Планирование прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы планирования прибыли на предприятии и провести планирование прибыли на примере ОАО «Энергия».

Задачи курсовой работы:

Ø изучить теоретический материал по планированию прибыли на предприятии;

Ø дать общую характеристику ОАО «Энергия»;

Ø провести анализ прибыли в базисном году;

Ø определить величину прибыли в плановом периоде;

Ø предложить мероприятия по увеличению прибыли ОАО «Энергия».

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы планирование прибыли. 5

1.1. Прибыль: сущность, функции, виды.. 5

1.1.1. Понятие прибыли. 5

1.1.2. Функции прибыли. 6

1.1.3. Источники получения прибыли. 7

1.1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли. 8

1.1.5. Виды прибыли. 9

1.2. Методы планирования прибыли. 13

1.2.1. Метод прямого счета. 14

1.2.2. Аналитический метод. 16

Глава 2. Планирование прибыли на ОАО «Энергия». 18

2.1. Общая характеристика ОАО «Энергия». 18

2.2. Анализ прибыли в базисном году. 21

2.3. Определение прибыли в плановом периоде. 22

Глава 3. Совершенствование планирования прибыли на ОАО «Энергия» 25

3.1. Основные направления повышения прибыли. 25

3.2. Оценка эффективности мероприятий по увеличению прибыли 26

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

Работа содержит 1 файл

Планирование прибыли на предприятии.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

1.2.2. Аналитический метод

 
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего[8]. 
 
        Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. 
 
        При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемо в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. 
 
Первым этапом аналитического метода является определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период: 
 
Рб   = (Пбаз : Стп) × 100%                                    (1.6) 
 
где Рб – базовая рентабельность; 
 
Пбаз–  прибыль базисного года; 
 
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года. 
 
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года (Пплан) на объем товарной продукции планируемого года (Nт), но по себестоимости базисного года: 
 
 Пплан =  

т × Рб / 100%                                   (1.7) 
 
Далее расчет ведется в определенной последовательности: 
 
1)                Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году. 
 
2)                Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. 
 
3)                После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. 
 
4)                Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования. 
 
В итоге следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало  и на конец планируемого периода. 
 
В отличие от метода прямого счета, аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования. 
 
В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

 
 


 
 
 
Рассмотренные выше методы определения  прибыли создают возможность  при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.



Глава 2. Планирование прибыли на ОАО  «Энергия»

2.1. Общая  характеристика ОАО «Энергия»

 
Открытое акционерное общество «Энергия»[9] основано в 1998 году и является одним  из предприятий электромашиностроения  в России. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своими наименованиями, товарный знак, расчетный, валютные счета. Юридический и почтовый адрес: Россия, г. Москва,  ул. Строителей д.25. 
 
Основной вид деятельности ОАО «Энергия» - производство электрических машин, синхронных и асинхронных электродвигателей мощностью от 30 до 1000 кВт, синхронных генераторов переменного тока мощностью свыше 100 кВт, электроводонагревателей. Осуществляется также сервисное обслуживание поставляемой продукции; ремонт электродвигателей переменного тока. 
 
Разработка миссии предприятия является первым этапом стратегического планирования деятельности организации. МиссияОАО «Энергия» формулируется следующим образом: «Удовлетворение потребностей организаций в комплектном электроприводе, оборудовании для выработки электроэнергии, для ремонта и реконструкции систем электропривода и внедрении энергосберегающих технологий».  
 
Цели организации: 
 
–       увеличение доли производимых в России крупных электрических машин (КЭМ) и электрогенераторов; 
 
–       увеличение доли поставок комплектного оборудования; 
 
–       освоение рынка энергосберегающих технологий, сервисных монтажных работ и выпуска продукции для ремонта и реконструкции действующих производств, сохранение промышленного потенциала, обеспечение экологической безопасности производства и других требований законодательства.  
 
У ОАО «Энергия» есть все необходимое для производства качественной конкурентоспособной продукции: современное технологическое оборудование, хорошо развитое инструментальное хозяйство, а главное - опытные специалисты. Для изготовления обмоток применяются высококачественные материалы, которые в сочетании с различными пропитками дают возможность получать электрические машины с высокими классами нагревостойкости. Характеристики машин подтверждаются испытаниями, которым подвергаются все изделия на заводских испытательных станциях. Завод гарантирует длительную работу своих изделий.  
 
Предприятие располагает удобными подъездными путями. Налаженное производство, крепкая материальная база, удобное географическое положение дают возможность коллективу акционерного общества получать стабильную прибыль.  
 
Мощная производственная и техническая база позволяет осваивать новые типы электрических машин, среди которых — взрывозащищенные генераторы, предназначенные для работы на газоперекачивающих агрегатах взамен импортных генераторов. Превосходя импортные аналоги по взрывозащите, они ничем не уступают по своим техническим характеристикам 
 
Продукция ОАО «Энергия» характеризуется высокой надежностью и долговечностью, их изделия успешно работают в самых разных отраслях промышленности.  Низкие цены и высокое качество поставляемого оборудования - это гарантия быстрой окупаемости вложенных потребителем средств.  
 
Производственные подразделения предприятия (цеха, участки, отделы и службы, обслуживающие производство) составляют производственную структуру предприятия. В состав производственной структуры входят: заготовительный участок, механический цех, штамповочный цех, изоляционный цех, аппаратный цех, сборочный цех и участок упаковки.

 
Общее собрание акционеров


 

ОАО «Энергия»  использует линейно - функциональную структуру  управления:

 
 



 
 
 
 
 
  
 

               
 

 

 

 


 
 
 
 
Рис. 2.1. Организационная структура  ОАО «Энергия» 
 
Высшим органом управления является Общее Собрание Акционеров. Один раз в год проводится годовое Общее Собрание акционеров, на котором происходит назначение Генерального директора. В подчинении Генерального директора находятся руководители функциональных подразделений. 
 
Основными потребителями продукции являются: ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» г. Липецк,  ЗАО «Машиностроительное НПО БОРЕЦ» г. Москва, ООО «Уральская сталь» г. Новотроицк.  
 
Основные поставщики:  
 
·                                черного метала: ПСК «Камея», ОАО «ВаМа-См», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;   
 
·                                цветного метала: ООО «Фолкон», ООО «МоскабельЦветМет», ООО «Невский Алюминий»;  
 
·                                кабельной продукции: ЗАО «ТД Псковкабель», ЗАО «Электропривод», ТД «Волжский кабель»;  
 
·                                комплектующих изделий: ОАО «Торсна», «Московский ГПЗ».


 

 

2.2. Анализ  прибыли в базисном году

 
На основе данных хозяйственной  деятельности ОАО «Энергия», определим прибыль предприятия в базисном 2008-м году. 
 
Таблица 2.1.  
 
Основные показатели деятельности ОАО «Энергия» за 2008 г.

 
Показатель

 
Значение

 
Объем реализации, шт.

 
8 390

 
Выручка от реализации (без НДС, акцизов), тыс. руб.

 
341 767

 
Средняя цена 1-го изделия, тыс. руб.

 
40,735

 
Средняя себестоимость 1-го изделия, тыс. руб.

 
33,946

 
Полная себестоимость, тыс. руб.

 
284 807

 
Прибыль от реализации, тыс. руб.

 
56 960

 
Операционные доходы, тыс. руб.

 
5 300

 
Операционные расходы, тыс. руб.

 
3 900

 
Внереализационные доходы, тыс. руб.

 
1 250

 
Внереализационные расходы, тыс. руб.

 
1 970

 
Балансовая прибыль, тыс. руб.

 
57 640


 
 
 
Согласно данным таблицы, в 2008 году предприятие выпустило и реализовало  продукции на 341 767 тысяч рублей. При этом затраты на производство продукции равнялись 284 807 тыс. руб. Таким образом, прибыль от реализации продукции в 2008 году составила 56 960 тыс. рублей. 
 
Воспользовавшись формулой (1.2), рассчитаем значение балансовой прибыли. Данный показатель составил в 2008 году 57 640 тыс.руб. Таким же является размер налогооблагаемой прибыли. 
 
Далее по формуле (1.3) определим чистую прибыль. Налог на прибыль в Российской Федерации составляет 20%, отчисления на социальные нужды  - 26%. Уменьшив значение балансовой прибыли на величину налогов и обязательных платежей, вычислим чистую прибыль: 
 
Пч = Пб − Но = 57 640 – 57 640 × (0,2 + 0,26) = 31 125,6 тыс. руб.

2.3. Определение  прибыли в плановом периоде

 
            В данном разделе, используя  данные производственного плана  предприятия,  рассчитаем величину прибыли в плановом 2009-м году. Сведем в таблицу данные 2008-го года и планируемые показатели на 2009 год. 
 
Таблица 2.2. 
 
Планируемые показатели деятельности ОАО «Энергия» на 2009 г.

 
Показатель

 
2008 г.

 
План            на 2009 г.

 
Объем реализации, шт.

 
8 390

 
9 061

 
Выручка от реализации (без НДС, акцизов), тыс. руб

 
341 767

 
394 933

 
Средняя цена 1-го изделия, тыс. руб.

 
40,735

 
43,586

 
Средняя себестоимость 1-го изделия, тыс. руб.

 
33,946

 
36,662

 
Полная себестоимость, тыс. руб.

 
284 807

 
332 194

 
Прибыль от реализации, тыс. руб.

 
56 960

 
62 738

 
Операционные доходы, тыс. руб.

 
5 300

 
5 300

 
Операционные расходы, тыс. руб.

 
3 900

 
3 900

 
Внереализационные доходы, тыс. руб.

 
1 250

 
1 250

 
Внереализационные расходы, тыс. руб.

 
1 970

 
1 970

 
Балансовая прибыль, тыс. руб.

 
57 640

 
63 418


 
 
 
Итак, согласно производственному плану, предприятие планирует в 2009 году увеличить производство на 8%, т.е. в  среднем на 671 ед. продукции. Это связано  с прогнозируемым ростом спроса на продукцию предприятия. Кроме того, имеются необходимые производственные мощности. 
 
В связи с ростом цен сырье и комплектующие, планируется рост средней себестоимости единицы продукции  на 8% или на 2 716 рублей. По данной причине предприятие приняло решение поднять цены на продукцию на 7%.  
 
Таким образом, прибыль от реализации продукции в плановом году составит 62 738 тыс. рублей, т.е. увеличится на 10%. 
 
Планируется, что операционные и внереализационные расходы останутся на прежнем уровне. Тогда балансовая прибыль также увеличится на 10%, составив 63 418 тыс. руб. 
 
Определим чистую плановую прибыль предприятия: 
 
Пч = 63 418 – 63 418 × (0,2 + 0,26) = 34 246 тыс. руб. 
 
          
 
Рис. 2.1. Плановый рост прибыли в 2009 году. 
 
         Рост прибыли должен быть вызван, главным образом, за счет увеличения объема производства. 
 
         Для расчетов был использован метод прямого счета. Рассчитаем теперь плановую величину прибыли с помощью аналитического метода. 
 
         Вычислим базовую рентабельность. Для этого разделим прибыль от реализации базисного года на величину полной себестоимости (формула 1.6): 
 
         Рб = 56 960 / 284 807 × 100% = 20 % 
 
         Далее умножим базовую рентабельность на величину планового выпуска продукции по себестоимости базисного года (формула 1.7): 
 
         0,2 × 9 061 × 33,946 = 61 516 тыс. руб. 
 
Теперь необходимо учесть влияние изменения цены и издержек: 
 
Пплан = 61 516 + 9 061 (43,568 – 40,735) – 9 061 (36,662 – 33,946) = 62 738 тыс. руб.  
 
После учета операционных и внереализационных доходов и расходов, а также налогов и обязательных отчислений, получим величину чистой прибыли, равную 34 246 тыс. руб. 
 
Как и следовало ожидать, мы получили то же значение планируемой прибыли, что и при использовании метода прямого счета, что еще раз свидетельствует о равнозначности данных методов планирования прибыли. 
 
        

Глава 3. Совершенствование планирования прибыли на ОАО «Энергия»

 
3.1. Основные направления повышения  прибыли 
 
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. К основным мероприятиям относятся 
 
1) увеличение выпуска продукции; 
 
2) улучшение качества продукции; 
 
3) продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; 
 
4) снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; 
 
5) диверсификация производства. 
 
         Также в качестве направлений повышения прибыли можно выделить: 
 
Ø                строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ; 
 
Ø                проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала; повышение скорости движения оборотных средств, сокращение запасов; 
 
Ø                сокращение непроизводственных расходов и производственного брака; 
 
Ø                применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ. 
 
В качестве мероприятий, которые позволят увеличить прибыль в плановом году, для ОАО «Энергия» можно предложить следующие: 
 
1)                замена устаревшего оборудования на более новое и производительное, что позволит предприятию увеличить объем производства; 
 
2)                внедрение новой технологии производства, которая позволит сократить потери от брака и себестоимость в целом на 3%. 
 
Рассчитаем эффект от данных мероприятий. 

3.2. Оценка  эффективности мероприятий                            по увеличению прибыли

 
            Итак, предприятие планирует  осуществить замену устаревшего оборудования. Стоимость данного мероприятия составит 2 миллиона рублей. В результате перевооружения производительность возрастет на 5%, т.е. предприятие сможет произвести дополнительно 453 единицы продукции. 
 
         Рассчитаем экономический эффект: 
 
         Пдоп = 453 шт.×(43 586 руб. – 36 662 руб.) – 2 000 000 руб. = 1 136 572 руб.  
 
         Таким образом, произведя замену устаревшего оборудования, предприятие получит возможность за счет дополнительного объема производства получить увеличить прибыль  на 1,8% или на 1 136 572 рублей   
 
         Еще одно предложенное мероприятие по повышению прибыли - внедрение новой технологии производства, которая позволит сократить потери от брака и себестоимость в целом на 3%. Реализация данного мероприятия потребует 3 292 116 рублей. 
 
         Проанализируем возможный рост прибыли за счет снижения себестоимости при изначально запланированном объеме производства. 
 
         Прибыль от реализации при снижении себестоимости составит: 
 
         П = 9 061 шт. × (43 586 руб. – (36 662 – 36 662×0,03)) = 72 704 195 руб. 
 
         Значит прирост прибыли будет равен: 
 
         Δ = 72 704 195 руб. - 62 738 000 руб. = 9 966 195 руб.  
 
         Вычтя из данного результата затраты на внедрение технологии, получим возможную дополнительную прибыль: 
 
         Пдоп = 9 966 195 – 3 292 116 = 6 674 079 руб. 
 
         Произведенные расчеты показывают, что даже 3%-ное уменьшение себестоимости продукции при неизменных ценах может дать дополнительную  прибыль в размере 6 674 079 рублей, т.е. увеличение на 10,6 %.  
 
         Отсюда следует, что наиболее эффективными и целесообразными мероприятиями по повышению прибыли предприятия являются именно те, которые направлены на снижение производственных издержек. 
          
        

Информация о работе Планирование прибыли на предприятии