Оптовый товарооборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования.

Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.

Содержание

Введение
Оптовый товароооборот и методы его прогнозирования.
Анализ оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

Оптовый товарооборот.DOCX

— 141.70 Кб (Скачать)

заявки покупателей и  структуру оптового товарооборота;

отношение оптово-складского товарооборота к розничному и  коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

 Для более обоснованного  исследования дел в оптовой  торговле предприятию следует  выполнить анализ рынка закупок,  оценить его влияние на развитие  торговой деятельности.

На данном этапе важно  разобрать какие структуры выступают  в качестве поставщиков (на основе разовых  или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска  за товар (в момент погрузки или пересечения  границы предприятия, в момент поступления  товаров на предприятие оптовой  торговли), условия транспортировки  и т.п.

Для оптовых предприятий  необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что  позволит лучше формировать предложение  и наращивать объёмы торговой деятельности.

Информация для анализа  рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей – обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

Для оптового предприятия  очень важно глубоко изучать  вопросы поставок товаров. Нужно  не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и  постоянно иметь информацию об объёмах  и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию  промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании  и использовать её в своих интересах.

В каждом отчётном периоде  оптовые предприятия должны изучать  в динамике и в сравнении с  другими предприятиями в той  же зоне деятельности показатели, по которым  можно оценивать качество поставок товаров.

Так, важно исчислять и  анализировать коэффициент выполнения каждого контракта. Он исчисляется  как отношение фактически поставленного  количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в  контракте. Этот же показатель может  исчисляться и в стоимостном  выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. В  случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостную  величину поставок.

Оптовое предприятие при  анализе поставок и оценке их влияния  на товарооборот должно учитывать целый  ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать: в какой степени действующие  цены могут обеспечить реализацию товаров  и услуг; какой объём реализации товаров возможен при сложившихся ценах; каковы средние затраты, которые соответствуют этим объёмам реализации; каков уровень рентабельности.

Такая политика в области  цен может быть признана успешной в том случае, если она позволит восстановить или улучшить позицию  предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить  чистую прибыль предприятия.

В процессе анализа товарооборота  и закупок товаров и услуг  нужно разобраться в маркетинговой  стратегии предприятия и установить имело ли место проникновение  товаров на новый рынок; как происходило  развитие рынка товаров, которыми торгует  оптовая база; какие сегменты рынка  товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в области ценообразования.

На практике предприятие  имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий: установление цен на отдельные товары выше, чем у конкурентов; установление цен на уровне конкурентов; установление цен несколько ниже, чем у конкурентов.

В процессе анализа предприятие  должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия – объёмы товарооборота  и прибыли.

Заключительным этапом анализа  товарооборота оптового предприятия  является:

расчёт влияния на изменение  складского товарооборота изменений  поставок товаров и товарных запасов (путём использования балансовой увязки показателей товарооборота);

изучение показателей  эффективности, исчисленных как  отношение оптового товарооборота  к совокупным или отдельным ресурсам (затратам);

разработка мер по использованию  резервов увеличение товарооборота  и прибыли на данном этапе развития и в предстоящем периоде.

 

1.2 Методы прогнозирования оптового товарооборота

 

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого  предприятия в условиях рыночной экономики [2, с. 98].

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности торгового оптового предприятия. Анализ оптового товарооборота предприятия  в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции  и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы  реализуются товары; каково соотношение  складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; каковы объемы поставок. Анализ оптового оборота включает три раздела: анализ объема и структуры оборота, анализ оптовых закупок (поступления товаров) и анализ товарных запасов [6, с. 132].

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и  оцениваются количественно важные факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозирование применяются различные методы – экономики-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

При разработке прогноза показателей  оптового товарооборота используют балансовый метод (увязка между ресурсами  и потребностями):

 

Зн + Пр + Пи + Пд + Пдр = Ор + Во + Мп + Др + Зк,   (1.1)

 

где Зн и Зк - запасы на начало и конец планового периода (норматив);

Пр - закупка товаров внутри республики;

Пдр - закупка товаров у стран ближнего зарубежья;

Пи - поставки товара по импорту;

Пд - закупка товара по дополнительным источникам;

Ор - оптовый товарооборот по реализации;

Во - внутрисистемный товарооборот;

Мп - межгосударственные поставки;

Др - собственные нужды и потери (документальный расход).

 

Расчёт начинается с: 1) определения  потребности в товарах в разрезе  источников их поступления; 2) рассчитывается объём оптового товарооборота по реализации:

 

Ор = Рр + Рв + Рвн,              (1.2)

 

где Рр от реализации товаров розничным торговым предприятиям;

Рв -от реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд);

Рвн объём реализации товаров на экспорт и внутриреспубликанские нужды.

 

Рр = Тр ± ИНЗ – Ппи,         (1.3)

 

где Тр - прогнозирование объёма розничного товарооборота;

ИНЗ - изменение норматива  товарных запасов;

Ппи - поступление товаров в розницу помимо оптовой базы;

Рв - с учётом заявок;

Рвн - на уровне заключения договоров и норматива;

Во и Мп - по договорам  поставок и специальным соглашениям.

