Организация торгово-технологического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли, а именно объект исследования – ООО «Азбука вкуса» .Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 4
1 Глава: Значение и роль торгово - технологического процесса в менеджменте торговой организации
1.1. Понятие, принципы и составляющие торгово – технологического процесса………………………………………………………………………………….6
1.2. Управление процессом продвижения товаров………………………………15
1.3. Опыт продвижения товаров в деятельности зарубежных и российских компаний………………………………………………………………………………..19
2 Глава: Характеристика организационно – хозяйственной деятельности ООО «Азбука вкуса»
2.1.Характеристика организационно – правовой формы и структура управления………………………………………………………………………………25
2.2.Анализ деятельности (стратегии) на потребительском рынке города Москвы………………………………………………………………………………… 79
2.3.Анализ экономической деятельности……………………………………….89
3 Глава: Анализ системы продаж и разработка мер по её совершенствованию
3.1.Анализ методов продажи товаров………………………….…………….101
3.2.Разработка предложений по совершенствованию торгово – технологического процесса………..……………………………………………. ..……………………….110
Заключение……………………………………………………………………………118
Список используемой литературы……………………………………………………120

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 401.80 Кб (Скачать)

11Источник: внутренний отчет предприятия ООО «Азбука Вкуса» 

       Из таблицы  видно, что количество товарных  единиц по сравнению с 2007 г  увеличилось на 354 шт., наибольший  удельный вес приходится на  Таганский мясокомбинат, Эльдорадо  – хлеб по 133,3%, Петмол – 133,3%, а также на продукцию ресторана  Сольер 130%. В таблице представлены  основные поставщики продукции.  Нужно отметить, что ассортимент  магазина состоит в основном  из импортной продукции, поэтому  он формируется на центральном  складе, а затем поставляется  по магазинам, весь непродовольственный  ассортимент формируется именно  там.

      «Азбука Вкуса» использует централизованную систему закупок. Основу                       закупочной политики сети составляет долгосрочное планирование отношений с поставщиками и эффективное регулирование ассортимента. Целью закупочной политики является удовлетворение спроса потребителей сети и обеспечение рентабельности деятельности компании в целом. Закупочная политика разработана в соответствии со стратегическими планами развития компании; ассортиментной и ценовой политикой сети. Закупочная политика не является неизменной, а корректируется по мере роста бизнеса и развития конкуренции на рынке. В сети установлены и неукоснительно соблюдаются единые корпоративные правила отбора

поставщиков и товара, рассмотрения всех предложений о сотрудничестве, соблюдения всех положений действующего законодательства о защите прав потребителей, требований о безопасности товаров и требований, предъявляемых к пищевым продуктам. Установлены этические нормы взаимоотношения с потенциальными и существующими поставщиками и партнерами компании. «Азбука Вкуса» закупает продукцию более чем у 500 поставщиков и производителей. В настоящий момент на долю пяти крупнейших поставщиков сети приходится лишь 10% закупок, что отражает высокий уровень диверсификации. Контракты с поставщиками заключаются на год с возможностью продления по обоюдному согласию сторон. Маркетинговые соглашения, регламентирующие условия продвижения продукции поставщика в сети, являются обязательными для заключения. Условия маркетинговых соглашений пересматриваются ежегодно. Сеть обладает базой резервных поставщиков. Категорийные менеджеры сети «Азбука Вкуса» регулярно посещают продовольственные выставки в Европе, где размещают прямые заказы у европейских производителей. Эксклюзивные заказы способствует увеличению нормы прибыли от реализации данного ассортимента. ««Азбука Вкуса» нацелена увеличить долю импортного ассортимента в общем объеме продаж сети. Все товары поставляются в кредит. Средний срок погашения кредиторской задолженности составляет 35 дней. Поставщики свежей продукции поставляют товар непосредственно в супермаркеты «Азбуки Вкуса». Остальная продукция поставляется на склад, расположенный в ЦАО г. Москва. Площадь склада составляет 5 000 кв.м. Сеть обладает собственной системой логистики. Заказ товаров со склада происходит автоматически из каждого отдельно взятого магазина.

Доставка осуществляется не менее одного раза в сутки, что  позволяет поддерживать

высокий уровень стабильности ассортимента в магазинах сети.

