Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:08, отчет по практике
Ознакомление с производственной программой и производственной мощностью предприятия, стратегическим планированием деятельности организации.
1. Ознакомление с организацией……………………………………….………......4
2. Экономика фирмы……………….………………………………..….……….....7
2.1. Общая характеристика организации………………………………………….7
2.2. Производственная структура организации…………………………………...9
2.3. Управление организацией…………………………………….……………...10
2.4. Ресурсное обеспечение организации………………………………………...13
2.5. Стратегическое планирование деятельности организации………...............16
2.6. Управление запасами и движением товаров в организации…..…...............21
3. Маркетинг………………………………………………………………………25
3.1. Сущность и основные понятия маркетинга…………………..….………….25
3.2. Организация маркетинговой деятельности…………………………………28
3.3. Маркетинговые исследования рынка…………………………......................33
3.4. Организация закупочной и сбытовой деятельности…….…….…................34
3.5. Системы маркетинговой информации……………….……..….……………36
4. Экономика труда…………………………………………….…….…………...38
4.1. Производительность и эффективность труда………………..….…..............38
4.2. Организация трудовых процессов и условия труда…………...……………39
4.3. Численность и состав персонала организации…………………..………….42
4.4. Оплата труда работающих…………………………………………………...46
5. Бухгалтерский учёт……………………………………………….…................53
5.1. Общая организация бухгалтерского учёта……………………..……………53
5.2. Общие принципы учёта хозяйственных процессов……………...…………57
5.3. Учёт труда и заработной платы……………………………………...............61
5.4. Учёт денежных и расчетных операций……………………………………...65
6. Финансы и кредит……………………………………………..……………….68
6.1. Организация финансовой работы на предприятии………………................68
6.2. Взаимоотношения с бюджетом и государственными внебюджетными фондами…………………………………….……………….…………….…...............72
6.3. Деятельность организации на финансовом рынке…………….….………...73
6.3.1. Деятельность организации на рынке ценных бумаг………….…..............73
6.3.2. Кредитный рынок и банковское обслуживание организации……………74
6.3.3. Страховой рынок……………………………………………………………83
6.3.4. Валютный рынок……………………………………………….…………...85
Приложения
- проводить сегментацию рынка и выпускать продукцию в соответствии с учетом интересов отдельных сегментов;
- добиваться преимущества в борьбе за повышение технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг;
- оказывать содействие торговым посредникам, обеспечивая их складами готовой продукции или ее поставки потребителям, оказывая помощь в решении технических проблем и в обучении персонала;
- ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя задачи по завоеванию рынка, расширению продаж, особенно на перспективных секторах.
Основной принцип маркетинга – всеобщая нацеленность, то есть ориентация конечных результатов производства на реальное требование и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа вытекает ряд других:
1. Максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия. Выпускать такой товар, который ждет потребителя, то есть производить то, что продается;
2. Обеспечить целевое управление процессом: научные разработки – производство – реализация – сервис;
3. Развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, в первую очередь по совершенствованию и повышению качества продуктов и услуг;
4. Использовать в максимально возможной мере организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высоко профессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность руководителей за работу на отдельных товарных рынках.
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, то есть соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности. В связи с этим выделяют следующие функции маркетинга, применяемые на предприятии:
- аналитическая, включающая изучение рынка, потребителей, конкурентов;
- производственная: организация производства новых товаров и технологий, организация материально-технического снабжения, управления качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;
- сбытовая: организация системы товародвижения, организация сервиса, организация стимулирования сбыта и формирования спроса;
- управление маркетингом: организация стратегического и оперативного планирования, организация контроля, организация системы коммуникации на предприятии.
Производство и потребление – это неотъемлемая часть жизни и деятельности людей. Производство и потребление взаимосвязаны. Нельзя потреблять больше, чем произведено. С этой точки зрения объектом маркетинговой деятельности являются потребности потребителей и сам потребитель, а субъектом – производитель, в нашем случае организация ОАО “Кукморская швейная фабрика”. Между производителем и потребителем продукции возникают сложные взаимоотношения. Предприятие, например, может создать дефицит продукции и поставить потребителя в зависимость («бери, что предлагают»), в свою очередь потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены или снизит качество продукции. В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители – это лица (индивидуальные потребители), домашние хозяйства. Организации (предприятия) - потребители – это производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие учреждения.
Главными инструментами маркетинга являются учет, прогнозирование спроса, анализ конъюнктуры рынка, реклама.
Следовательно, термин «маркетинг» означает деятельность в сфере рынка, сбыта. Однако, это более широкое понятие, означающее вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Взаимосвязь рынка и предприятия (маркетинговая среда)
Внешняя
- микросреда
(поставщики, конкуренты)
- макросреда
(правительство, экономическая
ситуация в стране, культура и т.д.)
