Организация торгово-технологического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли, а именно объект исследования – ООО «Азбука вкуса» .Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 4
1 Глава: Значение и роль торгово - технологического процесса в менеджменте торговой организации
1.1. Понятие, принципы и составляющие торгово – технологического процесса………………………………………………………………………………….6
1.2. Управление процессом продвижения товаров………………………………15
1.3. Опыт продвижения товаров в деятельности зарубежных и российских компаний………………………………………………………………………………..19
2 Глава: Характеристика организационно – хозяйственной деятельности ООО «Азбука вкуса»
2.1.Характеристика организационно – правовой формы и структура управления………………………………………………………………………………25
2.2.Анализ деятельности (стратегии) на потребительском рынке города Москвы………………………………………………………………………………… 79
2.3.Анализ экономической деятельности……………………………………….89
3 Глава: Анализ системы продаж и разработка мер по её совершенствованию
3.1.Анализ методов продажи товаров………………………….…………….101
3.2.Разработка предложений по совершенствованию торгово – технологического процесса………..……………………………………………. ..……………………….110
Заключение……………………………………………………………………………118
Список используемой литературы……………………………………………………120

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 401.80 Кб (Скачать)

14Источник: внутренний отчет по продажам предприятия ООО «Азбука Вкуса.  

             Из таблицы видно, что открытая выкладка приносит наибольший доход предприятию, так как количество продаваемого товара больше, чем остальными методами, так как покупатель сам может ознакомиться с товаром и взять его. Абсолютное отклонение составило 840 тыс.шт.

Организация торгово  – технологического процесса в магазине «Азбука Вкуса»

           Технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания.

   Управление приёмкой, хранением и подготовкой к  продаже связаны с уровнем  обслуживания покупателей. Частота  и объём определяется объёмом  оборота, ритмичностью товароснабжения,  оборачиваемостью товарных запасов  и особенностями реализуемых  товаров. На этом этапе наступает  материальная ответственность. 

Рисунок 3. Схема торгово-технологического процесса  продажи товаров

ООО «Азбука Вкуса»

Технологические операции магазина включают разгрузку, транспортировку  товаров, приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

Технологические операции магазина подразделяются на основные и вспомогательные.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров: обслуживание покупателей, расчет за товары и т.д.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и  качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, размещение и выкладку товаров в торговом зале, организацию хранения.

Этапы технологического процесса в ООО «Азбука Вкуса»:

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом  труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс  обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой  их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров  по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

К принципам организации  оперативных процессов относятся:

    • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров,
    • обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания,
    • соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов,
    • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения,
    • сохранение физико-химических свойств товаров.

Организация торгового и  технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

        Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. Это учитывается при проектировании технологических схем планировки магазина, размещении функциональных помещений.

Основными направлениями  рационализации технологического процесса магазина ООО «Азбука Вкуса» является широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем технологической планировки, повышения уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения товарами, их рациональное размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

Для того, чтобы сократить  затраты времени на совершение покупки, необходимо делать правильную выкладку использовать правильно размещение товара на торговой площади.

Приёмка по количеству и качеству

Приемка товаров ведется в магазине материально ответственными лицами по количеству и качеству на основании сопроводительных   документов  (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей, упаковочных ярлыков). Если товары прибыли без сопроводительных документов, приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки  отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями, договорами поставки и др.

Приемка товаров  по количеству

Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически  поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно - транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Приемка товаров  по качеству

Она проводится  в соответствии с требованиями,  предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным  документам (сертификатам, удостоверениям  о качестве) и, как правило путем  сплошной проверки. Выборочная приемка  допускается лишь в  случаях, предусмотренных  стандартами, техническими  условиями, условиями   договора.

Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления  данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, сертификатов и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимают по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают какие документы отсутствуют.

При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить  отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении  недостачи составляют акт за подписями  лиц, принимавших товар.

