

          Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

          Пб = + Пр + Пи + Пв.о. ,   где

Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. - доходы (убытки) от внереализационных  операций.     

           В упрошенном виде прибыль — это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

          Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической.

        Бухгалтерская (валовая) прибыль это разность между валовым доходом и издержками обращения.

       Экономическая прибыль это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке — получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

В процессе анализа результатов работы торгового  предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.

     

      Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета, налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.

      При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная стоимость имущества» рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстро изнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость — для прочего имущества.

       В состав доходов (расходов) от вне реализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности 'Кругах предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уплаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе вне реализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).

       Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны.

       Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию "прибавочная стоимость", которая соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

       Чистая прибыль это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, — это рост расходов, связанных  с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды.

         Налогооблагаемая прибыль — это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства. 
 
 

                            
 
 
 
 
 
 
 

   1.2 Системы и методы  планирования прибыли. 

     Планирование  прибыли – важнейшая часть финансового планирования на предприятиях торговли. Экономически обоснованный расчет плановой прибыли позволяет осуществить своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, стимулирующих выплат работникам, а также производить своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

          Главной целью планирование прибыли  является определение такого его размера, который соответствовал бы целям развития предприятия в будущем периоде.

     Планирование  прибыли направлено на решение следующих  основных задач:

    1. Стимулирование роста объема продаж и повышение эффективности использования ресурсов;
    2. Определение финансовых взаимоотношений с финансово- кредитной системой;
    3. Концентрация финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях экономического и социального развития предприятия;
    4. Осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля за образованием, распределением и использованием прибыли предприятия.

     Планирование  прибыли на предприятии (или внутрифирменное ее планирование) базируется на использовании трех основных ее систем:

      1) прогнозирование формирования и распределения прибыли предприятия;

      2) текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли предприятия;

      3) оперативное планирование формирования и использования прибыли предприятия.

     Каждой  из этих систем планирования прибыли присущи свои формы реализации его результатов (табл. 1.1). 

   Таблица 1.1-

   Системы планирования прибыли 

Системы планирования прибыли Формы реализации планирования прибыли Период  планирования
Прогнозирование формирования и распределения прибыли Разработка стратегии формирования и распределения прибыли до 3-х лет 
 
Текущее планирования формирования, распределения  и использования  прибыли Разработка  текущих финансовых планов  по всем основным аспектам формирования, распределения  и использования  прибыли 1 год
Оперативное планирования формирования и использования  прибыли Разработка  и доведение до исполнителей бюджетов по всем основным вопросам формирования и использования  прибыли месяц, квартал
 

     Планирование  прибыли на предприятии базируется на использовании трех основных его систем.

     Первая  система включает в себя прогнозирование формирования и распределения прибыли предприятия. Эта система требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Ее реализация заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой политикой понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

           Вторая система основана на текущем планировании формирования, распределения и использования прибыли предприятия и состоит в разработке текущих планов:

     - планируемые объемы торгово-производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

     -  система разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных видов товаров;

      -     действующая система ставок налоговых платежей;

      -     результаты анализа прибыли за предшествующий период.

     Основным  видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов по коммерческой деятельности. Цель разработки этого плана — формирование суммы чистой прибыли по данному виду деятельности.

     В процессе разработки плана должна быть обеспечена четкая зависимость показателей доходов от реализации товаров (продукции, услуг), издержек, налоговых платежей, прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия.

      Третья система включает в себя оперативное планирование формирования и использования прибыли предприятия. Данная система заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода — до 1 года (обычно месячный или квартальный), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Он детализирует показатели текущих планов и является главным плановым документом, доводимым до центров ответственности всех типов.

     Планирование  формирования прибыли от реализации товаров торговым предприятием осуществляется по следующим этапам (табл.1.2):

     Таблица 1.2 -

Основные  этапы текущего планирования формирования прибыли  от реализации товаров

 

Этапы процесса планирования Содержание  процесса планирования формирования прибыли
Анализ  формирования прибыли в предплановом периоде  
1)Динамика  валовой, балансовой и чистой  прибыли

2)Оценка  достигнутого уровня валовой,  балансовой и чистой прибыли  (расчет коэффициентов рентабельности)

3)Рассмотрение  показателей формирования прибыли  в разрезе центров ответственности

4) Рассмотрение  показателей формирования прибыли в разрезе отдельных групп товаров

5) Изучение  отдельных факторов, влияющих на  изменение прибыли

 
 
 
Формирование  системы исходных предпосылок планирования прибыли 
 
  1. Используется  общая политика управления прибылью
  2. Используется система частных политик предприятия, связанных с формированием прибыли  (ценовая политика, амортизационная политика, налоговая политика и т.д.)
  3. Разрабатываются планы операционной деятельности (план товарооборота, план формирования дохода, план издержек обращения, план налоговых платежей)
  4. Учет среднеотраслевых показателей уровня прибыли
 
Выбор методов планирования формирования прибыли от реализации товаров и  осуществление плановых расчетов
 
Методы  планирования рассмотрены в табл.1.6
 
Доведение плановых заданий по формированию прибыли от реализации товаров до центров ответственности
 
 
Формирование  показателей по центрам ответственности  в соответствии с видами и объемами их деятельности

Информация о работе Прибыль торгового предприятия и ее планирование