Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа
Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования.
Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.
Введение
Оптовый товароооборот и методы его прогнозирования.
Анализ оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Заключение
Литература
Приложения
– анализ и оценка заключенных договоров на поставку товаров в плановом периоде;
– сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое предприятие;
– анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних цен в опте и рознице и т.д.
2 этап. Расчет плана постовое товаров, определяемый на основе балансовой формулы увязки товарных ресурсов:
Ппл = Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл, (1.12)
где Ппл –плановый объем поставки товаров оптовым предприятием, тыс. руб.; [1, с. 126].
Впл – плановое выбытие товаров на оптовом предприятии в пределах норм естественной убыли, тыс. руб.;
Зкпл – плановые запасы на конец периода, тыс. руб.;
Знпл – плановые запасы на начало периода, тыс. руб.
3 этап. Расчет плана закупки
товаров оптовым предприятием
определяемый как сумма
Зпл = Ппл + Отрпл, (1.13)
где Зпл – планируемые закупки товаров, тыс. руб. [1, с. 127].
4 этап. Расчет степени
товарного обеспечения
Собес = Зд / Зпл * 100, (1.14)
где Собес – степень товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде, %;
Зд – объем закупки по заключенным договорам в плановом периоде, тыс. руб.
5 этап. Определение источников
покрытия потребностей в
Организационно-правовая форма организации – Частное производственно-торговое унитарное предприятие «НИДЛ», форма собственности – частная. Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля строительными материалами. Реализация товара производится только со складов организации.
Рис. 2.1. Организационная структура ЧПТУП НИДЛ
Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех производственно-хозяйственных факторов. Оно проявляется в платёжеспособности хозяйствующего субъекта, способности вовремя удовлетворять платёжные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вносить платежи в бюджет.
Основные средства – это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.
Таблица 2.1 - Состав и структура основных средств ЧПТУП НИДЛ
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
Основные средства – всего |
48 664 |
100 |
54 284 |
100 |
63 469 |
100 |
в том числе: здания и сооружения |
27 097 |
55,7 |
28 731 |
52,9 |
33 504 |
52,8 |
передаточные устройства |
224 |
0,5 |
254 |
0,5 |
312 |
0,5 |
машины и оборудование |
18 357 |
37,7 |
21 434 |
39,5 |
24 600 |
38,8 |
транспортные средства |
1 617 |
3,3 |
2 163 |
4,0 |
2 852 |
4,5 |
инструмент, инвентарь и принадлежности |
15 |
0,03 |
20 |
0,04 |
21 |
0,03 |
прочие основные средства |
1 |
0,002 |
1 |
0,002 |
1 |
0,002 |
Источник: собственная разработка на основе Приложение 1-3
Стоимость основных производственных фондов за период 2008-2010 увеличилась и в отчетном году составила 63469 млн. руб. В структуре основных средств организации за три года наблюдается относительное постоянство. Наибольший удельный вес здесь составляют здания и сооружения – 52,8%, машины и оборудование – 38,8%. Удельный вес зданий, сооружений, машин и оборудования – уменьшился, а удельный вес транспортных средств – увеличился.
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Таблица 2.2 - Показатели финансово-экономической деятельности ЧПТУП НИДЛ
Показатели |
годы |
Темп роста | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2009 г. |
2010 к 2008 г. | |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. |
15790 |
16361 |
20181 |
123,3 |
127,8 |
Себестоимость реализованных продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб. |
10800 |
11728 |
13722 |
117,0 |
127,1 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб. |
3240 |
2853 |
4284 |
150,2 |
132,2 |
Валовая прибыль, млн. руб. |
3006 |
2522 |
4051 |
160,6 |
134,8 |
Прибыль отчетного периода до налогообложения, млн. руб. |
4068 |
3431 |
5434 |
158,4 |
133,6 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
4064 |
3431 |
5434 |
158,4 |
133,7 |
Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. |
11230 |
15133 |
15491 |
102,4 |
137,9 |
Рентабельность, % |
36,1 |
28,1 |
38,1 |
135,6 |
105,5 |
Источник: собственная разработка на основе Приложение 1-3
Из таблицы видно, что в течение 2008-2010 гг. основные технико-экономические показатели возросли. В 2010 году относительно 2008 года наблюдается рост валовой прибыли на 34,8%, а относительно 2009 года на 60,6%. Прибыль отчетного периода до налогообложения в 2010 году, как и размер чистой прибыли увеличивается относительно а относительно предыдущих периодов. Рентабельность выросла на 36,6% к 2009 году.
На основании данных можно сделать вывод о том, что показатели финансово-экономической деятельности удовлетворительные, а организация - платежеспособна.
Анализ оптового товарооборота проводится в определенной последовательности: дается общая оценка выполнения прогнозируемых показателей; выявляется динамика продажи товаров; изучается товарооборот по направлениям реализации, формам продажи и товарной структуре, определяются факторы, влияющие на него и выявляются резервы его увеличения.
Таблица 2.3 - Объемы продаж товаров в 2009-2010 годах ЧПТУП НИДЛ (млн.руб.)
Показатели |
2009г |
2010г | ||||||
Прогноз |
Факт |
Темп роста, % |
Абсолют. отклонение, +/- |
Прогноз |
Факт |
Темп роста, % |
Абсолют. отклонение, +/- | |
1 |
2 |
3 |
4=3/2* 100 |
5=3-2 |
6 |
7 |
8=7/6 *100 |
9=7-6 |
Строительные материалы в действ.ценах в сопостав. ценах |
1186,7 1186,7 |
1226,1 1226,1 |
103,3 103,3 |
39,4 39,4 |
1724,9 1379,92 |
1944 1552,2 |
112,7 112,5 |
219,1 172,28 |
Краски в действ.ценах в сопостав. ценах |
1048 1048 |
1064,8 1064,8 |
101,6 101,6 |
16,8 16,8 |
1834,6 1467,68 |
1855,9 1484,72 |
101,2 101,2 |
21,3 17,04 |
Металлопродук-ция в действ.ценах в сопостав. ценах |
34 34 |
34,2 34,2 |
100,6 100,6 |
0,2 0,2 |
37,9 30,32 |
38,9 31,12 |
102,6 102,6 |
1,0 0,8 |
Всего в действ.ценах в сопостав. ценах |
2335,5 2335,5 |
2392,2 2392,2 |
102,4 102,4 |
56,7 56,7 |
3722,1 2977,68 |
3964,2 3171,36 |
106,5 106,5 |
242,1 193,68 |
Оценка отклонений фактических объемов продаж от прогнозируемого уровня за предшествующий и отчетный годы по видам продукции показывает, что динамика фактических объемов продаж относительно прогнозных объемов продаж благоприятна. В предшествующем году фактический объем продаж в целом по предприятию выше прогнозного на 56,7 млн. руб. или 2,4%, в том числе по отдельным видам продукции отклонение фактического объема продаж от прогнозного составляет от 0,3 млн.руб. или 0,4% по реализации металлопродукции до 39,4 млн.руб. или 3,3% по реализации промышленных товаров. В отчетном году фактический объем продаж в целом по предприятию выше прогнозного в действующих суммах на 242,1 млн. руб., а в сопоставимых на 193,68 млн. руб.
Несмотря на то, что относительный показатель общего прогнозного объема продаж на отчетный год был на 55,6% (=3722,1/2392,2-1) выше фактического объема продаж предыдущего года, фактический объем продаж отчетного года превышает прогнозный уровень. Причинами прироста фактических объемов продаж могут быть либо положительные факторы (предприятие вышло на расширяющийся рынок, использовало эффективные методы продвижения товаров, усилило связи с покупателями продукции и т.п.), либо некорректное прогнозирование произошло сознательно (например, если в соответствии с действующим на предприятии положением работники премируются за перевыполнение прогноза). В будущем предприятию требуется не только удержать тенденции к росту объемов оборота, но и как можно более тщательно спрогнозировать деятельность предприятия по объемам закупок, издержкам и т.д., чтобы обеспечить покупателей продукцией в пределах договорных объемов и не создавать напряженного графика работы организации.
Задачей анализа изменения структуры продаж является определение основных товарных групп реализации предприятия и выявление структурных сдвигов в объемах продаж (табл. 2.4).
Таблица 2.4 Структура продаж товаров в предшествующем и отчетном годах в ЧПТУП НИДЛ (отношение объемов продаж по конкретной торговой группы в процентах к общему итогу продаж), %
Вид продукции |
2007г |
2008г |
Абсолютное отклонение фактической структуры отчетного года от | ||||
Прогноз |
Факт |
Прогноз |
Факт |
прогнозной структуры 2010г |
фактической структуры 2010г |
прогнозной структуры 2009г | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 =5-2 |
7 = 5-3 |
8 = 5-4 |
Строительные материалы |
50,8 |
51,3 |
46,3 |
49,0 |
-1,8 |
-2,2 |
2,7 |
Краски |
44,9 |
44,5 |
49,3 |
46,8 |
1,9 |
2,3 |
-2,5 |
Металлопродукция |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
-0,5 |
-0,4 |
0,0 |
Санфаянс |
2,9 |
2,8 |
3,4 |
3,2 |
0,3 |
0,4 |
-0,2 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Анализ изменения структуры продаж за 2009г и 2010г: анализ показывает, что предприятие специализируется на торговле строительными материалами и лакокрасочной продукцией, занимающими в фактической структуре оборота соответственно 51,3 – 49,0% и 44,5 – 46,8%, причем в 2009 году наблюдается тенденция к снижению удельного веса продаж строительными материалами и увеличению удельного веса продаж лакокрасочной продукции. Металлопродукция является вспомогательным (не основными) товарной группой организации - суммарная доля продаж, приходящихся на данную группу, составляет 4,2% (как в предшествующем, так и в отчетном годах).