Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес – Фуд

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение научно-методологических основ оценки эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием и применение системы показателей оценки эффективности управления предприятием к выбранному объекту исследования.
В качестве объекта исследования и, соответственно, объекта к которому будет применена описанная в работе система показателей, измеряющих эффективность механизма управления предприятием, было выбрано торговое предприятие ООО «Бизнес Фудз».

Содержание

Введение
Научно-методологические основы организационно-экономического механизма управления предприятием
Организационно-экономический механизм управления предприятием в современных условиях
Система показателей эффективности процесса управления предприятием
Методология оценки эффективности процесса управления предприятием
2. Оценка эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
Организационно-экономическая характеристика ООО «Бизнес Фудз»
Описание действующего на предприятии организационно-экономического механизма управления
Расчет эффективности процесса управления на предприятии
Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
3.1. Основные направления совершенствования процесса управления предприятием
3.2. Внедрение концепции организационного совершенства в деятельность предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием.doc

— 744.50 Кб (Скачать)

     Качество (К) связано с понятием качественных признаков, которые отражают конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.

     Прибыльность (П) представляет собой соотношение  между валовым доходом и суммарными издержками. Этот показатель можно  измерять по-разному.

     Прибыльность отражается в следующих показателях:

    1. чистая прибыль, отнесенная к объему продаж:

Пч : Vп = Рv,

где Пч - чистая прибыль;

Vп - объем продаж;

Рv - рентабельность продаж;

  1. чистая прибыль, отнесенная к совокупным активам:

Пч : АС = РА,

где  АС - совокупные активы;

РА  - рентабельность активов;

  1. чистая прибыль, отнесенная к собственному капиталу:

Пч : КС = РК,

где  КС - собственный капитал;

РК  - рентабельность капитала;

  1. валовый доход, отнесенный к издержкам производства:

ВД : И = Рп,

где ВД - валовый доход;

Рп - рентабельность производства.

     Производительность отражает соотношение количества реализованной продукции и затрат труда на ее изготовление. Этот показатель может быть представлен и соотношением изготовленной и реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда. Показатель содержит элементы предшествующих показателей результативности. Так, объем реализации (продаж) связан с качеством и количеством продукции, в нем находят отражение первые два условия действенности: качество продукции и ее объем. Использование в расчете критерия производительности совокупности живого и овеществленного труда связывает этот показатель с экономичностью.

     Качество  трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в процессе работы. Этот критерий во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать.

      Внедрение новшеств - критерий, отражающий, какое место занимает обновление технической базы в повышении эффективности деятельности предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество продукции, снижает затраты а производство. Этот критерий используется как один из важнейших факторов для определения конкурентоспособного статуса предприятия. И Ансофф для оценки конкурентоспособного статуса фирмы (КСФ) использует формулу:

КСФ=  IF - IK         * a,                      [формула 1]

                 Io

где IF - уровень стратегических капиталовложений;

IK - критическая точка объема капиталовложений;

Io - точка оптимального объема;

a - коэффициент, учитывающий другие факторы конкурентоспособного статуса.

     Естественно, что приоритет, весомость каждого  из перечисленных критериев результативности будут зависеть от ряда факторов конкретного  предприятия и, прежде всего, от его  состояния: технического, финансового, зрелости технологии и продукции, его положения на рынках сбыта, кадрового обеспечения и др. Задача менеджмента состоит в установлении наиболее эффективных действий, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

     Эффективность управления предприятием может рассматриваться и за пределами его внутренних границ. Необходимо учитывать в этой связи эффект воздействий управляющей системы на другие предприятия-поставщики материально-сырьевых ресурсов, предприятия-потребители продукции.

     Эффективность управления может рассматриваться  как в глобальном масштабе - по отношению  ко всему объекту и внешней  среде, так и в локальном аспекте - по отношению к процессу управления, техническому оснащению отдельных  подразделений структуры управления, подсистем управления. Последнее приобретает очень важное значение: оценить вклад (ущерб) в общие итоги деятельности подсистем управления.

     Ведущими  западными фирмами в области  управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методы оценки эффективности процесса управления, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM — Value Based Management). Цель данной работы заключается в сборе и обобщении материалов по VBM-методам оценки и управления.

     Несмотря на то, что неотъемлемой составной частью VBM-подхода является измерение стоимости компании, он принципиально отличается от традиционных методов оценки бизнеса, смысл которых и условия применения напоминаются на рисунке 1.9.

     

Рис. 1.9. Традиционные методы оценки бизнеса16 

     Последние в большинстве своем дают «точечный» во времени результат, изолированы, выхвачены из общего контекста управления и процесса достижения конечной цели, не предполагают его мониторинга. Ни одна из 25 целей традиционной оценки бизнеса (приватизация, налог на имущество, кредит и т.п.) не предусматривает прямого и систематического применения стоящих за ней методов для  оперативного или стратегического управления предприятием. 

