Организация и проведение аудиторской проверки учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 03:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются изучение теоретических аспектов и проведение аудиторской проверки учета основных средств на предприятии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучить теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки учета основных средств;
дать краткую характеристику проверяемого экономического субъекта.
определить цели, задачи и источники аудиторской проверки;
спланировать аудиторскую проверку и дать оценку системам внутреннего контроля;
провести аудиторскую проверку учета основных средств;
подготовить отчет аудитора по результатам проверки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1. Организация и планирование аудиторской проверки учета основных средств 5
1.2. Методика аудиторской проверки операций с основными средствами 11
1.3. Типичные ошибки и нарушения при проведении аудиторской поверки учета основных средств 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 29
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Сибирьтелеком» г. Омск 29
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля основных средств на предприятии ОАО «Сибирьтелеком» 31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 38
3.1. Цель, задачи и источники информации аудиторской проверки учета основных средств на предприятии ОАО «Сибирьтелеком» 38
3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирования аудиторской проверки учета основных средств 42
3.3. Проведение аудиторской проверки 49
3.4. Отчет аудитора о проведенной проверке 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

Работа содержит 1 файл

аудит для миши.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    Остаточную  стоимость списывают на счёт 91: 91/01. На счёте  91  определяется финансовый результат от выбытия основных средств

       Приёмка  в  эксплуатацию  основного  средства  осуществляется  комиссией, которая оформляет акт «приёмки-передачи основного средства».  В бухгалтерии на основании этого акта составляется инвентарная карточка учёта основных средств.  Она оформляется на каждый объект. При  выбытии  основного  средства  инвентарная карточка изымается из картотеки.

    В бухгалтерии ОАО «Сибирьтелеком» достигнута полная взаимозаменяемость работников, все компьютеры включены в единую сеть и образуют общую базу данных для бухгалтерского учета.

    В ЭВМ ведутся отдельные программы  по учету расчетов труда и заработной платы, исходным объектом автоматизированной системы учета является оборотно-сальдовая  ведомость за отчетный период по счетам раскрытие информации об аффилированных лицах, учет государственной помощи, расчетов по налогу на прибыль и финансовых вложений.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

    3.1. Цель, задачи и источники информации аудиторской проверки учета основных средств на предприятии ОАО «Сибирьтелеком»

 

    Целью аудита основных средств является проверка соответствия применяемого организацией порядка учета и налогообложения, наличия, движения и использования ОС требованиям нормативных актов, действовавших в проверяемом периоде с целью выражения мнения о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.

    Задачи  проверки. Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:

  • обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
  • правильности оценки основных средств в учете;
  • правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
  • правильности и эффективности использования основных средств;
  • правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    Учитывая  эти задачи, необходимо проверить:

  • приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности);
  • соответствуют ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденному Госкомтруда 28.12.1977 г. № 447/24;
  • созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охраняемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.;
  • оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
  • организован ли порядок оформления документов в случае вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
  • назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами;
  • проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных средств.

    Объектом  аудита является информация отчетности, относящаяся к основным средствам, а именно: форма №1 – строка 120, строки 900, 901, 907, 908; форма №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726. (см. приложение 2).

    Источниками информации для аудита будут:

  1. Договоры, используемые для покупки, продажи, ремонта, лизинга, аренды ОС. Приказ по учетной политике, приказ по формированию постоянно действующей комиссии, утверждающей операции приобретения и списания ОС.
  2. Первичные документы, в том числе:

а) акт (накладная) приемки-передачи ОС – ф.ОС-1;

б) акт  приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов –  ф. ОС-3;

в) акт  на списание ОС – ф. ОС-4;

г) акт  на списание автотранспортных средств  – ф. ОС-4а;

д) инвентарная  карточка учета ОС – ф. ОС-6;

е) акт  о приемке оборудования – ф. ОС-14;    

ж) акт  приемки-передачи оборудования в монтаж – ф. ОС-15;

з) акт  о выявленных дефектах оборудования  - ф. ОС-16.

  1. Регистры: при журнально-ордерной форме: журнал-ордер № 13 (01 счет), журнал-ордер № 16 (08 счет), журнал-ордер № 10 (затраты, в том числе 02 счет). Если учет автоматизированный – распечатки оборотов по счетам 01,02,08,91,001 и т.д., подписанные бухгалтером.
  2. Отчетность – помимо бухгалтерской также налоговая отчетность (налог на имущество); статистическая отчетность – форма статистического наблюдения № 11 (ОС).
  3. Результаты опроса, прежде всего, материально - ответственных лиц, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, ведущего учет ОС, персонал, использующий эту информацию, администрацию.
  4. Подтверждение, например, от организации, которая проводила ремонт объекта, от продавцов и покупателей ОС, арендаторов и арендодателей.
  5. Осмотр – наиболее дорогих и существенных объектов (в случае нашей организации надо будет проверить достаточно много объектов).
  6. Результаты перекрестных процедур, например, от аудитора, который проверяет кредиты и займы, денежные средства (так как в объект аудита можно было также включить строки 051, 056, 061 и 065 формы № 4, но именно потому что в моем варианте проверки этот участок проверяет другой аудитор, я в объект данные строк  не включила).
  7. Результаты аналитических процедур, например коэффициент фондоотдачи.
  8. Заключение эксперта, например, по оценке объекта ОС.

    Основные  нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств распределены по уровням и даны в таблице 3.1.

    Таблица 3.1

    Уровни  нормативных документов, необходимые  при осуществлении аудиторской  проверки учета основных средств

Уровень № из списка Краткая характеристика (что регулируется данным документом)
I 1 Договоры, сделки с ОС, количество внесения Ос в УК определенного вида юридического лица, передача в качестве наследства ОС и т.д.
2 Начисление  и уплата в бюджет налога на имущество, налога на прибыль и других налогов.
3 Регистры, оценка ОС, бухгалтерская отчетность и другие общие вопросы бухгалтерского учета  ОС.
10 Перечисление  ОС, относящихся к определенным амортизационным  группам.
II 4 Формирование  учетной политики, раскрытие учетной  политики, изменение учетной политики.
5 Оценка ОС, амортизация  ОС, восстановление Ос, выбытие ОС, раскрытие  информации в бухгалтерской отчетности.
11 Корреспонденция счетов 01 и 02, а также забалансовых счетов, связанных с отражением в  учете ОС и др.
14 Организация учета  долгосрочных инвестиций, учет затрат по строительству объектов, учет приобретения ОС, земельных участков, объектов природопользования и т.д.
17 Состав бухгалтерской  отчетности и общие требования к  ней, содержание отдельных форм  и т.д.
III 6 Общие правила  проведения инвентаризации ОС.
7 Инструкции  по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по строительству  объектов, включаемых в федеральные  целевые программы 
8 Типовые формы  учета ОС: ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, ОС-2, ОС-3, Ос-4 и т.д.
9 Первоначальная  оценка ОС, последующая оценка Ос, амортизация  ОС, содержание и восстановление ОС, выбытие ОС.
12 Состав бухгалтерской  отчетности и бухгалтерского учета  ОС, общие требования к ним.
13 О присуждении  ОКОФ, расшифровка отнесения к сооружениям, машинам и т.д.
15 Отдельные виды ОС и износ по ним (общежития, гостиницы  и т.д.).
IV 16 На самом  предприятии: оценка ОС, способ выбытия, начисления амортизации, структура  аналитических счетов, наименование названий ОС.

3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирования аудиторской проверки учета основных средств

 

    Обыкновенна практика того, что на предприятиях не разрабатывают программу внутреннего  контроля основных средств и соответствующих  хозяйственных операций, потому что  у большинства экономических субъектов таких операций немного и издержки на специальный контроль не оправдываются.

    Наиболее  простым и эффективным способом получения предварительной (необходимой) информации о состоянии внутреннего  контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным в таблицах 3.2 – 3.3.

    Таблица 3.2

    Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства

 
№ п/п Направления или предпосылки подготовки отчетности и вопросы тестирования Ответы Источники информации
Нет ответа Да Нет
1 2 3 4 5 6
1 Организация

Соответствует ли структура бухгалтерии масштабам  организации и особенности ее деятельности?

  +   Положение о  бухгалтерии
2 Реальность

Фиксируются ли в учете места размещения и  эксплуатации основных средств и  за кем они закреплены?

    + Выборочная  проверка
3 Проводится  ли периодическая инвентаризация основных средств?   +   Инвентаризационные  описи
4 Полнота

Застрахованы  ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?

    + Выборочная  проверка, опрос бухгалтера, руководителя, подтверждения от страховщиков.  

Продолжение таблицы 3.2

1 2 3 4 5 6
5 Анализируются ли периодически коэффициенты покрытия? Когда проводился последний анализ?     + Опрос работников аналитического отдела (если такой  имеется), выборочный просмотр документации, относящейся к данному вопросу.
6 Разрешение

Подготавливаются  ли счета на арендную плату и предложения  по аренде для просмотра и утверждения  Советом директоров?

    + Выборочный  просмотр счетов на арендную плату; выборочный опрос членов Совета директоров.
7 Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств?   +   Выборочный  просмотр актов приема-передачи и  списания основных средств.
8 Точность

Выбран  ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике?

  +   Изучение учетной  политики.
9 Отражена ли информация о сроке полезного  использования (СПИ) объектов основных средств в учетной политике?   +   Изучение учетной  политики.
9 Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица?   +   Опрос внутренних аудиторов или других ответственных  лиц.
10 Классификация

Выбран  ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств  в учетной политике?

  +   Изучение учетной политики.
11 Представление

Проверка  наличия на объектах ОС металлического жетона, нанесения краской или  иным способом номера.

  +   Осмотр объектов ОС.
12 Ответственность за объекты ОС

Назначаются ли материально-ответственные лица на должность приказов руководителя организации?

  +   Выборочный  просмотр приказов.  
 
 
 

Информация о работе Организация и проведение аудиторской проверки учета основных средств