Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли, а именно объект исследования – ООО «Азбука вкуса» .Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции.
Введение………………………………………………………………………………….. 4
1 Глава: Значение и роль торгово - технологического процесса в менеджменте торговой организации
1.1. Понятие, принципы и составляющие торгово – технологического процесса………………………………………………………………………………….6
1.2. Управление процессом продвижения товаров………………………………15
1.3. Опыт продвижения товаров в деятельности зарубежных и российских компаний………………………………………………………………………………..19
2 Глава: Характеристика организационно – хозяйственной деятельности ООО «Азбука вкуса»
2.1.Характеристика организационно – правовой формы и структура управления………………………………………………………………………………25
2.2.Анализ деятельности (стратегии) на потребительском рынке города Москвы………………………………………………………………………………… 79
2.3.Анализ экономической деятельности……………………………………….89
3 Глава: Анализ системы продаж и разработка мер по её совершенствованию
3.1.Анализ методов продажи товаров………………………….…………….101
3.2.Разработка предложений по совершенствованию торгово – технологического процесса………..……………………………………………. ..……………………….110
Заключение……………………………………………………………………………118
Список используемой литературы……………………………………………………120
11Источник: внутренний отчет предприятия ООО «Азбука Вкуса»
Из таблицы
видно, что количество
«Азбука Вкуса» использует централизованную систему закупок. Основу закупочной политики сети составляет долгосрочное планирование отношений с поставщиками и эффективное регулирование ассортимента. Целью закупочной политики является удовлетворение спроса потребителей сети и обеспечение рентабельности деятельности компании в целом. Закупочная политика разработана в соответствии со стратегическими планами развития компании; ассортиментной и ценовой политикой сети. Закупочная политика не является неизменной, а корректируется по мере роста бизнеса и развития конкуренции на рынке. В сети установлены и неукоснительно соблюдаются единые корпоративные правила отбора
поставщиков и товара, рассмотрения всех предложений о сотрудничестве, соблюдения всех положений действующего законодательства о защите прав потребителей, требований о безопасности товаров и требований, предъявляемых к пищевым продуктам. Установлены этические нормы взаимоотношения с потенциальными и существующими поставщиками и партнерами компании. «Азбука Вкуса» закупает продукцию более чем у 500 поставщиков и производителей. В настоящий момент на долю пяти крупнейших поставщиков сети приходится лишь 10% закупок, что отражает высокий уровень диверсификации. Контракты с поставщиками заключаются на год с возможностью продления по обоюдному согласию сторон. Маркетинговые соглашения, регламентирующие условия продвижения продукции поставщика в сети, являются обязательными для заключения. Условия маркетинговых соглашений пересматриваются ежегодно. Сеть обладает базой резервных поставщиков. Категорийные менеджеры сети «Азбука Вкуса» регулярно посещают продовольственные выставки в Европе, где размещают прямые заказы у европейских производителей. Эксклюзивные заказы способствует увеличению нормы прибыли от реализации данного ассортимента. ««Азбука Вкуса» нацелена увеличить долю импортного ассортимента в общем объеме продаж сети. Все товары поставляются в кредит. Средний срок погашения кредиторской задолженности составляет 35 дней. Поставщики свежей продукции поставляют товар непосредственно в супермаркеты «Азбуки Вкуса». Остальная продукция поставляется на склад, расположенный в ЦАО г. Москва. Площадь склада составляет 5 000 кв.м. Сеть обладает собственной системой логистики. Заказ товаров со склада происходит автоматически из каждого отдельно взятого магазина.
Доставка осуществляется не менее одного раза в сутки, что позволяет поддерживать
высокий уровень стабильности ассортимента в магазинах сети.
АВС – анализ наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров».
Главное положение закона
Парерто, на самом деле
Для проведения АВС анализа необходимо выявление следующих факторов – объекта анализа и критерия анализа. При анализе ассортимента в магазине объектами могут стать товарные группы, товарные категории, товарные позиции.
Таблица 12.
АВС –анализ
Группы товаров |
Наименование товарных групп |
2007год |
2008 год |
Доля с нарастающим итогом |
группа | ||
Тыс.руб |
Уд.вес% |
Тыс.руб |
Уд.вес | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продовольственные товары |
Алкоголь |
65500 |
8,6 |
67000 |
8,5 |
8,5 |
А |
Мясные деликатесы |
65300 |
8,5 |
66900 |
8,5 |
17,0 |
А | |
Хлебобулочные- изделия |
65000 |
8,5 |
66000 |
25,4 |
25,4 |
А | |
Готовая кулинария |
63700 |
8,3 |
64200 |
8,2 |
33,6 |
А | |
Рыба |
59700 |
7,8 |
63200 |
8,0 |
41,6 |
А | |
Кондитерские изделия |
59400 |
7,8 |
62500 |
7,9 |
49,5 |
А | |
Сыры |
59700 |
7,8 |
63200 |
7,9 |
57,4 |
В | |
Овощи, фрукты |
54400 |
7,1 |
56700 |
7,2 |
64,6 |
В | |
Молочная продукция |
54300 |
7,1 |
55100 |
7,0 |
71,6 |
С | |
Соки, воды |
45700 |
6,0 |
46000 |
6,0 |
77,6 |
С | |
Продолжение таблицы 12 | |||||||
Бакалея |
45500 |
6,0 |
45900 |
5,8 |
83,4 |
С | |
Торты,пирожные |
35800 |
4,7 |
36300 |
4,6 |
88 |
С | |
Табачные изделия |
19300 |
2,5 |
19700 |
2,5 |
90,5 |
С | |
итого |
693300 |
90,6 |
712000 |
90,5 |
90,5 |
||
Непродовольственные товары |
Бытовая химия |
21300 |
2,8 |
22000 |
2,8 |
93,3 |
С |
Средства личной гигиены |
15200 |
2,0 |
15300 |
2,0 |
95,3 |
С | |
Игрушки |
13300 |
1,7 |
14000 |
1,8 |
97,1 |
С | |
Газеты, журналы |
11250 |
1,5 |
12100 |
1,5 |
98,6 |
С | |
Посуда |
10350 |
1,4 |
11100 |
1,4 |
100 |
С | |
итого |
71400 |
9,4 |
74500 |
9,5 |
- |
||
Итого по двум группам |
764700 |
100 |
786500 |
100 |
- |
12Источник: данные маркетинговых исследований ООО «Азбука Вкуса»
Таблица 13.
Результат АВС анализа
Группа |
Объем продаж |
Доля |
Количество ТГ |
Доля |
Группа А |
390000 |
49,6 |
6 |
33,3 |
Группа В |
119000 |
15,1 |
2 |
11,1 |
Группа С |
277500 |
35,3 |
10 |
55,5 |
Итого |
786500 |
100% |
18 |
100% |
13Источник: данные маркетинговых исследований «Азбука Вкуса»
Из таблиц можно сделать следующие выводы: в группу А вошли 6 товарных групп: алкоголь, хлебобулочные изделия, мясные деликатесы, готовая кулинария, рыба, кондитерские изделия. В группу В вошли две товарные группы сыры, овощи, фрукты, а самая многочисленная группа С в неё вошли 10 групп товаров.
Управление товарными запасами в ООО «Азбука Вкуса»
Главный принцип политики формирования товарных запасов магазина — иметь такое количество продукции, которое необходимо для удовлетворения существующего спроса, и своевременно пополнять запасы новыми партиями товаров. Достаточно высокий процент отклонений связан в первую очередь с нестабильными отношениями с поставщиками. Кроме того, большое влияние на отклонения в нормативах товарных запасах имеют нестабильные закупочные цены, как неотъемлемый атрибут современной российской экономической действительности. Можно предложить следующие пути повышения эффективности использования товарных запасов:
1. Сокращение норм расходов и всемерная экономия запасов. Необходимо снизить проценты потерь товарных запасов.
2. Снижение остатков товарно-
3. Сокращение длительности
оборота на основе внедрения
прогрессивных технологий
4. Рационализация связей
с поставщиками и
5. Ликвидация взаимных неплатежей между магазином и поставщиками.
6. Совершенствование форм организации продаж.
7. Диверсификация продаж,
обеспечивающая более быстрое
продвижение товаров в
Для того чтобы определить оптимальный размер товарных запасов рассчитаем норматив товарных запасов на 2008 год. На практике наиболее широкое распространение получил метод технико-экономических расчетов норматива товарных запасов. В соответствии с ним, объем товарного запаса разбивается на отдельные элементы:
1. Товарный запас, необходимый
для показа покупателям и
2. Товарный запас, необходимый
для обеспечения бесперебойной
продажи между поставками. Его
размер зависит от количества
наименований товаров,
3. Страховой товарный
запас, необходимый на случай
изменения покупательского
4. Запас на время, необходимое
для приемки, проверки и
Норматив запасов (Н) рассчитывается умножением нормы товарного запаса в днях (З) на однодневный товарооборот по предприятию (Т):
(1)
где ОБдн - товарооборачиваемость в днях оборота;
ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);
Т / ОБобн - однодневный оборот за тот же период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);
Д - число дней в этом периоде.
Для повышения эффективности
системы товароснабжения
В организации применяют два метода анализа и учета товарных запасов, такие как:
1. Инвентаризация, т.е. сплошной
подсчет всех товаров.
По результатам инвентаризации определяют ориентировочный объем реализации за период между двумя инвентаризациями.
2. Снятие остатков или
оперативный учет, т.е. сверка
экспедитором складского
Товародвижение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Основу товародвижения составляют следующие операции: транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Товар поступает со склада в торговый зал, а потом непосредственно покупателю.
Принципы товародвижения ООО «Азбука Вкуса»:
Рисунок 2. Двухуровневый канал распределения
Методы розничной продажи товаров в ООО «Азбука Вкуса»
Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.
Применяют следующие методы продажи товаров:
1. самообслуживание,
2. через прилавок обслуживания,
3. с открытой выкладкой. Анализ используемых методов представлен в таблице 14.
Таблица 14.
Анализ используемых методов продаж в ООО «Азбука Вкуса » за 2007-2008гг.
Метод продажи |
Объем продаж |
Темп роста, % |
Отклонения (+,-) | ||||
| |||||||
2007г., тыс.шт |
Уд.вес, % |
2008г., тыс.шт. |
Уд.вес, % |
абсолютн., тыс.шт. |
Относит., (+,-),% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
самообслуживание |
1250 |
35,6 |
1550 |
35,6 |
124 |
300 |
0 |
открытая выкладка |
1560 |
44,3 |
1850 |
42,5 |
118,6 |
290 |
-1,8 |
прилавок обслуживания |
700 |
20 |
950 |
21,8 |
135,7 |
250 |
1,8 |
Итого |
3510 |
100 |
4350 |
100 |
126,1 |
840 |
- |
Информация о работе Организация торгово-технологического процесса