Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес – Фуд

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение научно-методологических основ оценки эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием и применение системы показателей оценки эффективности управления предприятием к выбранному объекту исследования.
В качестве объекта исследования и, соответственно, объекта к которому будет применена описанная в работе система показателей, измеряющих эффективность механизма управления предприятием, было выбрано торговое предприятие ООО «Бизнес Фудз».

Содержание

Введение
Научно-методологические основы организационно-экономического механизма управления предприятием
Организационно-экономический механизм управления предприятием в современных условиях
Система показателей эффективности процесса управления предприятием
Методология оценки эффективности процесса управления предприятием
2. Оценка эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
Организационно-экономическая характеристика ООО «Бизнес Фудз»
Описание действующего на предприятии организационно-экономического механизма управления
Расчет эффективности процесса управления на предприятии
Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
3.1. Основные направления совершенствования процесса управления предприятием
3.2. Внедрение концепции организационного совершенства в деятельность предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием.doc

— 744.50 Кб (Скачать)
  1. Использование в управлении теории систем.

     Теория  систем существенно облегчила задачу изучения всей деятельности компании в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, для которой характерны следующие особенности:

  • Наличие в системе определенного числа компонентов;
  • Связь составляющих компонентов системы, организационно-оформленная в виде структуры;
  • Воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат взаимодействия между собой и с окружающей средой;
  • Идентификация системы, позволяющая отличать ее и ее составные компоненты от других явлений не входящих в систему;
  • Наличие окружающей среды, которая, не являясь частью системы, активно на нее воздействует;
  • Концептуальный  характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).
  1. Применение ситуационного подхода к управлению.

     В основе такого подхода лежит предпосылка, что вся организация предприятия  является ответом на самые различные  воздействия извне. Поэтому все  решают особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени.

  1. Признание социальной ответственности менеджмента.10

     Роль  человека, человеческого фактора  в качестве ключевого ресурса  обусловила необходимость создания условий для развития, заложенного в человеке потенциала саморазвития.

В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам как:

  • Организационная культура (наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации).
  • Демократизация управления (внедрение в практику участия работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении, совершенствование стиля руководства).
 
 
 
 

    1.2. Система показателей эффективности процесса управления предприятием 

     Существует  большое количество определений  понятия «эффективность», например:

     «Эффективность – это относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение».11

     «Эффективность производства — рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации».

     Любой управленец всегда мечтает о том, чтоб его предприятие работало эффективно. Однако, наверняка, не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективности» видоизменяется в зависимости от выбранного Вами подхода к ее оценке. В данной статье мы попытаемся обобщить основные сведения по этой теме. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления» Вашей компании, стоит вспомнить, что управление — это приведение системы в желаемое состояние.

     Целью управления предприятием является обеспечение  устойчивого функционирования предприятия  во внешней среде в течение длительного (в идеале — неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.

     Как правило, в литературе понятие «эффективности» сводится к «рентабельности» и «прибыльности» компании, определить которую можно различными способами, в частности, вычислив показатели:

  • Уровень рентабельности = Балансовая прибыль / Выручка от реализации;
  • Оборачиваемость активов = Выручка от реализации / Общая стоимость активов;
  • Ставка доходности активов = Чистая прибыль / Общая стоимость активов и т.д.

     Но, помимо вышеперечисленных показателей рентабельности, существуют и другие подходы к оценке эффективности:

     1. Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»). Например, эффективность автоматизированной информационной системы понимается как степень достижения целей, поставленных при ее создании (ГОСТ 34.003-90).

     Здесь нам хочется отметить, что этот подход можно применять выборочно  и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин:

  • цели предприятия как сложной социотехнической системы далеко не всегда сформулированы в явном виде (например, в виде стратегических целей), что делает невозможным оценку степени их достижения;
  • если цели сформулированы, то их обычно много и они характеризуют желаемое состояние предприятия со многих сторон (рыночные, финансовые, организационные, инновационные цели), что делает процедуру «свертывания» оценок степени их достижения к единой оценке «эффективности управления» сложной и неоднозначной.
  • формирование целей деятельности предприятия с учетом интересов заинтересованных групп и условий внешней среды есть одна из функций управления предприятием. От качества и «правильности» их постановки во многом зависит эффективность деятельности предприятия, то есть, предприятие может вполне успешно добиться поставленных руководством целей и погибнуть в конкурентной борьбе.

     2. Например, эффективность как соотношение «результатов деятельности» к «затратам» (или «выходов» к «входам» в терминах теории систем). В рамках данного подхода существуют понятия «производительность» и «экономическая эффективность».

