Оптовый товарооборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования.

Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.

Содержание

Введение
Оптовый товароооборот и методы его прогнозирования.
Анализ оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Оптовый товарооборот.DOCX

— 141.70 Кб (Скачать)

 

Оптовый товарооборот в 2010г. перевыполнен на 1572 млн.руб. Чтобы определить, каким образом влияли на объем товарооборота два фактора - среднесписочное число работников и производительность труда, приведем следующие три расчета.

1. Оба показателя предыдущего  периода:

 

N р1 = К0 * В0 = 38 х 62,9 = 2392,2 млн.руб.

 

2. Среднесписочное число  работников фактическое, среднегодовой  товарооборот на одного работника  плановый:

 

N р2 = К1 х Во = 35 * 62,9 = 2201,5 млн.руб.

 

3. Оба показателя фактические:

 

N р3 = К1 х В1 = 35 * 113,3 = 3965,5 млн. руб.

 

Отклонение фактического объема оптового товарооборота от планового определяется следующим образом:

1) в результате уменьшения  среднесписочного числа работников:

 

2201,5 – 2392,2 = -190,7 млн.руб.;

2) в результате повышения  среднегодового товарооборота на  одного работника: 

 

3964,2 – 2201,5 = 1762,7 млн. руб.

 

Общее отклонение: 1762,7 – 190,7 = 1572,0 млн. руб.

Следовательно, один фактор - среднесписочный состав работников - действовал на объем оптового товарооборота  отрицательно, а второй - производительность труда - положительно.

Третья группа факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, связана  с использованием основных средств.

Они оказывают на объем  оптового товарооборота также значительное влияние. Увеличение объема оптового товарооборота  может произойти в результате прироста торговой площади и более  рационального ее использования.

Рассмотрим порядок расчета  влияния на объем оптового товарооборота  изменения численности рабочих  мест и их использования (табл. 2.9).

Объем оптового товарооборота  может быть выражен произведением  приведенных в таблице величин: среднегодового количества рабочих  мест, количества рабочих дней, продолжительности  рабочего дня, среднечасовой выработки  на одно рабочее место. А это позволит определить их влияние на объем продаж.

Таблица 2.9 Исходные данные, необходимые для расчета

Показатели

2009г

20010г

Отклонение

Оптовый товарооборот, млн. руб.

2392,2

3964,2

+1572,0

Среднегодовое количество рабочих  мест, чел.

38

35

-3

Количество рабочих дней

225

218

-7

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

12

12

-

Среднечасовая выработка на одно рабочее  место млн.руб.

0,023

0,043

+0,02


 

Используя способ разниц, определим влияние на размер товарооборота следующих факторов:

1) уменьшения числа рабочих  мест (на 3):

 

-3 (225 * 12 * 0,023) = -186,6 млн.руб.;

 

2) уменьшения количества  рабочих дней (на 7):

 

-7 (35 * 12 * 0,023) = -67,6 млн.руб.;

 

  1. повышения средней выработки на одно рабочее место (на 0,02.):

 

+ 0,02 (35 * 12* 218) = 1831,2 млн.руб.

 

Общее отклонение составит: 3964,2 – 2392,2 = 1572 млн. руб. или 

 

-186,3 – 67,62 + 1831,2 =1577,0 млн.руб.

 

Рациональное использование  торговой площади позволило коллективу организации увеличить объем  товарооборота на 1577 млн.руб. Значительно увеличился товарооборот в результате повышения средней выработки на одно рабочее место. Однако отрицательное влияние оказали первый и второй факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП НИДЛ

 

Проведенный анализ предприятия  показал, что на сегодняшний день его финансовое положение достаточно стабильно, за отчетный период вырос  товарооборот, возросла обеспеченность товарными запасами.

Различные номенклатурные позиции  товарно-материальных запасов отличаются по стоимости, доходности и количеству занимаемых площадей, причем чем выше объем запасов, тем выше стоимость их хранения, страхования от несчастного случая и воровства, порчи, повышенного налогообложения, производственных мощностей, увеличенного персоналом и процентом на заемные средства для приобретения товарно-материальных запасов.

Особенно это характерно для анализируемой организации.

На анализируемом предприятии  оборачиваемость товарных запасов  зависит прежде всего от того, насколько рациональна структура товарного ассортимента, от того, насколько быстро происходит реализация той или иной ассортиментной группы.

Цель процесса управления товарными запасами заключается  в построении такой системы товародвижения, при которой в организации  находился бы оптимальный товарный запас, который бы пополнялся в оптимальные  промежутки времени оптимальным  количеством товаров.

Таким образом, для обеспечения  бесперебойного снабжения покупателей  и избежание снижения товарооборота из-за отсутствия требуемого товара, можно дать следующие рекомендации:

1. Систематически отслеживать  динамику спроса на товары  различного ассортимента.

2. Контролировать динамику  реализации товаров и размещать  новый заказ прежде, чем возникнет  угроза товарного дефицита.

3. Иметь некоторый страховой запас товаров из группы экономически значимых для организации, предназначенный для покрытия возможного дефицита товаров в случае повышенного спроса, либо при непредвиденном увеличении срока исполнения заказа поставщиком. Также страховой запас рекомендуется иметь при высоком риске частичного неисполнения размещенного заказа. [10 с. 96]

Страховой запас товара - это специально созданный запас  некоторого вида товара, предназначенный  для покрытия возможной недостаточности  обычных запасов этого товара. Страховой запас создается для  предотвращения экономических потерь организации, в случае отсутствия данного  товара.

Вполне очевидно, что иметь  страховой запас на все виды товаров, продающихся в организации нецелесообразно. Такой запас имеет смысл создавать лишь в том случае, если:

-отсутствие товара может  повлечь за собой существенные  экономические потери (упущенная  выгода);

- наличие определенного  ассортимента необходимо для  поддержания престижа данного  магазина в глазах покупателей. [10 с. 96]

Создание и поддержание  страхового запаса товаров является достаточно затратным мероприятием. Поэтому при определении перечня  товаров, страховой запас которых  организация решила поддерживать, вначале  необходимо оценить, какой экономический  эффект это обеспечит.

Безусловно, перечень товаров, страховой запас которых решает создать организация, определяется в каждом случае индивидуально, но руководствоваться  следует все же экономическими соображениями

На величину страхового запаса влияют:

-колебания спроса (средний - максимальный) в течение одного месяца;

- колебания сроков исполнения  заказа (средний - максимальный), в днях.

Если страховой запас  создается для покрытия дефицита в случае нерегулярных поставок при  стабильном среднемесячном уровне спроса, то количество этого запаса определяется как произведение среднемесячного  расхода данного товара и максимального  количества дней задержки поставки данного  товара в обозримом прошлом.

Если страховой запас  создается для компенсации трудно предсказуемых колебаний спроса, необходимо предварительно провести статистическое исследование, что не представляет никаких сложностей при условии  использования системы комплексной  автоматизации организации. Полученные результаты экстраполируют на будущий  период и, исходя из полученных данных, формируют страховой запас. В  этом случае страховой запас будет  рассчитываться с учетом влияния  этих двух факторов.

На объем товарооборота  влияют самые разные факторы, среди  внутренних факторов наиболее видное место занимают следующие:

- товарное обеспечение  (структура, ценовая политика);

- численность персонала  и производительность его труда;

- наличие материально-технической  базы. [10 с. 98]

При этом первый фактор является наиболее значимым. В связи с этим в качестве рекомендация для разработки путей повышения товарооборота  руководству ЧПТУП НИДЛ необходимо:

- знать сумму затрат, приходящихся  на каждый вид товара, с тем,  чтобы определить предельно возможное  снижение цены с учетом затрат  по конкретному их виду;

- отказаться от использования  в коммерческом обороте товаров,  не пользующихся достаточным  спросом при данной цене, если  дальнейшее снижение цен на  эти товары невозможно из-за  высоких затрат по этому товару;

- устанавливать торговую  наценку дифференцированно по  каждому виду товаров не ниже  затрат на их реализацию (если  позволяет спрос).

Для решения данных задач  необходимо организовать оперативный  анализ и контроль структуры товарооборота, т. е. реализации товаров по возможности  в более дробном ассортименте.

Для оперативного контроля за продажей товаров по ассортименту необходимы соответствующие носители информации.

Ими могут быть носители, полученные с многосчетчиковых кассовых машин, агрегированных со специальными приставками. Одновременно с печатанием кассовых чеков на таких машинах с помощью приставок ведется синхронная кодовая запись данных на перфоленту, магнитную ленту или непосредственно на контрольно-кассовую ленту. Емкость перечисленных выше носителей информации обеспечивает достаточно широкую материально-вещественную характеристику проданных товаров.

Снятие данных с технических  носителей информации и их обработка  в нужных аналитических аспектах проводятся на ЭВМ. Экономическая служба получает не только необходимую информацию, но и решение экономической задачи, заранее смоделированной.

Математическая модель в данном случае может предусматривать взаимоувязанные  величины оптовой реализации товаров, их поступления и товарных запасов (в целом и в расширенном  ассортименте, за день или иной отрезок  времени).

Следовательно, речь идет о  возможности ежедневного составления  товарного баланса и автоматической нормализации величин, его составляющих.

Система нормативов позволяет применить  метод «управления по отклонениям», когда основное внимание в процессе управления фиксируется на отклонениях  от норм, на ситуациях, связанных с  нарушением плановых предположений. Естественно, что первейшей задачей управленческих работников в этих условиях будет  оперативное устранение выявленных нарушений.

Оперативный анализ позволяет  определить степень ритмичности (или  аритмичности) реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности оптового товарооборота обусловливаются  непрерывностью потребления и производства.

Анализ ритмичности  проводится с привлечением плановых и фактических данных о ежедневном товарообороте. Нормально работающие предприятия имеют относительно постоянную величину товарооборота по дням недели. Так, при существенном уменьшении товарооборота за отдельные дни можно сделать вывод о неудовлетворенном спросе (перебои в завозе товаров или неполадки организационного характера).

Таким образом это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития оптового товарооборота по периодам года, совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование рыночных отношений  в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют  дальнейшего развития теории и практики анализа оптовой продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

Основной показатель хозяйственной  деятельности предприятий и организаций  оптовой торговли - оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот – объем  продажи товаров производителями  или торговыми посредниками покупателям  для дальнейшего использования  в коммерческом обороте.

Основное назначение оптовой  торговли состоит в организации  бесперебойного рационального товароснабжения  розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач и оценивают  их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач  целесообразно разделить на две  группы: задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками  товаров и услуг.

В процессе анализа товарооборота  оптовые предприятия изучают  следующие показатели:

динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих  и сопоставимых ценах;

долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;

долю розничных и других покупателей в общем товарообороте  и по основным товарным группам, и  оценивают возможность работы с  ними в перспективе;

заявки покупателей и  структуру оптового товарооборота;

отношение оптово-складского товарооборота к розничному и  коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

При прогнозирование применяются различные методы – экономики-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Информация о работе Оптовый товарооборот