   АВС – анализ наиболее распространенный метод исследования, способствующий оптимизации ассортимента в торговле. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залеживающихся товаров».

 Главное положение закона  Парерто, на самом деле сформулированного  применительно к итальянской  экономике, утверждает принципиальное  значение соотношения 80/20. Применительно  к формированию торгового ассортимента  это значит, что 20% товаров приносят 80% дохода, и наоборот оставшиеся  четыре пятых товаров приносят  дохода всего 20%. Результатом АВС  анализа является возможность  определения наиболее доходных 20% товаров. Таблица 12.

Для проведения АВС анализа необходимо выявление следующих факторов – объекта анализа и критерия анализа. При анализе ассортимента в магазине объектами могут стать товарные группы, товарные категории, товарные позиции.

Таблица 12.

 АВС –анализ

Группы товаров

Наименование  товарных групп

2007год

2008 год

Доля с нарастающим  итогом

группа

Тыс.руб

Уд.вес%

Тыс.руб

Уд.вес

1

2

3

4

5

6

7

8

Продовольственные товары

Алкоголь

65500

8,6

67000

8,5

8,5

А

Мясные деликатесы

65300

8,5

66900

8,5

17,0

А

Хлебобулочные- изделия

65000

8,5

66000

25,4

25,4

А

Готовая кулинария

63700

8,3

64200

8,2

33,6

А

Рыба

59700

7,8

63200

8,0

41,6

А

Кондитерские изделия

59400

7,8

62500

7,9

49,5

А

Сыры

59700

7,8

63200

7,9

57,4

В

Овощи, фрукты

54400

7,1

56700

7,2

64,6

В

Молочная продукция

54300

7,1

55100

7,0

71,6

С

Соки, воды

45700

6,0

46000

6,0

77,6

С

Продолжение таблицы 12

Бакалея

45500

6,0

45900

5,8

83,4

С

Торты,пирожные

35800

4,7

36300

4,6

88

С

 

Табачные изделия

19300

2,5

19700

2,5

90,5

С

 

итого

693300

90,6

712000

90,5

90,5

 

Непродовольственные товары

Бытовая химия

21300

2,8

22000

2,8

93,3

С

Средства личной гигиены

15200

2,0

15300

2,0

95,3

С

Игрушки

13300

1,7

14000

1,8

97,1

С

Газеты, журналы

11250

1,5

12100

1,5

98,6

С

Посуда

10350

1,4

11100

1,4

100

С

итого

71400

9,4

74500

9,5

-

 
 

Итого по двум группам

764700

100

786500

100

-

 

12Источник: данные маркетинговых исследований ООО «Азбука Вкуса»

Таблица 13.

 Результат  АВС анализа

 

Группа

Объем продаж

Доля

Количество ТГ

Доля

Группа А

390000

49,6

6

33,3

Группа В

119000

15,1

2

11,1

Группа С

277500

35,3

10

55,5

Итого

786500

100%

18

100%


13Источник: данные маркетинговых исследований «Азбука Вкуса»

Из таблиц можно сделать  следующие выводы: в группу А вошли 6 товарных групп: алкоголь, хлебобулочные  изделия, мясные деликатесы, готовая  кулинария, рыба, кондитерские изделия. В группу В вошли две товарные группы сыры, овощи, фрукты, а самая  многочисленная группа С в неё  вошли 10 групп товаров.

 Управление товарными запасами в ООО «Азбука Вкуса»

Главный принцип политики формирования товарных запасов магазина — иметь такое количество продукции, которое необходимо для удовлетворения существующего спроса, и своевременно пополнять запасы новыми партиями товаров. Достаточно высокий процент отклонений связан в первую очередь с нестабильными отношениями с поставщиками. Кроме того, большое влияние на отклонения в нормативах товарных запасах имеют нестабильные закупочные цены, как неотъемлемый атрибут современной российской экономической действительности. Можно предложить следующие пути повышения эффективности использования товарных запасов:

1. Сокращение норм расходов  и всемерная экономия запасов.  Необходимо снизить проценты  потерь товарных запасов. 

2. Снижение остатков товарно-материальных  ценностей на складе.

3. Сокращение длительности  оборота на основе внедрения  прогрессивных технологий рекламы,  совершенствования действующих,  перехода на непрерывные процессы  мониторинга спроса, интенсификации  продаж.

4. Рационализация связей  с поставщиками и потребителями  с использованием жестких законов  и требований рыночной экономики,  что сведет к минимуму запасы  и остаток продукции на складе.

5. Ликвидация взаимных  неплатежей между магазином и  поставщиками.

6. Совершенствование форм  организации продаж.

7. Диверсификация продаж, обеспечивающая более быстрое  продвижение товаров в различных  сегментах рынка. 

Для того чтобы определить оптимальный размер товарных запасов  рассчитаем норматив товарных запасов  на 2008 год. На практике наиболее широкое  распространение получил метод  технико-экономических расчетов норматива  товарных запасов. В соответствии с  ним, объем товарного запаса разбивается  на отдельные элементы:

1. Товарный запас, необходимый  для показа покупателям и ежедневной  продажи. Размер этого запаса  зависит от количества наименований  товаров, реализуемых в магазине, средней цены одного наименования  и однодневного товарооборота. 

2. Товарный запас, необходимый  для обеспечения бесперебойной  продажи между поставками. Его  размер зависит от количества  наименований товаров, поступающих  в одной партии и интервала  между поставками.

3. Страховой товарный  запас, необходимый на случай  изменения покупательского спроса  или нарушения поставщиками договорных  обязательств. Его размер составляет  определенную часть от суммы  1-й и 2-й части нормы товарного  запаса.

4. Запас на время, необходимое  для приемки, проверки и предпродажной  подготовки товара.

Норматив запасов (Н) рассчитывается умножением нормы товарного запаса в днях (З) на однодневный товарооборот по предприятию (Т):

(1)

где ОБдн - товарооборачиваемость в днях оборота;

ТЗ - средний товарный запас  за исследуемый период (руб.);

Т / ОБобн - однодневный оборот за тот же период (руб.);

Т / ОБ - объем товарооборота  за указанный период (руб.);

Д - число дней в этом периоде.

Для повышения эффективности  системы товароснабжения необходимо расширить сферу договорных отношений  с поставщиками и изготовителями товаров, повышать эффективность и  действенность договоров поставки.

В организации применяют два метода анализа и учета товарных запасов, такие как:

1. Инвентаризация, т.е. сплошной  подсчет всех товаров. Полученные  данные в натуральном выражении  оцениваются в действующих ценах  и сводятся по товарным группам  в общую сумму и оперативный  учет товаров.

По результатам инвентаризации определяют ориентировочный объем  реализации за период между двумя  инвентаризациями.

2. Снятие остатков или  оперативный учет, т.е. сверка  экспедитором складского помещения  фактического наличия товара  с данными товарного счета.

Товародвижение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Основу товародвижения составляют следующие операции: транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные операции, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Товар поступает со склада в торговый зал, а потом непосредственно покупателю.

Принципы товародвижения ООО «Азбука Вкуса»:

  • использование кратчайших путей движения товаров;
  • правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование «Городской супермаркет» использует двухуровневый канал распределения.



 

Рисунок 2. Двухуровневый канал распределения

Методы розничной  продажи товаров в ООО «Азбука  Вкуса»

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят, прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.

Применяют следующие методы продажи товаров:

1. самообслуживание,

2. через прилавок обслуживания,

3. с открытой выкладкой.  Анализ используемых методов  представлен в таблице 14.

Таблица 14.

 Анализ используемых  методов продаж в  ООО «Азбука Вкуса » за 2007-2008гг.

Метод продажи

Объем продаж

Темп роста, %

Отклонения (+,-)

 

 

2007г., тыс.шт

Уд.вес, %

2008г., тыс.шт.

Уд.вес, %

абсолютн., тыс.шт.

Относит., (+,-),%

1

2

3

4

5

6

7

8

самообслуживание

1250

35,6

1550

35,6

124

300

0

открытая выкладка

1560

44,3

1850

42,5

118,6

290

-1,8

прилавок обслуживания

700

20

950

21,8

135,7

250

1,8

Итого

3510

100

4350

100

126,1

840

-

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса