Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа
Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования.
Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.
Введение
Оптовый товароооборот и методы его прогнозирования.
Анализ оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Заключение
Литература
Приложения
заявки покупателей и структуру оптового товарооборота;
отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).
Для более обоснованного
исследования дел в оптовой
торговле предприятию следует
выполнить анализ рынка
На данном этапе важно
разобрать какие структуры
Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности.
Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.
Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах.
В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.
Так, важно исчислять и
анализировать коэффициент
При анализе необходимо установить
и абсолютное отклонение фактического
количества поставленных товаров от
объёма их поставок по контракту. В
случаях изменения цен
Оптовое предприятие при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать: в какой степени действующие цены могут обеспечить реализацию товаров и услуг; какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах; каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации; каков уровень рентабельности.
Такая политика в области цен может быть признана успешной в том случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить чистую прибыль предприятия.
В процессе анализа товарооборота
и закупок товаров и услуг
нужно разобраться в
На практике предприятие имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий: установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов; установление цен на уровне конкурентов; установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.
В процессе анализа предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота и прибыли.
Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия является:
расчёт влияния на изменение
складского товарооборота изменений
поставок товаров и товарных запасов
(путём использования
изучение показателей эффективности, исчисленных как отношение оптового товарооборота к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);
разработка мер по использованию резервов увеличение товарооборота и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики [2, с. 98].
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов [6, с. 132].
На втором этапе определяются
факторы, которые в прогнозируемом
периоде будут влиять на развитие
того сектора рынка, где работает
оптовое предприятие. Отбираются и
оцениваются количественно
При прогнозирование применяются различные методы – экономики-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.
При разработке прогноза показателей оптового товарооборота используют балансовый метод (увязка между ресурсами и потребностями):
Зн + Пр + Пи + Пд + Пдр = Ор + Во + Мп + Др + Зк, (1.1)
где Зн и Зк - запасы на начало и конец планового периода (норматив);
Пр - закупка товаров внутри республики;
Пдр - закупка товаров у стран ближнего зарубежья;
Пи - поставки товара по импорту;
Пд - закупка товара по дополнительным источникам;
Ор - оптовый товарооборот по реализации;
Во - внутрисистемный товарооборот;
Мп - межгосударственные поставки;
Др - собственные нужды и потери (документальный расход).
Расчёт начинается с: 1) определения
потребности в товарах в
Ор = Рр + Рв + Рвн, (1.2)
где Рр от реализации товаров розничным торговым предприятиям;
Рв -от реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд);
Рвн объём реализации товаров на экспорт и внутриреспубликанские нужды.
Рр = Тр ± ИНЗ – Ппи, (1.3)
где Тр - прогнозирование объёма розничного товарооборота;
ИНЗ - изменение норматива товарных запасов;
Ппи - поступление товаров в розницу помимо оптовой базы;
Рв - с учётом заявок;
Рвн - на уровне заключения договоров и норматива;
Во и Мп - по договорам поставок и специальным соглашениям.
После определения
прогнозируемого значения
Объём потребности в товарах складывается из следующих величин:
П = С – Зн + Нз, (1.4)
где П - потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;
С - прогнозируемый объём спроса на данный товар;
Зн - мобильный товарный запас на начало планируемого периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им;
Нз - норматив товарных запасов, необходимых для бесперебойной торговли и нормализация запасов в опте и у потребителей.
С = Р / Кс, (1.5)
где Р - прогнозируемый объём продаж;
Кс - коэффициент изменения спроса.
Зн=Зк+П-Рт, (1.6)
где Зк - запасы на конец прошлого года (начало текущего);
П - объём поставки в текущем году;
Рт - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме или единицах).
Нз=Нтт * С/Рт или Нз=С * Нn * З/n, (1.7)
где Нтт - норматив товарных запасов текущего периода в стоимостном или количественном выражении;
Нn - плановый норматив в днях оборота;
n - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме или единицах).
После расчёта прогнозируемых
значений объёма и структуры
товарооборота по реализации
приступают к определению
Размер и структура складского товарооборота зависит от:
обеспеченности оптовой базы складскими площадями и ёмкостями;
планов ввода их в действие и выбытия;
сезонности производства и потребления отдельных видов товаров;
сложности ассортимента и необходимости их подсортировки;
размещения и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий;
нормы транзитных отгрузок;
сложившегося удельного веса складского товарооборота [8, с. 89].
Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному ассортименту – транзитный.
По межгосударственному
и внутрисистемному обороту чаще
всего предусматриваются
Прогнозирование оптового товарооборота не является законченным без расчёта нормы товарных запасов.
Завершающим этапом прогнозирования оптового товарооборота является расчёт его товарного обеспечения и определение источников поставок товаров на базу [8, с. 84].
Общий объём закупок:
ОЗ = От с уч + Нз – Зс, (1.8)
где От с уч - оптовый товарооборот с участием базы в расчётах;
Нз - норматив товарных запасов на конец планового периода на складе и в пути;
Зс - запасы на складе и в пути на начало планового периода до поступления товаров на склады:
П=Тскл+Нз-Зн, (1.9)
Т – складской товарооборот,
Нз и Зн – (без запасов товара в пути).
Процесс планирования оптового товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна за другой, и все они взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь. На величину товарооборота оказывает большое влияние количество различных факторов: колебания спроса, уровень инфляции, стабильность и размеры денежных доходов населения и др. [9, с. 92].
В процессе разработки планов
торгового предприятия
При анализе и планировании хозяйственной деятельности оптовой базы используют:
– для общей оценки работы базы – валовой оптовый продукт;
– для анализа и планирования товарных запасов – складской товарооборот;
– для вычисления качественных показателей в процентах к товарообороту (фонд зарплаты, уровень издержек, рентабельности) – товарооборот с участием базы в расчетах, т.е. складской товарооборот плюс транзитный товарооборот с участием в расчетах.
Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:
Овалпл = Орпл + Омрпл + Омгпл + Овсплъ, (1.10)
где Овалпл – плановый объем общего (валового) оптового товарооборота, тыс. руб.;
Орпл – плановый объем оборота по реализации, тыс. руб.;
Омрпл – плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс. руб.;
Омгпл – плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс. руб.
Овалпл = Осклпл + Отрпл, (1.11)
где Осклпл – плановый объем складского оборота, тыс. руб.;
Отрпл – плановый объем транзитного оборота, тыс. руб.
Планирование товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов [1, с. 124].
1 этап. Изучение экономических
предпосылок расчета товарного
обеспечения оборота на
– анализ внешней и внутренней среды оптового предприятия и их изменения в плановом периоде;
– анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;
– анализ состояния и эффективности и использования товарных запасов оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и разрезе ассортимента;
– характеристика выбытия товаров в пределах норм естественной убыли; [1, с. 126].
– оценка тенденции развития объема и удельного веса транзитного оборота в составе общего оптового оборота предприятия;