     Данный  подход наиболее широко распространен  при оценке эффективности деятельности предприятий, существует огромное количество показателей этой группы (финансовые коэффициенты, различного вида «отдачи»: фондоотдача, отдача от вложений в фонд оплаты труда и пр.). Этот подход дает возможность проводить сравнения среди хозяйствующих субъектов, функционирующих в сходных условиях (например, в рамках одной отрасли) и давать оценки «более эффективно» или «менее эффективно».

     Оценка  эффективности как отношения  затрат и результатов очень сильно зависит от рассматриваемого временного интервала: предприятие, вкладывающее в развитие значительные средства может работать в начальном периоде экономически неэффективно, однако достигать поставленных целей и давать экономический эффект в будущем.

     3. Эффективность как степень соответствия эталону. Этот подход сейчас, пожалуй, самый модный. Он известен, в том числе, под названием «бенчмаркинг». При использовании этого подхода мы сравниваем состояние нашего предприятия с некоторым эталоном. Сопоставление показателей эффективности дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.

     4. Эффективность как степень удовлетворенности процессом его участников. При этом удовлетворенность зависит от степени реализации интересов участников в процессе.

     При применении этого подхода к оценке эффективности управления необходимо выделить группы, участвующие в процессе (собственники, руководство компании, менеджеры среднего звена, потребители, общество и проч.). Каждая из этих групп имеет свои интересы в существовании предприятия, на основании которых могут быть сформулированы цели деятельности предприятия и критерии эффективности с точки зрения группы.

     Необходимо отметить, что согласование этих интересов и формирование на их основе комплекса целей предприятия и есть основная задача управления.

     Эффективность управления одним и тем же предприятием с точки зрения различных заинтересованных групп будет различной, например, предприятие, которое действует эффективно по оценке его собственника (дает стабильный доход, требует малого участия собственника в своих делах) может получить весьма «низкую» оценку эффективности управления с позиций потенциального инвестора. То есть, при оценке эффективности необходимо учитывать — для кого и кем она проводится.

     Поскольку процесс «управления предприятием»  включает в себя значительное количество «подпроцессов» (таких как «постановка стратегических целей», «организация выполнения программы развития», «оперативное планирование и контроль», «управление финансовыми потоками» и пр.), то оценка эффективности управления обычно включает в себя целый комплекс показателей, отражающих эффективность указанных подпроцессов.

     При оценке эффективности желательно использовать несколько показателей (абсолютные и относительные, общие и частные).

     Основные  шаги при определении эффективности  управления:

  1. Определить «субъекта оценки», то есть, для кого или с чьей точки зрения оценивается эффективность.
  2. Выявить его интересы/потребности, на основе которых можно сформулировать критерии эффективности (цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность предприятия, с точки зрения «субъекта оценки»).
  3. Разработать показатели, отражающие цель в количественном выражении, уточнить порядок их расчета.
  4. Определить на основании анализа деятельности предприятия за прошлые периоды, намерений предприятия и анализа внешней среды целевые значения показателей.12

     Анализ  эффективности управления компанией - задача, с которой руководители предприятий сталкиваются в самых различных ситуациях. До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (например, «управленческий аудит»). Другой распространенный случай - принятие решений о прямых инвестициях. Большинство профессиональных инвесторов (и, в первую очередь, венчурные инвестиционные фонды) прежде чем профинансировать какой-либо проект, проводят так называемую проверку «должной добросовестности» компании-реципиента, а поместив средства в предприятие, тщательно следят за эффективностью их использования.

     Кроме того, в последнее время все  чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи  с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, «подгоняя» под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния/поглощения. Принимая решение о слиянии или поглощении, необходимо помнить, что возможные различия в системах управления объединяемых компаний, могут существенно повлиять на стоимость сделки за счет издержек, связанных с проведением организационной перестройки.

     И, наконец, случай достаточно экзотический для России, но довольно распространенный на Западе - оценка эффективности системы управления компании при проведении мероприятий по реинженирингу или внедрению корпоративной информационной системы.

     Прежде  чем перейти к описанию методов и инструментов, использованных для оценки эффективности процесса управления, необходимо внести ясность в вопрос о том, что же является предметом анализа, то есть, о какой эффективности идет речь.

     В англоязычной литературе понятие эффективности  менеджмента выражается двумя ключевыми терминами:

Информация о работе Показатели и методы оценки эффективности организационно - экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес – Фуд