     В основе VBM лежит управление на основе интегрированного финансового показателя — стоимости компании. Такой подход появился не на ровном месте. Эволюция финансовых показателей представлена на рисунке 1.10 .  

Рис. 1.10. Эволюция финансовых показателей в оценке эффективности управления17 

     Успешно зарекомендовали себя ранее и  продолжают использоваться система  Дюпона, известная в российской практике как факторный анализ, показатели прибыли на акцию EPS, дохода от инвестированного капитала ROI, отдачи собственного капитала ROE, доходности чистых активов RONA и другие (рис. 1.11).  Существенный недостаток многих из них заключается в ориентации на данные отчетности прошлых периодов; в ряде ситуаций они отражают  интересы не владельцев, а менеджеров различных уровней. Появившиеся в середине 80-х годов прошлого века методы VBM-подхода призваны устранить эти и ряд других проблем.

Рис. 1.11. Показатели эффективности управления18 

     По  своей сути первая группа VBM-методов  базируется на объединении традиционных моделей Дюпона и дисконтированного денежного потока DCF. Методы различаются главным образом вариантами расчета затрат капитала, получением результата в абсолютных или процентных величинах. От системы Дюпона взята идея представления результирующего финансового показателя, например доходности совокупных активов ROA, в виде многоярусного дерева взаимосвязанных параметров — подлежащих управлению и контролю показателей, определяющих поток денежных средств (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Факторы рентабельности продаж и оборачиваемости совокупных активов19 

     Так, ROA «расщепляется» на рентабельность и оборачиваемость активов, которые далее детализируются до отдельных факторов стоимости более низких уровней. Таким образом, каждому уровню менеджмента соответствуют свой набор коэффициентов и пределы их изменения за определенный период. Однако простое выявление факторов стоимости не обеспечивает решения задачи тотального управления деньгами — необходимо  их увязать с показателями, на основании которых принимаются функциональные и оперативные решения  на всех уровнях управления (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Факторы управления потоком денежных средств20 

     Модель DCF вносит в VBM фактор будущих, а не прошлых  денежных поступлений предприятия, а также позволяет учесть связанные  с неопределенностью деятельности риски. Несмотря на некоторую умозрительность такого источника расчетных данных, каким являются «ожидания инвесторов», в исследованиях ряда западных авторов прослежена высокая корреляция между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированным денежным потоком. Применительно к крупному предприятию для этого имеется достаточно оснований. В частности, существующий портфель заказов при данных производственных возможностях относительно устойчив; его составляющие во времени не меняются мгновенно. Предсказуемыми являются тенденции выравнивания российских цен на энергию и сырье с общемировыми, пропорции цены «человеко-час» и трудоемкости и ряд других. Наконец, следует принять во внимание рекомендации международных стандартов финансовой отчетности, ограничивающих прогнозный период пятью годами (хотя, в принципе, возможны исключения).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Оценка  эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
 
 
    1. Организационно-экономическая  характеристика ООО «Бизнес Фудз»
 

     Объектом  исследования данного дипломного проекта  является общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Фудз».

     Общество  с ограниченной ответственностью «Бизнес-Фудз» (далее по тексту ООО «Бизнес-Фудз») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.

     ООО «Бизнес-Фудз» является самостоятельным  юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы Администрации  г. Камышина Волгоградской области в Едином государственном реестре юридических лиц в ноябре 1997 года.

     Общество  расположено по адресу: 403881, Россия, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Донская 181.

     Компания  ООО «Бизнес-Фудз» входит в состав группы компаний «Бизнес системы». Компания успешно функционирует на рынке продовольственных товаров г. Камышина с 15 февраля 1998 г.

     Основное  направление деятельности фирмы - торговля продуктами питания в розницу. Реализация продуктов питания осуществляется через сеть розничных магазинов «Перекресток», «Гастроном», «Бизнес Фудз». На текущий момент ООО «Бизнес Фудз» управляет сетью из одиннадцати магазинов самообслуживания.

     В магазинах представлен широкий  ассортимент продукции, при этом проводится работа по усовершенствованию работы магазинов за счет расширения, насыщения, углубления ассортимента продуктов питания, постоянного изучения мнений потребителей относительно условий работы магазинов, культуры обслуживания покупателей, поддержания имиджа фирмы.

     Продажа товаров в розницу осуществляется по следующим группам товаров:

     Продовольственные товары:

    • алкогольные напитки;
    • безалкогольные напитки;
    • вкусовые товары;
    • готовые продукты;
    • детское питание;
    • кондитерские изделия;
    • корм для животных;
    • молочные изделия;
    • макаронные и крупяные изделия;
    • морепродукты;
    • мясные продукты;
    • овощи, фрукты орехи;
    • пищевые жиры;
    • продукты быстрого приготовления;
    • хлебобулочные изделия;
    • яйца и яичные продукты;
    • табачные изделия;

     Непродовольственные товары:

  • зубная паста
  • стиральный порошок
  • товары личной гигиены и т.д.

Информация о работе Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес – Фуд