3.2. Организация маркетинговой деятельности
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением ОАО “Кукморская швейная фабрика”. Отдел создается и ликвидируется приказом Генерального директора. В своей деятельности отдел руководствуется уставом Общества, положением об отделе маркетинга.
Структуру и штатную численность отдела маркетинга утверждает Генеральный директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности организации по представлению начальника отдела маркетинга и по согласованию с отделом организации труда и заработной платы и Заместителем Генерального директора по маркетингу.
Положения о подразделениях отдела маркетинга утверждаются начальником отдела маркетинга, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится руководителями данных структурных подразделений.
Отдел маркетинга имеет в своем составе структурные подразделения, которые представлены на рисунке 3.2.1.
Рис. 3.2.1 Структурные подразделения отдела маркетинга
Можно выделить следующие задачи маркетинговой службы:
- разработка и осуществление маркетинговой стратегии организации;
- анализ положения организации на рынке, конкурентоспособности организации;
- участие в разработке стратегии развития организации;
- определение потребностей заказчика, изучение изменений в ожиданиях заказчика или рынка;
- анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) организацией продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями;
- разработка требований к новым видам продукции в соответствии с ожиданиями заказчика и рынка;
- участие в разработке ценовой политике организации;
- разработка прогнозов рынка сбыта;
- исследование существующих сетей сбыта и системы снабжения;
- организация рекламы и стимулирование сбыта.
Служба маркетинга выполняет следующие функции:
- Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции: определение проблемы, связанной со сбытом продукции; получение первичной информации (внешней и внутренней); проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней); проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции; формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа; использование результатов маркетингового исследования;
- Поиск и систематизация информации о: показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья; существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья,
а также производстве и импорте продукции- заменителя; потребителях и сегментации рынка; основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности); географическом распределении товара, его экспортных рынках;
- Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям: объемы продажи в целом и по сегментам рынка; общая доля на рынке; цели и поведение на рынке; самооценка;
- Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, которые включают: анализ эффективности существующей стратегии сбыта; анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схема сбыта и т.п.), в том числе экспорта;
- Проведение анализа финансового состояния организации и эффективности финансового управления, который включает: анализ издержек, их структуры и динамики; анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности; анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики; анализ эффективности ценовой политики; анализ кредиторской и дебиторской задолженности организации, выявление безнадежных долгов;
- Выявление сильных и слабых сторон организации относительно своих конкурентов по следующим направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, кадровый состав, управление и организация, наличие и масштабы непроизводственной деятельности;
- Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий;
- Разработка стратегии развития организации на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления организацией, а также анализа сильных и слабых сторон организации;
- Определение в соответствии с выбранной стратегией проведения организацией взаимоувязанной системы, состоящей из: снабженческо-сбытовой политики, производственно-
- Определение потребностей потребителей продукции, выпускаемой организацией, а также продукции, выпускаемой конкурентами; определение вероятности появления новых потребителей; определение платежеспособности потребителей и их обязательности в платежах;
- Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте;
- Организация участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах.
Для выполнения функций и реализации прав отдел маркетинга взаимодействует:
- с отделом сбыта. Отдел маркетинга получает сведения о заключенных договорах поставки; планы реализации продукции на месяц, квартал, год; отчеты о выполнениях планов реализации продукции; заявки на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отзывы контрагентов на поставляемую продукцию; документы, необходимые для оформления участия в выставках, ярмарках.
- с отделом внешнеэкономической деятельности. Отдел маркетинга получает: сведения о заключенных договорах поставки; планы реализации продукции на месяц, квартал, год; отчеты о выполнениях планов реализации продукции; заявки на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отзывы контрагентов на поставляемую продукцию; сведения о заключенных договорах поставки материально-технических средств; документы, необходимые для оформления участия в выставках, ярмарках.
- с техническим отделом и отделом финансового управления;
- с отделом материально-технического снабжения. Отдел маркетинга получает: сведения о заключенных договорах поставки материально-технических средств; заявки на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отчеты отдела технического контроля, технического отдела, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов. Отдел предоставляет обобщенную информацию о поставщиках материалов, сырья и полуфабрикатов, требуемых организацией; сведения о ценах на требуемые материально-технические средства у различных поставщиков, заготовительных организаций; сведения о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.).
- с транспортными подразделениями.
- с планово-аналитическим отделом. Отдел маркетинга получает: планы производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год; изменения в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований; проекты оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа.
- с бухгалтерией. Отдел маркетинга получает: бухгалтерские данные о движении, реализации, запасах продукции; итоги инвентаризации материально-технических ресурсов; нормативы на представительские, командировочные и рекламные расходы; консультации по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.
- с производственно-диспетчерским отделом и отделом технического контроля.