 

 После определения  прогнозируемого значения оптового  товарооборота необходимо определить  ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения  спроса, бесперебойной торговли, нормализации  товарных запасов [7, с. 64].

Объём потребности в товарах  складывается из следующих величин:

 

П = С – Зн + Нз,       (1.4)

 

где П - потребность в товаре конкретного вида на планируемый период;

С - прогнозируемый объём  спроса на данный товар;

Зн - мобильный товарный запас на начало планируемого периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им;

Нз - норматив товарных запасов, необходимых для бесперебойной торговли и нормализация запасов в опте и у потребителей.

 

С = Р / Кс,              (1.5)

 

где Р - прогнозируемый объём продаж;

Кс - коэффициент изменения  спроса.

 

Зн=Зк+П-Рт,      (1.6)

 

где Зк - запасы на конец прошлого года (начало текущего);

П - объём поставки в текущем году;

Рт - ожидаемая продажа в текущем году (в сумме или единицах).

 

Нз=Нтт * С/Рт или Нз=С * Нn * З/n,       (1.7)

 

где Нтт - норматив товарных запасов текущего периода в стоимостном или количественном выражении;

Нn - плановый норматив в днях оборота;

n - ожидаемая продажа в  текущем году (в сумме или единицах).

 

 После расчёта прогнозируемых  значений объёма и структуры  товарооборота по реализации  приступают к определению величины  складского и транзитного оборота  с участием в расчётах.

Размер и структура  складского товарооборота зависит  от:

обеспеченности оптовой  базы складскими площадями и ёмкостями;

планов ввода их в действие и выбытия;

сезонности производства и потребления отдельных видов  товаров;

сложности ассортимента и  необходимости их подсортировки;

размещения и специализации  промышленных, оптовых и розничных  предприятий;

нормы транзитных отгрузок;

сложившегося удельного  веса складского товарооборота [8, с. 89].

Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской  товарооборот, а по простому и крупногабаритному  ассортименту – транзитный.

По межгосударственному  и внутрисистемному обороту чаще всего предусматриваются транзитные отгрузки.

Прогнозирование оптового товарооборота  не является законченным без расчёта  нормы товарных запасов.

Завершающим этапом прогнозирования  оптового товарооборота является расчёт его товарного обеспечения и  определение источников поставок товаров  на базу [8, с. 84].

Общий объём закупок:

 

ОЗ = От с уч + Нз – Зс,       (1.8)

 

где От с уч - оптовый товарооборот с участием базы в расчётах;

Нз - норматив товарных запасов на конец планового периода на складе и в пути;

Зс - запасы на складе и в пути на начало планового периода до поступления товаров на склады:

 

П=Тскл+Нз-Зн,   (1.9)

 

 Т – складской товарооборот,

Нз и Зн – (без запасов товара в пути).

 

Процесс планирования оптового товарооборота, это сложный, последовательный, многоэтапный процесс, стадии которого закономерно следуют одна за другой, и все они взаимосвязаны, между  ними существует балансовая связь. На величину товарооборота оказывает  большое влияние количество различных  факторов: колебания спроса, уровень  инфляции, стабильность и размеры  денежных доходов населения и  др. [9, с. 92].

В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют  задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой  конкретные способы и приемы экономических  расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей  плана, их координации и увязке.

При анализе и планировании хозяйственной деятельности оптовой  базы используют:

– для общей оценки работы базы – валовой оптовый продукт;

 – для анализа и планирования товарных запасов – складской товарооборот;

– для вычисления качественных показателей в процентах к товарообороту (фонд зарплаты, уровень издержек, рентабельности) – товарооборот с участием базы в расчетах, т.е. складской товарооборот плюс транзитный товарооборот с участием в расчетах.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

 

Овалпл = Орпл + Омрпл + Омгпл + Овсплъ,       (1.10)

 

где Овалпл – плановый объем общего (валового) оптового товарооборота, тыс. руб.;

Орпл – плановый объем оборота по реализации, тыс. руб.;

Омрпл – плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс. руб.;

Омгпл – плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс. руб.

 

Овалпл = Осклпл + Отрпл,   (1.11)

 

где Осклпл – плановый объем складского оборота, тыс. руб.;

Отрпл – плановый объем транзитного оборота, тыс. руб.

 

Планирование товарного  обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов [1, с. 124].

1 этап. Изучение экономических  предпосылок расчета товарного  обеспечения оборота на плановый  период, включает в себя:

– анализ внешней  и внутренней среды оптового предприятия и  их изменения в плановом периоде;

– анализ оптового оборота  по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;

– анализ состояния и эффективности  и использования товарных запасов  оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и разрезе  ассортимента;

– характеристика выбытия  товаров в пределах норм естественной убыли; [1, с. 126].

– оценка тенденции развития объема и удельного веса транзитного  оборота в составе общего оптового оборота предприятия;

Информация о работе Оптовый товарооборот