Приемка товаров по качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкции «О порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления  по качеству». Приемка товаров по качеству должна быть проведена в  установленные сроки. Если поставщик  находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают  в течение 10 дней (скоропортящиеся  – в течение 24 часов) с момента  их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам  – остается прежним. В процессе приемки  работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также  соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные  товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление  кооперативной организации для  формирования комиссии и организации  окончательной приемки товаров  по качеству. Одновременно надо создать  необходимые условия для сохранности  поступивших товаров. В окончательной  приемке товаров может участвовать  представитель иногороднего отправителя. Вызов представителя отправителя, а так же его явка для участия  в двусторонней приемке товаров  по качеству должны осуществляться в  те же сроки, что и при приемке  товаров по количеству. Акт о ненадлежащем качестве товаров составляют с участием представителя поставщика, а при  его неявке – с участием представителя  общественности, назначенного в установленном порядке.  Акт о приемке по качеству содержит следующие сведения: наименование и адрес магазина –получателя товаров; номер и дату составления акта; место приемки товаров, время начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству; наименование и адрес изготовителя; дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя или отметку о том, что вызов представителя не предусмотрен; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства; номер и дату коммерческого акта, если он был составлен при получении товара; условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них. Указывают также количество , полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе.

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических  операций и является завершающей  стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в  зависимости от применяемых методов  продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль. Среднее время на разгрузочные операции составляет 25 минут.

    Таблица15. 

Торгово-технологический  процесс  продажи продовольственных товаров ООО «Азбука Вкуса»

Операции процесса

 продажи

Методы выполнения операций

1

2

1. Самостоятельный осмотр  покупателями имеющихся в продаже   товаров 

1. Выкладка в торговом  зале имеющихся в продаже товаров.

2. Консультация покупателей  по вопросу выбора товара.

2. Расчет и оформление  покупки

1.Выделение специальной  площади в торговом зале для  оформления покупки и услуг  покупателям.2.расчёт за покупку





15Источник: внутренний отчёт ООО «Азбука Вкуса»

 

Таблица 16.

Структура площади  организации ООО «Азбука Вкуса»

№п/п

Помещение магазина

Площадь помещения, кв.м

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

1.

Торговая площадь

Торговый зал

150

35,5

Площадь торгового оборудования

35

8,3

 

итого

185

43,8

2.

Помещение для приемки и хранения товаров (склад)

130

30,8

Продолжение таблицы 16

3.

Административные помещения

50

11,8

4.

Подсобные помещения

57

13,5

 

итого

237

56,2

 

Итого торговый зал +остальная  площадь

422

100


16Источник: внутренний документ «план магазина»

Из таблицы 15 видно, что  большую часть площади занимает торговый зал, а также большая  площадь приходится и на помещения  приёмки и хранения товаров 130 кв. м.

Технико-экономические  показатели площади магазина

Используя несколько показателей  подобного типа:

1. Отношение торговой  площади к общей:

К = Sm – торговая площадь;

So = общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади  магазина занимает торговая площадь. Чем  больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь  здания магазина. Общая площадь магазина составляет 422 кв. м., из них 150 кв.м –  торговая площадь. Находим коэффициент  соотношения торговой площади к  общей площади магазина: К = 150/422 = 0,36. Следовательно, торговая площадь  магазина составляет лишь 36% общей площади, а неторговая площадь – 64%. На основании  этого можно сделать вывод, что  торговая площадь магазина используется неэффективно.

В зарубежной практике торгового  бизнеса наиболее неотьемлимым является соотношение торговой площади к  неторговой площади магазина, равное соответственно 70:30 (в процентах), что  обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.

2. Показатель рациональности  расстановки оборудования (эффективности  использования торговой площади)  – установочный коэффициент (Ку), который показывает отношение  площади, занятой торговым оборудованием  (установочная площадь), к общей  площади торгового зала:

Ку = Sт. об / S торгового зала (3)

Где = Sт – площадь, занятая торговым оборудованием;

Sт. з – площадь торгового зала.

  Оптимальное значение  этого коэффициента должно составлять 0,3 – 0,32. Торговая площадь магазина  составляет 150кв.м. Установочная  площадь различных видов торгового  оборудования - 35 кв.м. Находим установочный  коэффициент:

Куст. =35/150 = 0,23

      Следовательно, 23% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 77% торговой площади — это проходы для покупателе йпродавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров. Отсюда следует, что площадь используется не эффективно.                      В «Азбуке Вкуса» используется смешанная планировка торгового зала - «решетка» с линейным продольным размещением оборудования. Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линий регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. В магазине выделяют 4 зоны, различающиеся ценностью или объемом товарооборота, приходящегося на 1м2 торговой площади в зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего товарооборота магазина, зона, примыкающая к противоположной от входа стене зала, дает 30% товарооборота, остальные зоны дают соответственно 20 и 10% товарооборота.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса