Организация торгово-технологического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли, а именно объект исследования – ООО «Азбука вкуса» .Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 4
1 Глава: Значение и роль торгово - технологического процесса в менеджменте торговой организации
1.1. Понятие, принципы и составляющие торгово – технологического процесса………………………………………………………………………………….6
1.2. Управление процессом продвижения товаров………………………………15
1.3. Опыт продвижения товаров в деятельности зарубежных и российских компаний………………………………………………………………………………..19
2 Глава: Характеристика организационно – хозяйственной деятельности ООО «Азбука вкуса»
2.1.Характеристика организационно – правовой формы и структура управления………………………………………………………………………………25
2.2.Анализ деятельности (стратегии) на потребительском рынке города Москвы………………………………………………………………………………… 79
2.3.Анализ экономической деятельности……………………………………….89
3 Глава: Анализ системы продаж и разработка мер по её совершенствованию
3.1.Анализ методов продажи товаров………………………….…………….101
3.2.Разработка предложений по совершенствованию торгово – технологического процесса………..……………………………………………. ..……………………….110
Заключение……………………………………………………………………………118
Список используемой литературы……………………………………………………120

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 401.80 Кб (Скачать)

При размещении отделов принимают  во внимание специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент. Товары импульсивного спроса, полуфабрикаты и другие товары, предоставляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны (поскольку покупатели не будут специально искать эти товары в торговом зале).

К преимуществам линейной планировки следует отнести более  эффективное использование площади  торгового зала. В торговых залах  прямоугольной конфигурации шириной  от 7 до 12 м целесообразно применять  линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, таких как объект исследования, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, более эффективной оказывается  смешанная расстановка оборудования. Причем комбинация линейного продольного  и линейного поперечного размещения требует учета многих факторов и  определенного искусства. Рекомендуется  использовать длину линий островных  горок не более 20 м, поскольку большая  их длина приведет к избыточному  увеличению в магазине потоков покупателей  и, тем самым, затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового оборудования следует  учитывать расположение имеющихся  в помещении колонн, с тем, чтобы  они находились в пределах линий  и не мешали движению покупателей.

Среднее время на разгрузочные операции составляет 25 минут.

Оценка обеспеченности процесса приемки вспомогательным персоналом, средствами механизации, автоматизации представлена в таблице 17.

Таблица 17.

Обеспеченность  процесса приемки вспомогательным  персоналом, средствами механизации, автоматизации

Обеспеченность процесса приемки:

Процент обеспеченности %

вспомогательным персоналом

88

средствами механизации

92

средствами автоматизации

82


17Источник: внутренний отчёт организации

Средний габарит паллет и  поддонов составляет 1200х950х2150. Степень  удобства размещения и перемещения  товаров в места хранения можно  охарактеризовать как среднюю. Процесс  перемещения и размещения товаров  в торговом зале также охарактеризуем как несовершенный. Необходима оптимизация  размещения паллет и поддонов как  на складе, так и в торговом зале, так как наблюдаются потери рабочего времени при укладке, сортировке товаров.

В супермаркетах, универсамах  и других универсальных продовольственных  магазинах правая (от входа) стена  торгового зала считается наиболее выигрышным участком в зале. Это  начало маршрута почти всех покупателей, которые входят в магазин; именно правая стена создает первое и  самое яркое впечатление о  магазине. Правая стена - идеальное  место для выкладки товаров, которые  приобретаются импульсивно. Многие специалисты считают, что мясо, мясопродукты, фрукты и овощи выглядят привлекательнее  других товаров и поэтому создают  более благоприятное впечатление. В магазине «Азбука вкуса» именно по правой стене расположены фрукты,овощи.

Отдел бакалейно-гастрономических товаров следует размещать в  центре зала, где покупательские потоки не отличаются интенсивностью. Считается, что это происходит из-за расположения мясного отдела (овощей-фруктов) около  задней стены. Дело в том, что покупатели сначала осматривают и покупают товар, расположенный у правой торцевой стороны, затем проходят по торговым проходам бакалейно-гастрономического  отдела к мясному (овощам-фруктам), расположенному у задней стены, и в этом отделе осуществляют покупки. Пройдя весь мясной отдел, они возвращаются в бакалейно-гастрономический, но не в его центр, а осматривают  лишь несколько крайних его прилавков. В «Азбуке Вкуса» отдел бакалейно-гастрономических товаров размещен на левой торцевой стене.

