Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть доход фирмы;
- определить значение и функции прибыли;
- выявить факторы, влияющие на величину прибыли;
- изучить экономическое обоснование доходов;
- определить способы планирования прибыли и пути повышения доходности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие прибыли, ее экономическая сущность
1.1 Виды прибыли
1.2 Функции прибыли
1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли
1.4 Показатели рентабельности фирмы
Доход предприятия, как экономическая категория
2.1 Классификация доходов предприятия
2.2 Этапы планирования доходов предприятия
Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 132.49 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие прибыли, ее экономическая сущность

           1.1 Виды прибыли

           1.2 Функции прибыли

           1.3 Факторы, влияющие на величину прибыли

          1.4 Показатели рентабельности фирмы

  1. Доход предприятия, как экономическая категория

            2.1 Классификация доходов предприятия

           2.2 Этапы планирования доходов предприятия

  1. Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Состояние рыночной экономики на современном  этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической  ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы  поддержать финансовое состояние организации  и выгодно изменить политику предприятия  в сторону сложившейся ситуации.

Основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования  и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие  самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора  спроса на производимую продукцию, своих  возможностей и необходимости дальнейшего  развития. Самостоятельно планируемым  показателем является и прибыль  и варианты и способы её достижения.

Одним из основных требований функционирования предприятий являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение  в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная  задача фирмы - осуществление хозяйственной  деятельности, направленной на получение  прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов  собственников имущества предприятия. В условиях совершенной конкуренции  цель получение дохода и прибыли  объективно предопределена: чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают прибыль  и рентабельность. Показатель рентабельности показывает, насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вложенные капиталы. В отечественной  аналитической практике такой коэффициент  стал рассчитываться сравнительно недавно. Это обстоятельство вызвано тем, что в нашей стране не в полной мере развит фондовый рынок. С переходом к рыночной экономике показатель рентабельности становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность использования основных ресурсов предприятия.

Применение  прибыли в качестве одного из основных показателей в оценке эффективности  деятельности предприятия - сложный  процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения  высоких доходов, получение прибыли.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  в современных условиях хозяйствования целью деятельности любого предприятия  является получение прибыли.

В работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  доход фирмы;

- определить  значение и функции прибыли;

- выявить  факторы, влияющие на величину  прибыли;

- изучить  экономическое обоснование доходов;

- определить  способы планирования прибыли  и пути повышения доходности  предприятия.

Работа  состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. Основное содержание изложено на 30 страницах машинописного текста и включает 2 рисунка. 

  1. Понятие прибыли, ее экономическая сущность

В экономической  литературе существуют разные концепции  прибыли. Марксистская теория рассматривает прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, представляющую собой неоплаченный труд работников сферы материального производства. С позиции сегодняшнего дня можно сказать, что марксистское определение прибыли как "классового дохода" оказалось бесплодным в плане экономической политики.

Марксистская  теория рассматривает прибыль как  превращенную форму прибавочной  стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального производства. Превращенной формой прибыль является потому, что она представляется порождением  не только наемного капитала, но и всего  затраченного капитала. Теории прибыли  и ее норма (общая и средняя) использовалась К. Марксом для объяснения как экономических процессов образования средней прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и процента, так и классовых взаимоотношений наемного труда и капитала. Прибыль в капиталистическом обществе - и цель производства, и движущий мотив технического процесса, экономического роста.

В централизованно  планируемой экономике прибыль  не выдвигалась в качестве высшей цели и мотива производства, выступала  одним из показателей результативности производства на предприятиях, требованием  хозяйственного расчета.

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыли. В основе первой лежит принцип  теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует  в процессе производства и оказывает  такую же «производительную» услугу, как и труд, и получает соответствующую  долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, - прибыли.

В современной  западной экономической теории отсутствует  единая точка зрения на сущность прибыли. Одни западные экономисты (К.Макконнелл, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность или как компенсацию за неопределенность и риск в предпринимательской деятельности, другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу (Д. Робинсон, А. Хиртай, У. Баумол, А. Блиндер). Многочисленные определения прибыли в современной экономической науке, в том числе и приведенные, в основном не противоречат, а дополняют друг друга. По всей вероятности, это можно отнести на тот счет, что прибыль нельзя объяснить единственным фактором: она результат многих причин».

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для  которой характерны риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. В данной теории прибыль  рассматривается как компенсация  и как вознаграждение за преодоление  неопределенности. Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как  вознаграждение за осуществление функций  нововведений, внедрения достижений научно-технического прогресса и  за экономические услуги обществу. Прибыль носит временный характер, постоянно то появляется, то исчезает.

Доктор  экономических наук, профессор А.М. Ковалева говорит, что прибыль - это  денежное выражение основной части  денежных накоплений, создаваемых предприятиями  любой формы собственности.

Как экономическая  категория она характеризует  финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Прибыль  является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей  плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда  оплаты труда их работников.

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятий, но приобретает  все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

Многоаспектное  значение прибыли усиливается с  переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Доктора экономических наук Н.С. Усков и  М.Д. Магомедов считают, что прибыль — конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли — цель деятельности любой коммерческой организации.

Прибыль наряду с суммой амортизационных  отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства  основных средств, пополнения собственных  оборотных средств, материального  стимулирования работников, затрат на социальное развитие.

П. Н. Шуляк  — доктор экономических наук, профессор, говорит, что прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности.

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и  полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая  становится товаром при условии  ее реализации потребителю.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного  труда и живого труда. Стоимость  живого труда отражает вновь созданную  стоимость и распадается на две  части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в  производстве продукции. Ее величина определяется факторами, обусловленными необходимостью воспроизводства рабочей силы. В  этом смысле для предпринимателя  она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание  ее полезности.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает  форму прибыли. На рынке товаров  предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли.

Для выявления  финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами  на производство и реализацию, которые  принимают форму себестоимости  продукции.

Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли. Предприниматель  всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось лишь возместить расходы на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При расходах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

1.1 Виды прибыли

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции — финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или  преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и  реализацию, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что происхождение  прибыли от реализации связано с  получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход  предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом  материальных затрат — представляет собой форму чистой продукции  предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.

Информация о работе Планирование прибыли и пути повышения доходности предприятия