Оценка некотируемых акций предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Акционерное общество. Акционерное общество является организационно-правовой формой существования и функционирования предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций. Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц.
Акционерное общество имеет своей целью совместную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли в интересах акционеров.

Содержание

Анализ проблемы………………………………………………………………………4-20
1.1. Структура предприятий по организационно-правовым формам и формам собственности……………………………………………………………………………4-9

1.2. Котировка акций в РФ. Системы котировки…………………………………...10-16

1.3. Анализ открытых акционерных обществ, акции которых не котируются. Классификация предприятий по соответствующим причинам……………………17-19

1.3.1. Предприятия, находящиеся на грани банкротства…………………...17-18

1.3.2. Бездоходные и малодоходные предприятия………………………….18-19

Предприятия, являющиеся практически закрытыми (при нормальной доходности не выставляют своих акций на продажу)……………...19-19
1.4. Ситуации, требующие оценки некотируемых акций……………………………19-20

Методики, используемые для оценки некотируемых акций………………………20-34
2.1. Сравнительный подход…………………………………………………………..20-26

2.2. Доходные методы………………………………………………………………...26-31

2.2.1. Методика дисконтирования денежных потоков……………………..26-30

2.2.2. Методика капитализации………………………………………………30-31

2.3. Имущественный подход…………………………………………………………31-34

2.3.1. Методика чистых активов……………………………………………...31-33

2.3.2. Методика замещения…………………………………………………...33-34

Расчет стоимости пакета некотируемых акций (стоимость неконтрольного пакета акций)………………………………………………………………………………….34-65
3.1. Описание оцениваемого предприятия, обзор отрасли……………………………34-42 3.2. Финансовый анализ………………………………………………………………….42-54

Выбор и обоснование применяемых методов……………………………………...54-55
Сравнительный подход. Метод рынка капиталов…………………………………..55-57
Доходный подход. Методы дисконтирования денежных потоков
и капитализации…………………………………………………………………………..57-62

Затратный подход……………………………………………………………………62-64
Согласование результатов…………………………………………………………...64-65
Рекомендации по применению результатов работы………………………………..65-65
Основные положения, выносимые на защиту………………………………………65-67
5.1. Возможность применения конкретного метода для решения

конкретной задачи…………………………………………………………………….65-67

5.2. Использованные механизмы сбора, отбора и верификации исходной информации и их эффективность…………………………………………………………………...67-67

5.3. Возможность использования полученных результатов в дальнейшей практике оценочной деятельности……………………………………………………………...67-67

6. Литература……………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

диплом по оценке.doc

— 996.00 Кб (Скачать)

     Покупая ценные бумаги малодоходных предприятий  по небольшой цене, инвестор, не используя  больших финансовых средств может приобрести значимые с точки зрения контроля пакеты акций. Неоспоримое преимущество инвестора в таких сделках  заключается в том, что инвестор не сможет потерять средства от падения цены на акции – ниже они уже не будут. В дальнейшем в зависимости от ситуации на рынке и конкретного положения предприятия, которое возможно стало малодоходным вследствие неэффективного менеджмента, инвестор может использовать эти акции для перепродажи, передела собственности, приобретения контроля над предприятием, ситуация на котором может быть изменена и с помощью его же адекватных решений.

     Следуя  данным рассуждениям можно говорить о том, что операции с акциями  малодоходных и бездоходных предприятий, условно называемые «некотируемыми»  могут быть гораздо более эффективными по сравнению со сделками с акциями котировального листа №1. 
 

      1. Предприятия, являющиеся практически  закрытыми (при нормальной доходности не выставляют своих акций на продажу)
 

     К «некотируемым» акциям с полным правом можно отнести акции, которые не продаются на открытом рынке, несмотря на то, что  организационно-правовая форма предприятий их выпустивших подразумевает их продажу. Речь идет об открытых акционерных обществах, фактически являющихся закрытыми. В условиях отсутствия рыночных котировок акций, ограниченного числа владельцев, адекватными методами оценки могут быть только методы оценки некотируемых акций. 

    1. Ситуации, требующие оценки некотируемых акций
 

     В пунктах 1.3.1. – 1.3.3. были перечислены  типы открытых акционерных обществ, акции которых, если и имеют котировки на открытом рынке, то не всегда можно гарантировать их адекватность – если речь идет о предприятиях, находящихся на грани банкротства или бездоходных и малодоходных. В этих случаях наряду с оценкой некотируемых акций можно использовать и  существующие котировки таких акций с соответствующими поправками и весом в согласовании расчетов.

      Случай, касающийся открытых акционерных обществ, фактически являющихся закрытыми:  с отсутствием акций предприятия  на открытым рынке, ограниченном и неменяющимся в относительно длительном периоде времени количестве владельцев, без колебаний требует единственно оценки методами приемлемыми для некотируемых акций. 

  1. Методики, используемые для  оценки некотируемых акций
    1. Сравнительный подход

Основные  положения

1. Оценка  стоимости объекта оценки с  применением методов сравнительного  подхода проводится путем сравнения  (сопоставления) объекта оценки  с аналогичными объектами, в  отношении которых имеется информация  о ценах сделок с ними, или  с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.

     Проводимое  оценщиком сравнение должно быть обоснованным, в том числе должно обеспечивать достоверность выводов, основанных на результатах сравнения.

2. Источниками  информации о ценах сделок  с аналогичными объектами являются прежде всего:

  • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли) в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;
  • данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля;
  • данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом;

3. В  зависимости от наличия и доступности  информации, характеристик объекта  оценки, предмета и условий предполагаемой  сделки с объектом оценки в  рамках сравнительного подхода оценщиком применяются следующие методы:

  • метод компании-аналога;
  • метод сделок;
  • метод отраслевых коэффициентов;
  • метод предыдущих сделок с объектом оценки.

4. При  применении метода компании-аналога  и метода сделок оценщик осуществляет  следующие действия:

  • проводит сбор и обработку информации, необходимой для определения возможных аналогов объекта оценки, выбора из их числа аналогов объекта оценки и расчета ценовых мультипликаторов;
  • определяет возможные аналоги объекта оценки;
  • отбирает из числа возможных аналогов объекта оценки аналоги объекта оценки, обосновывая такой выбор;
  • определяет цены аналогов объектов оценки, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов;
  • определяет состав используемых в расчетах ценовых мультипликаторов и обосновывает их выбор;
  • определяет базу сравнения по объекту оценки и аналогам объекта оценки по каждому из выбранных ценовых мультипликаторов;
  • производит необходимые корректировки на отличия между объектом оценки и аналогами объекта оценки, как правило, на основе сравнительного анализа количественных характеристик объекта оценки и аналогов объекта оценки;
  • производит расчет ценовых мультипликаторов по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора;
  • производит расчет стоимостей объекта оценки как произведение ценового мультипликатора по каждому аналогу объекта оценки, используемому при расчете конкретного ценового мультипликатора, на соответствующую базу сравнения объекта оценки;
  • обобщает результаты расчетов стоимостей объекта оценки при использовании различных ценовых мультипликаторов и аналогов объекта оценки и обосновывает их обобщение;
  • определяет соответствие полученных результатов используемым принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям сделки, анализирует достаточность и достоверность используемой информации и делает вывод о степени применимости полученного результата при выведении итоговой величины стоимости объекта оценки.

5. Для  обеспечения достоверности результатов  оценки оценщик должен обеспечить репрезентативность выбора аналогов объекта оценки и другой используемой информации. Применение метода компании-аналога допускается в случае использования как минимум трех аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору, метода сделок — как минимум двух аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору.

Определение аналогов объекта  оценки при использовании  метода компании-аналога  и метода сделок

1. Для  определения возможных аналогов  объекта оценки и выбора из их числа аналогов объекта оценки оценщик осуществляет сбор и обработку информации об отрасли (подотрасли), к которой принадлежит объект оценки, ценах сделок с возможными аналогами объекта оценки, экономической, социальной и политической ситуации в стране (регионе) местонахождения объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки, финансовой отчетности объекта оценки и возможных аналогов объекта оценки за ретроспективный период не менее 3 лет, а также другой необходимой для проведения оценки информации.

2. Если  необходимая информация отсутствует  или является недоступной, неполной, недостаточно подтвержденной или  имеется за меньший период  времени, оценщик отражает данный  факт в отчете, анализирует и  обосновывает использование такой  информации и влияние ее использования на достоверность результатов оценки.

3. Необходимым  критерием отнесения возможного  аналога объекта оценки к аналогу  объекта оценки является принадлежность  объекта оценки и возможного  аналога объекта оценки к одной  отрасли (подотрасли) или к отраслям (подотраслям), характеризующимся сходными экономическими характеристиками и закономерностями развития.

