Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение научно-методологических основ оценки эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием и применение системы показателей оценки эффективности управления предприятием к выбранному объекту исследования.
В качестве объекта исследования и, соответственно, объекта к которому будет применена описанная в работе система показателей, измеряющих эффективность механизма управления предприятием, было выбрано торговое предприятие ООО «Бизнес Фудз».
Введение
Научно-методологические основы организационно-экономического механизма управления предприятием
Организационно-экономический механизм управления предприятием в современных условиях
Система показателей эффективности процесса управления предприятием
Методология оценки эффективности процесса управления предприятием
2. Оценка эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
Организационно-экономическая характеристика ООО «Бизнес Фудз»
Описание действующего на предприятии организационно-экономического механизма управления
Расчет эффективности процесса управления на предприятии
Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятием (на примере ООО «Бизнес Фудз»)
3.1. Основные направления совершенствования процесса управления предприятием
3.2. Внедрение концепции организационного совершенства в деятельность предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.1.3.).
Рис.1.3. Поле управления4
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее
управление предприятия заключается
в его структуризации, организации
деятельности, планировании, управлении
персоналом, контроле, учете и анализе
результатов деятельности, что подробно
будет рассмотрено в
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
Реализация функций в области маркетинга включает:
Финансовое управление предприятием включает:
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты организационно-экономического механизма управления предприятием.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:
Формально структура управления предприятием представлена в организационной структуре предприятия.
Организационная структура регулирует:
На организационную структуру влияют следующие факторы:
Схема
организационной структуры
Различают связи:
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
организационная структура
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 1.4.
Функциональная структура управления5
На рис. 1.4. административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 1.5.).
Д-
директор; ФН - функциональный
начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения
основного производства.
Рис. 1.5. Линейно-функциональная структура управления6
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 1.5. функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 1.6. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рис. 1.6.
Дивизиональная структура управления7
Матричная структура (рис. 1.7., 1.8.) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рис. 1.7.
Матричная структура управления, ориентированная
на продукт8
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
Рис. 1.8.
Матричная структура управления по проектам9
Эффективность управления фирмой во многом зависит от четкого разграничения компетентности отдельных служб (подразделений) управления, их ответственности и обеспечения в них нормальных рабочих взаимоотношений.
Поэтому скелет управления - его организационная структура – должен обрастать «мускулатурой управления». Этому способствуют следующие нормативные документы:
Немаловажными
составляющими организационно-
Выделяют следующие методы управления предприятием:
Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
Ключевыми моментами современного менеджмента являются следующие принципиальные положения:
Стало очевидным, что успех любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря, – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те же переменные, которые находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия. Роль социальных факторов и в дальнейшем усиливаться в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во всевозрастающей степени диктует стратегию и тактику организации.