Анализ и прогнозирование оптового товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа и разработка плана товарооборота торгового предприятия ЧТУП «Просперыти».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы товарооборота предприятия оптовой торговли в экономической литературе;
2. Провести анализ товарооборота торгового предприятия ЧТУП «Просперыти»; исследовать факторы, влияющие на изменение товарооборота; исследовать взаимосвязь товарооборота, издержек и прибыли предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1 Сущность товарооборота и его роль в развитии предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды товарооборота………………………………………..5
1.2 Факторы, определяющие товарооборот и резервы его роста……...10
2 Анализ товарооборота ЧТУП «Просперыти» и факторов, воздействующих на его развитие……………………………………………….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Просперыти»……………………………………………………………………17
2.2 Анализ и оценка развития товарооборота ЧТУП «Просперыти»….20
2.3 Анализ влияния факторов на товарооборот ЧТУП «Просперыти»..25
3 Прогнозирование и резервы роста товарооборота ЧТУП «Просперыти»……………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………43
Приложения……………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

docx (4).docx

— 182.90 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….2

1 Сущность товарооборота и его роль в развитии предприятия……………………………………………………………………….5

1.1 Понятие и виды товарооборота………………………………………..5

1.2 Факторы, определяющие  товарооборот и резервы его  роста……...10

2 Анализ товарооборота ЧТУП «Просперыти» и факторов, воздействующих на его развитие……………………………………………….17

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Просперыти»……………………………………………………………………17

2.2 Анализ и оценка развития товарооборота ЧТУП «Просперыти»….20

2.3 Анализ  влияния факторов на товарооборот ЧТУП «Просперыти»..25

3 Прогнозирование и резервы роста товарооборота ЧТУП «Просперыти»……………………………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………..39

Список использованных источников……………………………………43

Приложения……………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Товарооборот  — это важнейший показатель торгового  предприятия. Он характеризует объем потребления материальных благ, выражает экономические отношения, возникающие в процессе движения товаров из сферы производства в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке купли-продажи.

Товарооборот  является важнейшим оценочным показателем  торгового предприятия, измерителем  эффективности деятельности. Объем  продажи товаров характеризует  конкурентные позиции предприятия  на рынке, способность продавать  товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Таким образом, товарооборот – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Поэтому в первую очередь важно изучить состав и структуру товарооборота, необходимо выявить те товарные позиции, которые будут пользоваться максимальным спросом в определенный момент времени в определенном месте, за определенную цену и при этом, приносить прибыль.

Показатели  товарооборота дают возможность  выявить фактическую потребность  в товарах, уровень покупательской способности населения, требования покупателей к товарам, факторы  предпочтения при выборе товаров  потребителями, а также перспективы  изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Анализ  объема продажи товаров позволяет  оценить конкурентные позиции предприятия  на конкретном рынке или его сегменте, определить его возможности и  разработать стратегию дальнейшего  развития.

Планирование  товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли и  расходов предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех ресурсов предприятия. Планирование побуждает руководство предприятия постоянно задумываться о будущем, ставить четкие цели и строить продуманную товарную политику, приводящие к согласованности в работе.

В условиях динамичного развития торговли, внедрения  прогрессивных технологий, обострения конкуренции, как со стороны отечественных, так и зарубежных предприятий  торговли, планирование хозяйственной  деятельности в целом и планирование товарооборота в частности приобретают  особую актуальность. Тщательное планирование товарооборота помогает предприятию  предвидеть изменения внутренней и  внешней среды и оперативно реагировать  на них, а также быть готовым к  непредвиденным обстоятельствам.

Предметом курсовой работы является товарооборот предприятия торговли.

Объект  исследования – торговая организация ЧТУП «Просперыти», расположенная в г. Минск.

Целью курсовой работы является проведение анализа  и разработка плана  товарооборота  торгового предприятия ЧТУП «Просперыти».

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  теоретические основы  товарооборота  предприятия оптовой торговли в экономической литературе;

2.  Провести  анализ товарооборота торгового  предприятия ЧТУП «Просперыти»; исследовать факторы, влияющие на изменение товарооборота; исследовать взаимосвязь товарооборота, издержек и прибыли предприятия;

3.  Разработать  план товарооборота предприятия  и предложить конкретные мероприятия  по увеличению  товарооборота  торговой организации.

Теоретической базой курсовой работы являются научные  труды Басовский, Л.Е, Валевич, Р.П., Басконов, В.В. и других.

