Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:24, курсовая работа
Придавая большое значение реализации как одной из стадий круговорота хозяйственных средств, торговлю справедливо считают связующим звеном между производителем и потребителем, поэтому показатель товарооборота является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность любой организации. Так как в современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей, то изучать необходимо не только валовой товарооборот, показывающий общие масштабы деятельности, но также и объёмы реализации в разрезе отдельных направлений деятельности субъекта хозяйствования.
Оптовая торговля – самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного обеспечения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, производственно-коммерческого и методологического характера.
Введение
Оптовый товароооборот и методы его прогнозирования.
Анализ оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Резервы роста оптового товарооборота ЧПТУП Нидл
Заключение
Литература
Приложения
Сравнение структуры продаж в предшествующем периоде по факту и в отчетном периоде по прогнозу свидетельствует о том, что организация предполагала снизить долю строительных материалов в объеме продаж и увеличить долю лакокрасочной продукции; фактически качественные изменения в структуре продаж в целом соответствуют намеченным тенденциям, а количественное значение структурных изменений несколько отличается от прогнозируемого.
Объем оптового товарооборота
слагается из суммы продаж товаров
для непосредственного
В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные.
К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса.
Факторы, связанные с товарными
фондами, влияют на объем оптового товарооборота
через изменение величин
где N зап1 - запас товаров на начало отчетного периода;
n
Nn - поступление товаров;
Np – объем оптового товарооборота;
N выб - прочее выбытие товаров;
N зап2 - запас товаров на конец отчетного периода.
Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых.
Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем оптового товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.
Говоря о направлении влияния (+,-), необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.
Особо следует сказать об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ее наличие свидетельствует часто о том, что в торговлю проникли товары, не в полной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчетном периоде.
Влияние на сумму реализации
того или иного слагаемого товарного
баланса измеряется способом цепной
подстановки или путем
Порядок применения способа
цепной подстановки рассмотрим на примере
анализа товарного баланса
Таблица 2.5 - Товарный баланс ЧПТУП НИДЛ за 2009-2010гг. (млн. руб.)
Слагаемые товарного баланса |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
Запасы товаров на начало года N зап1 Поступление товаров Nn |
1546,6
1853,1 |
1707,5
2982,9 |
Всего в приходе с остатком N зап1 + Nn |
3399,7 |
4690,4 |
Реализация товаров N р |
2392,2 |
3964,2 |
Запасы товаров на конец отчетного периода N зап2 |
1007,5 |
726,2 |
Всего в расходе с остатком N р + N зап2 |
3399,7 |
4690,4 |
Имея исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели в формуле количественные, основными из них являются Nзап1 и N n , остальные Nвыб. и N зап2 - производные.
В таблице 2.6 приведены четыре расчета, поскольку требуется определить влияние трех показателей (Nзап1 ; Nn ; Nзап2). В первом (базисном) расчете все показатели предшествующие отчетному году; во втором - начальные запасы товаров фактические, остальные показатели базисные; в третьем - фактическими являются начальные запасы и поступление товаров, остальные показатели базисные; в четвертом - все показатели фактические. При этом следует учесть, что сумму первого и четвертого расчетов можно в готовом виде взять из отчета. Следовательно, практически проводятся лишь два промежуточных расчета.
Таблица 2.6 - Исчисление объема продаж при различных слагаемых товарного баланса (млн.руб.)
№ расчета |
Обозначение |
Числовое значение слагаемых товарного баланса | |||
N зап1 |
N n |
N зап2 |
N р | ||
1. |
N р 1 |
1546,6 |
1853,1 |
1007,5 |
2392,2 |
2. |
N р 2 |
1707,5 |
1853,1 |
1007,5 |
2553,1 |
3. |
N р 3 |
1707,5 |
2982,9 |
1007,5 |
4528,5 |
4. |
N р 4 |
1707,5 |
2982,9 |
726,2 |
3964,2 |
На сумму оптовой реализации товаров повлияли изменения различных элементов товарного баланса следующим образом:
Начального запаса товаров Nр2 - Nр1 = 1707,5 – 1546,6 = 160,9 млн. руб.
Поступления товаров Nр3 –Nр2= 2982,9 – 1853,1 = 1129,8 млн. руб.
Конечного запаса товаров Nр4 – Nр3 = 726,2 – 1007,5 = -281,3 млн. руб
Общее отклонение Nр4 – Nр1 = 3964,2 – 2392,2 = 1572,0 млн. руб.