Третьим по выгодности и  значимости участком торгового зала крупного магазина обычно является левая  торцевая стена. Здесь покупатели оказываются  почти в конце пути своего следования по торговому залу, и здесь же заканчивается та примерная сумма, которую покупатель предполагал  истратить на покупки. Поэтому для  достижения наилучших результатов  необходимо тщательно продумать  размещение отделов у левой стены. Наиболее сложной задачей является привлечь покупателей в углы торгового  зала. Покупатели всегда стремятся  спрямить углы и не заходить в них, если там не продаются особо притягательные товары. Замечено, что покупатели обычно огибают углы быстрым шагом. Одним  из решений проблемы эффективного использования  торговой площади является размещение мелких отделов, которые покупатель сразу видит и узнает; винного  отдела, отдела деликатесных товаров. Эффективно размещать в углах  отделы, где приготовляются продукты питания (куры-гриль, шашлыки, выпечка  и др.), аппетитные запахи которые  завлекают покупателей. Кроме того, когда мелкие отделы размещаются  в углах торгового зала, достигается  и некая защита от хищений.  Данное правило в магазине соблюдено.

 Согласно схеме магазина  количество узлов расчета (4) соответствует  плановой пропускной способности  магазина (25 чел./час.). Несмотря на  то что средние затраты времени  покупателей на расчетные операции  не превышает нормативного –  4 минуты, в определенное время  суток на кассах возникают  очереди, что связано с дневной  сезонностью продаж.

Оценим обеспеченность торговой организации торгово-технологическим оборудованием (таблица 18).

Таблица 18.

Обеспеченность  торговой организации торгово-технологическим оборудованием в %

Наименование групп оборудования

Процент обеспеченности %

мебель

97

торговый инвентарь

95

торговое холодильное оборудование

100

торговое измерительное оборудование

100

контрольно-кассовое оборудование

100


18Источник: внутренний отчёт организации

Объем продаж в расчете  на квадратный метр площади магазина за 2008 год составляет 1532,4 руб.

Хранение товаров

Товар ООО «Азбука Вкуса» хранится в отдельном специально отведенном помещении на специальных стеллажах при специальной температуре, соблюдая товарное соседство качество товара стоит на первом месте, поэтому создаются все условия для его хранения.

Подготовка товаров  к продаже

Товары в магазине группируются по отделам

Определение места расположения секций — это прежде всего продуманная  последовательность их размещения в  торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных  помещений, характера покупательского  спроса.

Большое значение имеет рекламное  оформление магазина, которое решается с  учетом архитектурных особенностей здания, интерьера магазина и конструкции  торгово-технологического оборудования.

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров  к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени  и труда в  процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров  и увеличению пропускной способности  магазина, сокращает товарные потери  и повышает коэффициент использования  торгового зала.

Операции по подготовке товаров к продаже:

 распаковка, сортировка  товаров, проверка правильности обозначения цен, придание изделиям товарного вида, укладка на тележки для подачи  в торговый зал, размещение товаров в торговом зале, выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца, фасовка отдельных товаров. Продажа товаров является заключительным  этапом  технологического процесса на торговом предприятии. Особенность продажи товаров,  последовательность  проведения  отдельных операций  зависит  от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи.

   Итак: составные элементы  процесса продажи товаров:

- выявление потребностей,

- предложение покупателям  товара,

- консультации,

- операции по отпуску:  оплата, получение товара на кассе.

Вспомогательные элементы: приёмка по количеству, качеству, размещение и укладка в зону хранения, подготовка товаров к продаже, внутренняя транспортировка.

Выявление потребностей важнейшим составным элементом процесса обслуживания  покупателей продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.

Предложение покупателям: продавец предлагает покупателю два аналогичных  товара, и описывает его эстетические свойства.

           Заключительная стадия  процесса обслуживания покупателей и осуществляется в расчетном зоне, на кассах, где покупатель оплачивает товары кассиру наличным платежом или банковской картой по безналичному расчету, что занимает 5-10минут. Упаковщик пакует товар в пакеты, а парковщик их уносит к машине покупателя.

   Вот, что представляет  собой  торгово – технологический  процесс в ООО «Азбука Вкуса».