Информационную  базу работы составили статистические сборники, а также материал интернет-сайтов.

Методологической  основой курсовой работы является научный  и системный подход; факторный  анализ; планирование осуществлялось с помощью использования метода экстраполяции, метода, основанного  на использовании скользящей средней, метода, основанного на расчете коэффициентов  эластичности, нормативного метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ТОВАРООБОРОТА  И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Понятие и виды товарооборота

 

Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется  общим объемом реализации товаров  населению. При реализации товаров  потребителю производственный продукт  находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует  объем потребления материальных благ, выражает экономические отношения, возникающие в процессе движения товаров из сферы производства в  сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в  экономических отношениях, связанных  с обменом товаров и услуг  на рынке купли-продажи. Другими  словами, содержание товарооборота  как экономической категории  определяют два признака:

- наличие товара как объекта продажи;

- наличие продажи как формы продвижения товаров от производителя к потребителю.

Только в совокупности два эти признака образуют категорию  «товарооборот» [12, с.16].

В соответствии с Государственным  стандартом, товарооборот – это  объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени [1, с.91].

Товарооборот характеризует  процессы, развивающиеся в сфере  товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические  отношения между производителями  и потребителями.

Товарооборот является важнейшим  оценочным показателем торгового  предприятия, измерителем эффективности  деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов [13, с.124].

Оценка конкурентоспособности  торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота  и позволяет определить потенциальные  возможности предприятия на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии  предприятия, его ассортиментной политики, принятии решений о включении  в ассортимент или снятии различных  товаров с продажи, выработке  оптимальных пропорций товарооборота.

Показатели товарооборота  дают возможность выявить фактическую  потребность в товарах, уровень  покупательской способности населения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также  перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения  товарооборота, но и характеристикой  жизненного цикла товара [1, с. 96].

Товарооборот является показателем  размера предприятия, показателем  денежной выручки за проданные товары, основой для определения потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем отражаются различные  стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его  звеньев.

Товарооборот

Розничный

Оптовый

Товарооборот торгового  предприятия осуществляется в различных  видах и формах. Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот (рисунок 1.1).

 

 

 

Рисунок 1.1  – Виды товарооборота торговых предприятий

Примечание – Источник [13, с.140]

 

Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Основным критерием отнесения товарооборота к оптовому является коммерческий характер использования приобретаемых товаров. Оптовый товарооборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в результате которой товары закупаются и продаются крупными партиями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходят за пределы сферы обращения.

Оптовая реализация товаров  может осуществляться со склада предприятия  или, минуя склад, непосредственно  покупателям. В зависимости от форм товародвижения различают складской и транзитный оптовый товарооборот.

Складской оптовый товарооборот формируется при складской форме товародвижения, за счет оптовой реализации товаров со складов оптовых субъектов.

Транзитный оборот может  осуществляться с участием в расчетах, когда оптовое предприятие выступает  как собственник, оплативший стоимость  товаров. Если предприятие выступает  как посредник и получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то имеет место организуемый транзитный оборот без участия в расчетах.

Сумма складского и транзитного  оборота составляет валовой оптовый  товарооборот [11, с.98].

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям за наличный расчет — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд [11, с.96].

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в  обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи  и в экономических отношениях, связанных с этим обменом.

Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров  от производства до потребителя. Розничная  торговля завершает процесс обращения  товаров: товар из сферы обращения  переходит в сферу потребления.

Классификация розничного товарооборота  схематично представлена на рисунке  1.2.

Розничный товарооборот

По видам оборота

По территориально-организационным признакам

По формам торговли

По структуре оборота

Розничный товарооборот государственной торговли

Продажа продовольст-

венных товаров

Товарооборот  розничной торговли

Товарооборот  общественного питания

Розничный товарооборот в сельской местности

Розничный товарооборот в городе

Розничный товарооборот частной торговли

Продажа непродовольст-венных товаров


 

 

 

Рисунок 1.2 – Классификация  розничного товарооборота

Примечание – Источник [15, с. 96]

 

Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных  населению потребительских товаров  за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, что также учитывается как продажа за наличный расчет [14, с.181].

Реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется  тремя основными показателями, которые  являются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных  пропорций товарооборота, при анализе  и планировании товарооборота. Эти  показатели характеризуют процессы обмена товаров на деньги, переход  товарной массы в сферу потребления, формирование доходов. К этим показателям  относятся:

1. Общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период времени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

2. Состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

Информация о работе Анализ и прогнозирование оптового товарооборота