     В случае выбора аналога объекта оценки, принадлежащего к другой отрасли (подотрасли) оценщик должен обосновать такой  выбор, а также при проведении расчетов с использованием ценовых мультипликаторов или иным образом учитывающих взаимосвязь между ценами сделок и основными финансовыми, производственными и другими характеристиками объекта оценки, обосновать в отчете наличие такой взаимосвязи по каждой из применяемых в расчетах характеристиках.

     При выборе аналога объекта оценки оценщик  должен учитывать степень достаточности  и достоверности информации об аналоге  объекта оценки;

4. Критериями  сходства объекта оценки и  возможного аналога объекта оценки также являются:

  • сходство возможного аналога объекта оценки с объектом оценки по основным финансовым и производственным характеристикам, в том числе по
  • размеру (выручке от производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, остаточной балансовой стоимости активов, численности персонала и т.д.), ассортименту и стадии жизненного цикла выпускаемой продукции, товарной и территориальной диверсификации, технологической и технической оснащенности и перспективам развития.
  • сопоставимость предполагаемой сделки с объектом оценки и сделки с аналогом объекта оценки, в том числе по форме сделки, условиям финансирования (привлечение заемных средств и т.д.), форме и условиям оплаты, времени совершения сделки;
  • риски, присущие объекту оценки и аналогу объекта оценки;
  • другие качественные и количественные характеристики, присущие объекту оценки и возможным аналогам объекта оценки.

5. Как  правило, возможный аналог объекта  оценки не признается аналогом  объекта оценки, если он по  анализируемым критериям значительно (как правило, в два и более раза по основным количественным критериям) отличается от объекта оценки.

6. Отличия  между объектом оценки и возможными  аналогами объекта оценки, указанные  в настоящем пункте, должны быть  учтены оценщиком, путем внесения соответствующих корректировок в цены сделок с аналогами объекта оценки.

Выбор и расчет ценовых  мультипликаторов при  использовании метода компании-аналога  и метода сделок

1. Оценщик  осуществляет и отражает в  отчете корректировку цен аналогов  объектов оценки, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов, на наличие в ценах аналогов объектов оценки каких-либо обстоятельств, не свойственных обстоятельствам формирования цены на объект оценки.

2. При  выборе базы сравнения для  расчета ценовых мультипликаторов оценщик должен соблюдать следующие требования:

  • ценовой мультипликатор должен давать существенную информацию относительно стоимости объекта оценки;
  • исходная информация должна быть сопоставима по единицам измерения, времени для аналогов объекта оценки и объекта оценки и быть максимально приближена к дате проведения оценки;
  • если используются усредненные данные, то рассматриваемые период времени и метод усреднения должны соответствовать друг другу;
  • все расчеты должны проводиться одинаковым образом для аналогов объекта оценки и объекта оценки;
  • провести корректировки по необычным и чрезвычайным позициям;
  • выбранные ценовые мультипликаторы должны учитывать различия в риске для объекта оценки и его аналогов.

3. В  случае применения в рамках  метода компании-аналога и метода сделок расчетов иным образом учитывающих взаимосвязь между ценами сделок и основными финансовыми, производственными и другими характеристиками объекта оценки, оценщик отражает и обосновывает в отчете проведенные им расчеты способом, позволяющим установить их соответствие используемым принципам оценки, другим закономерностям и обстоятельствам, лежащим в основе формирования цены объекта оценки.

Метод компании-аналога 

1. Метод  компании-аналога, как правило,  применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является неконтрольным.

2. Источником  информации о ценах сопоставимых  сделок с аналогами объекта  оценки являются данные о ценах  сделок с акциями и другими  ценными бумагами, совершаемых на  открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли), в случае если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля.

  1. В случае если объектом оценки является контрольное участие оценщик должен осуществить корректировку в размере премии за контрольное участие.
 
 

Метод сделок

1. Метод  сделок, как правило, применяется  в случае, когда размер оцениваемого  участия в уставном (складочном) капитале является контрольным. 

  1. Источником информации о ценах сопоставимых сделок с аналогами объекта оценки являются:

    - данные  о ценах сделок с акциями  и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах,  в случае если объект такой  сделки предоставляет его владельцу  все или некоторые полномочия контроля;  
    - данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом.

3. В  случае если объектом оценки  является неконтрольное участие,  оценщик должен осуществить корректировку  в размере скидки за неконтрольное участие.

Метод отраслевых коэффициентов 

1. Источником  информации являются, как правило,  данные специализированных отраслевых  исследований (обзоров), составленных  на основе анализа не менее  чем половины предприятий данной  отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым.

Информация о работе Оценка некотируемых акций предприятий