Величина отклонения (+1572,0 млн.руб.) должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции
(160,9 + 1129,8 +281,3 = 1572,0 = 1572,0). Такой
баланс отклонений является
В случаях, когда формула,
отражающая зависимость между обобщающим
показателем и показателями-
Сделанные расчеты показывают, что первый и второй показатели влияют на объем реализации товаров положительно; третий показатель - отрицательно.
Выявленные отклонения показывают, что на объем оптового товарооборота значительно влияет объем поступления товаров, что естественно. Количественные параметры поступления товаров и их реализации выражаются, как правило, числами одного порядка.
Взвешивая степень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для данного отчетного периода. Для предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком положительно сказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.
Но сам факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива - явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норматива или отклоняться от него незначительно (если, разумеется, норматив определен правильно).
Запасы в торговле как
составная часть материальных ресурсов
призваны обеспечить соответствие спроса
и предложения, совершенствование
ассортимента товаров. Формирование ассортимента
товаров связано с
Товарный запас - это масса
товаров, находящихся в сфере
обращения с момента
Необходимость образования запасов объясняется условиями транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.
Размеры товарных запасов
должны находиться в определенном соответствии
с размером товарооборота. Для осуществления
бесперебойного товарооборота в
каналах товарного обращения
все время должен находиться достаточный,
оптимальный товарный запас (с учетом
того, что ассортимент его в
максимальной степени должен быть приближен
к спросу). Как чрезмерное наличие
запасов, так и их недостаточность
приносят экономический ущерб
Анализ товарных запасов
начинается с сопоставления фактических
их размеров с установленным нормативом
(если он рассчитывается) как в объемных,
так и удельных показателях на
конкретную дату (по кварталам, месяцам).
Объемные показатели - это сумма
или количество товаров данного
вида, сумма всех товаров; удельные
показатели - это товарные запасы, выраженные
в днях оборота или числом оборотов.
Все эти показатели - моментные, так
как характеризуют состояние
запасов на определенную дату: на начало
и конец отчетного периода
или на какую-либо промежуточную
дату. При анализе
В процессе проведения анализа показатели оборачиваемости сравнивают с данными предшествующих периодов (табл. 2.9) (Приложения 1,2,3).
Таблица 2.7 - Оценка состояния оборачиваемости товарных запасов ЧПТУП НИДЛ
№ п/п |
Показатель |
2007г |
2008г |
Отклонение |
1 |
Среднегодовые товарные запасы |
1627,562 |
1679,446 |
+51,884 |
2. |
Товарооборот |
2392,2 |
3964,2 |
+1572,0 |
3. |
Оборачиваемость товаров, дн. |
244,9 |
152,5 |
-92,4 |
4. |
Скорость товарооборота, оборот. |
1,47 |
2,36 |
+0,89 |
Оборачиваемость товаров увеличилась на 92,4 дня, на это могли повлиять два фактора:
1) изменение остатков запасов;
2) изменение объема продаж.
Методом цепных подстановок
определим их влияние. Вначале осуществим
подстановку количественного
Тогда влияние на оборачиваемость роста запасов составит: 252,7 – 244,9= + 7,8 (дн.), а влияние увеличения оборота по реализации: 152,5 – 252,7 = - 100,2(дн.).
Совокупное влияние факторов составляет: + 7,8 + (- 100,2) = -92,4(дн.).
Ускорение оборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии организации, оно улучшает финансовое состояние, обусловливая относительное высвобождение средств и возможность их вовлечения в хозяйственный оборот.
Чем выше показатель скорости товарооборота, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги.
Все коэффициенты говорят
о том, что деловая активность
предприятия повысилась, возросла эффективность
использования имеющихся
Ко второй группе факторов,
влияющих на объем оптового товарооборота,
относятся трудовые факторы: численность
работников, организация и
Расчет влияния указанных факторов на объем товарооборота рассмотрим (табл. 2.8).
Таблица 2.8 Исчисление объема продаж на одного работника
Показатели |
2009г |
2010г |
Объем розничного товарооборота ( млн.руб.) |
2392,2 |
3964,2 |
Среднесписочное число работников (чел.) |
38 |
35 |
Среднегодовой товарооборот на одного работника (млн.руб./чел.) |
62,9 |
113,3 |