 

2.2.  Анализ деятельности (стратегии) на потребительском  рынке города Москвы

 

          Работа в одном из самых  быстро развивающихся сегментов  российской экономики. Согласно  исследованиям AT Kearney («2005 Global Retail Development Index»), на сегодняшний день российский розничный рынок занимает девятое место в мире по емкости второе, после Индии, - по инвестиционной привлекательности. Среднегодовые темпы роста российского розничного рынка в 2005-2008 гг. составили почти 27%.Сильные рыночные позиции в своем сегменте. На сегодняшний день сегмент розничной торговли продовольственными товарами класса «премиум» находится на ранней стадии развития и представлен только в Москве. Конкуренция в этом секторе сравнительно низка. По оценке сети «Азбука Вкуса», из четырех операторов, работающих на рынке премиальных супермаркетов в 2005 г., только два выступают в качестве серьезных конкурентов. Высокая рентабельность и хорошие финансовые показатели. По итогам 2005 г. «Азбуки Вкуса» был самый высокий показатель операционной рентабельности EBITDA margin среди российских розничных сетей, который составил 12.6%. Для сравнения,

аналогичный показатель у  лидирующих розничных продовольственных  сетей составил: у«Пятерочки» – 12.0%; у «Седьмого Континента» – 10.5%; у «Перекрестка» – 8%; у«Копейки» – 6.1%; у «Дикси» – 4.1%. Рассчитанный на основании управленческой консолидированной  отчетности, показатель «Долг/EBITDA»  по итогам 2007 г. составил 1.4х;показатель финансовой устойчивости «Долг/Собственный  капитал» – 0.9х.

Удачное месторасположение  магазинов. В соответствии с выбранной  концепцией, супермаркеты сети «Азбука  Вкуса» расположены в центре Москвы (в пределах Садового кольца), в престижных районах и на ключевых трассах, ведущих  к районам элитной застройки. Ожидаемый дефицит площадей под  торговые точки в центре Москвы усилит конкурентную позицию «Азбуки Вкуса».

     Целостность бизнес процессов. Деятельность сети супермаркетов «Азбука Вкуса»представляет собой полный продовольственный цикл от аналитики рынка до закупки, хранения, маркетинга, продажи и собственного производства кулинарной продукции.

          «Азбука Вкуса» – сеть супермаркетов класса «премиум», в которой представлен изысканный ассортимент свежих продуктов, деликатесных предложений, полуфабрикатов и готовых блюд ресторанного уровня собственного производства, а также высококачественных продуктов питания массового спроса. Сеть занимает заметное место на розничном рынке Москвы и пользуется неизменной популярностью среди покупателей благодаря безупречному качеству обслуживания и уникальному ассортиментному предложению. Целевой аудиторией «Азбуки Вкуса» являются люди со средним или высоким уровнем дохода. В России представители высокодоходной группы населения – это прежде всего люди с высшим образованием, в возрасте от 25 до 50 лет, менеджеры среднего звена и топ - менеджеры, предприниматели и высокопоставленные чиновники. Данная целевая аудитория характеризуется высокой покупательской активностью, стремлением приобретать лучшее и требовательностью к качеству предоставляемых услуг.  Первый супермаркет «Азбука Вкуса» был открыт в 1997 году. Сегодня в сеть «Азбука Вкуса» входят 24 супермаркетов, которые расположены в стратегических для премиальной розницы районах Москвы: в пределах Садового кольца, а также вдоль основных трасс, ведущих к районам элитной застройки или непосредственно в таких районах. Расположение супермаркетов сети – часть полномасштабной маркетинговой стратегии компании и работы с целевой аудиторией. Площадь супермаркетов сети «Азбука Вкуса» варьируется от 200 до 800 кв.м. Ассортиментное предложение, в зависимости от площади супермаркетов, насчитывает от 9000 (200 кв.м.) до 18 000 наименований в супермаркетах максимальной площади. В 2003 г. сеть провела ребрендинг, после которого все ее супермаркеты стали развиваться в рамках единой маркетинговой, ценовой, мерчендайзинговой, закупочной, операционной и кадровой политики. В частности, в целях унификации формата супермаркетов, было принято решение о том, что площадь новых супермаркетов должна быть не менее 400 кв. м., а ассортимент – содержать 15000-18000 наименований товаров. Все супермаркеты работают круглосуточно и предлагают покупателям ряд дополнительных услуг - круглосуточный обмен валюты, банковские терминалы, салоны аудио-видео продукции, приемные пункты химчистки и отделы продажи живых цветов. У всех супермаркетов предусматриваются парковочные места в непосредственной близости от входа  или на близлежащей территории. Наряду с арендованными помещениями, в собственности «Азбуки Вкуса» находятся 3 супермаркета. Изначально договора аренды заключались на 5 лет. Сегодня, в целях минимизации рисков, связанных с арендой, договора аренды заключаются на срок 10 лет и более. В течение 2-го полугодия 2009 г. – 1-го квартала 2010г. компания планирует открыть 2 новых супермаркетов в Москве (договора аренды уже заключены), и выйти на рынок Санкт- Петербурга. Компания также выкупит комплекс зданий в Москве под организацию собственного производства кулинарной продукции и осуществит его запуск.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса