Организация и проведение аудиторской проверки учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 03:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются изучение теоретических аспектов и проведение аудиторской проверки учета основных средств на предприятии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучить теоретические и методологические аспекты аудиторской проверки учета основных средств;
дать краткую характеристику проверяемого экономического субъекта.
определить цели, задачи и источники аудиторской проверки;
спланировать аудиторскую проверку и дать оценку системам внутреннего контроля;
провести аудиторскую проверку учета основных средств;
подготовить отчет аудитора по результатам проверки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1. Организация и планирование аудиторской проверки учета основных средств 5
1.2. Методика аудиторской проверки операций с основными средствами 11
1.3. Типичные ошибки и нарушения при проведении аудиторской поверки учета основных средств 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 29
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Сибирьтелеком» г. Омск 29
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля основных средств на предприятии ОАО «Сибирьтелеком» 31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 38
3.1. Цель, задачи и источники информации аудиторской проверки учета основных средств на предприятии ОАО «Сибирьтелеком» 38
3.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирования аудиторской проверки учета основных средств 42
3.3. Проведение аудиторской проверки 49
3.4. Отчет аудитора о проведенной проверке 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

Работа содержит 1 файл

аудит для миши.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    - ликвидация объекта в силу  ветхости и износа, а также  силу форс-мажорных обстоятельств;

    - ликвидация в связи с переоборудованием,  модернизацией

    - передача ОС другим организациям.

    - для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем

    - неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Практика  проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев  необходимая документация, связанная  с оприходованием ОС, не ведется, а  если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения14.

    Инвентаризация  используется для проверки фактического наличия объектов основных средств  и нематериальных активов. В ходе проверки аудиторы сами могут принять участие в проведении инвентаризации.

    1.3. Типичные ошибки и нарушения при проведении аудиторской поверки учета основных средств

 

    Из  практики аудиторских проверок, типичными  ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия  основных средств, являются:

    1) неотражение на забалансовых  счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);

    2) оприходование некоторых основных  средств без наличия свидетельства  о регистрации права собственности;

    3) несоблюдение момента перехода  права собственности от продавца  к покупателю, что ведет к недостоверному  отражению основных средств на  счетах учета;

    4) отсутствие документов, характеризующих  техническое состояние основных  средств;

    5) необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации15.

    Оформим ошибки в виде таблицы 1.2  в сопоставлении с предпосылками составления бухгалтерской отчетности.

Таблица 1.2

Типичные  ошибки и нарушения при проведении аудиторской поверки учета основных средств16 

Предпосылки подготовки финансовой отчетности Типовые ошибки Аудиторские процедуры
1 2 3
существование (реальность) Показанные  в бухгалтерском учете ОС в  действительности не существуют. Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным.
права и обязанности ОС, поступившие  по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как  принадлежащие компании; неверное отнесение объекта к ОС Инспектирование. Аудитор изучает договоры купли-продажи ОС, товарно-сопроводительную и расчетную документацию, документы, разрешающие использование земельных участков.
возникновение В бухгалтерском  учете отражены операции поступления  ОС, которых в действительности не было Подтверждение. Аудитор получает подтверждение от поставщика о величине и дате возникновения кредиторской задолженности
 полнота Имеющиеся у  организации ОС не отражаются в бухгалтерском  учете. Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС

Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств

оценка Неправильно сформирована первоначальная стоимость; неправильно  произведена переоценка ОС; расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесены. Пересчет  первоначальной стоимости исходя из всех затрат на приобретение или доработку.
 

Окончание таблицы 1.2

1 2 3
точность Арифметические  ошибки при отражении операций с  ОС, неправильное отнесение сумм дооценки ОС, амортизация начисляется неверным способом, неправильно определен срок полезного использования. Пересчет  операций по отражению ОС, просмотр корреспонденции необычных операций, особое внимание переоценке ОС.
представление Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс, суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают. Прослеживание определенных документов: форма №1-форма№5-главная книга
 

    При обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

    В практической деятельности бухгалтерами допускаются также технические  ошибки при использовании программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета. Это ошибки, возникающие при вводе информации в программу, а также в процессе обработки, хранения и передачи данных, например: бухгалтером ошибочно дважды введен один и тот же первичный документ, и соответственно дважды отражена в бухгалтерском учете одна и та же хозяйственная операция17.

    Технические ошибки допускаются также при  формировании показателей бухгалтерской  отчетности. При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует  иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках. Это, например, непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств (п. 12 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

    Некоторые фирмы неправильно отражают эти  показатели со знаком «минус». В соответствии с пунктом 5 приказа № 67н в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы отчетности организации не включаются.

    Если  бухгалтер включает в формы бухгалтерской отчетности строки, графы, по которым отсутствует информация, а затем ставит прочерк по этим показателям, то эта ошибка будет являться технической.

    Ошибки, допускаемые при составлении  первичных документов, являются методологической ошибкой в бухгалтерском учете.

    Все хозяйственные операции оформляются  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский и налоговый  учет.

    Первичные документы должны иметь юридическую силу, то есть содержать ряд обязательных реквизитов. Обязательные реквизиты предусмотрены пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Это:

    -наименование  документа (формы);

    - дата составления;

    - содержание хозяйственной операции;

    - измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

    - наименование организации, от  имени которой составлен документ;

    - наименование должностей лиц,  ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;

    - личные подписи указанных лиц.

    Процесс исправления ошибок достаточно трудоемкий: зачеркивается неверный текст или  сумма (одной чертой, чтобы можно  было прочитать зачеркнутое) и рядом  с зачеркнутой делается верная запись; около внесенных исправлений или на полях документа пишется «Исправлено на …» (где полностью воспроизводится текст вновь сделанной записи). Лицо, внесшее исправление, подписывается под этой записью и ставит дату исправления. Обязательно под исправительной записью еще раз подписываются все лица, которые изначально подписали документ.

    Не  допускается оформление операций, противоречащих законодательству. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это  невозможно, то сразу по ее завершении.

    Первичные документы обычно оформляют на типовых  бланках. Для большинства хозяйственных  операций такие бланки разработаны  Госкомстатом России. Эти бланки называют унифицированными формами. А если для  какой-то хозяйственной операции типовой  бланк не предусмотрено, организация может разработать его сама.

    Что касается первичных документов по учету  основных средств, предусмотренных  разделом 1 Методических указаний по учету  основных средств, то организация может  самостоятельно разработать и утвердить  формы применяемых первичных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов ОС (п.5), а могут применяться и унифицированные форма (п.7).

    В качестве первичных учетных документов могу применяться унифицированные  первичные документы по учету  основных средств, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

    Если  организация не оформила необходимой  первичный документ и этот факт обнаружила налоговая инспекция при проверке, то на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

    При оформлении приемки основных средств  акт (накладная) составляется в одном  экземпляре на каждый объект членами  приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

    Ошибки, допущенные в результате неправильного  отражения на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций – это группа бухгалтерских ошибок. Для их исправления необходимо провести дополнительные бухгалтерские записи.

    Способ  исправления ошибок зависит от характера  ошибки и даты ее выявления. Период внесения исправительных проводок по выявленным ошибкам определяется исходя из периода совершения ошибки.

    Таблица 1.3

    Методика  исправления ошибок18

Период, в котором допущена ошибка Период, в котором необходимо внести исправления
Текущий год Месяц обнаружения ошибки
Прошлый год Декабрь прошлого года –  если ошибка выявлена до сдачи годовой  отчетности за прошлый  год. Месяц обнаружения  ошибки – если ошибка выявлена после сдачи годовой отчетности за прошлый год (исправления в бухгалтерскую отчетность прошлого года не вносятся)
Более ранние годы Месяц обнаружения ошибки (исправления  в бухгалтерскую  отчетность прошлых  лет не вносятся)

Информация о работе Организация и проведение аудиторской проверки учета основных средств