Оценка некотируемых акций предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

Акционерное общество. Акционерное общество является организационно-правовой формой существования и функционирования предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций. Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц.
Акционерное общество имеет своей целью совместную хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли в интересах акционеров.

Содержание

Анализ проблемы………………………………………………………………………4-20
1.1. Структура предприятий по организационно-правовым формам и формам собственности……………………………………………………………………………4-9

1.2. Котировка акций в РФ. Системы котировки…………………………………...10-16

1.3. Анализ открытых акционерных обществ, акции которых не котируются. Классификация предприятий по соответствующим причинам……………………17-19

1.3.1. Предприятия, находящиеся на грани банкротства…………………...17-18

1.3.2. Бездоходные и малодоходные предприятия………………………….18-19

Предприятия, являющиеся практически закрытыми (при нормальной доходности не выставляют своих акций на продажу)……………...19-19
1.4. Ситуации, требующие оценки некотируемых акций……………………………19-20

Методики, используемые для оценки некотируемых акций………………………20-34
2.1. Сравнительный подход…………………………………………………………..20-26

2.2. Доходные методы………………………………………………………………...26-31

2.2.1. Методика дисконтирования денежных потоков……………………..26-30

2.2.2. Методика капитализации………………………………………………30-31

2.3. Имущественный подход…………………………………………………………31-34

2.3.1. Методика чистых активов……………………………………………...31-33

2.3.2. Методика замещения…………………………………………………...33-34

Расчет стоимости пакета некотируемых акций (стоимость неконтрольного пакета акций)………………………………………………………………………………….34-65
3.1. Описание оцениваемого предприятия, обзор отрасли……………………………34-42 3.2. Финансовый анализ………………………………………………………………….42-54

Выбор и обоснование применяемых методов……………………………………...54-55
Сравнительный подход. Метод рынка капиталов…………………………………..55-57
Доходный подход. Методы дисконтирования денежных потоков
и капитализации…………………………………………………………………………..57-62

Затратный подход……………………………………………………………………62-64
Согласование результатов…………………………………………………………...64-65
Рекомендации по применению результатов работы………………………………..65-65
Основные положения, выносимые на защиту………………………………………65-67
5.1. Возможность применения конкретного метода для решения

конкретной задачи…………………………………………………………………….65-67

5.2. Использованные механизмы сбора, отбора и верификации исходной информации и их эффективность…………………………………………………………………...67-67

5.3. Возможность использования полученных результатов в дальнейшей практике оценочной деятельности……………………………………………………………...67-67

6. Литература……………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

диплом по оценке.doc

— 996.00 Кб (Скачать)
 

     Объективная оценка стоимости бизнеса требует применения трех подходов оценки:

     Доходного – для оценки перспектив данного  бизнеса приносить доход;

     Затратного  – для оценки состоятельности  ведения данного бизнеса в  прошлом;

     Сравнительного  – для оценки настоящих возможностей бизнеса.

В рамках доходного подхода применены  два метода – метод Дисконтирования Денежных Потоков (ДДП-DCF) и капитализации. Оба из них являются адекватными для применения по следующим причинам:

  • несмотря на то, что предприятие было организовано в 1999 г. в настоящих экономических условиях  и соответствующем экономическом горизонте данный период безубыточного функционирования вполне можно считать достаточным для оценки предприятия как стабильного;
  • предприятие вышло на проектные мощности уже в 2000 г. (с этого года проведен финансовый анализ);
  • деятельность предприятия достаточно хорошо предсказуема: устоявшиеся темпы роста  объема реализации услуг и других показателей,  устойчивая, умеренно растущая клиентская база.

Для осуществления  сравнительного подхода в оценке применен метод рынка капиталов:

  • метод предполагает сравнение одной акции, что как нельзя лучше отвечает целям оценки миноритарного пакета;
  • предприятие является фактически закрытым,  с момента его образования никаких сделок с его собственными акциям не производилось, в силу сложившейся ситуации на региональном рынке связи, найти сопоставимые сделки для адекватного сравнения с оцениваемым предприятием если и можно, то величина корректировок превысит допустимые пределы.

    Для осуществления имущественного (затратного) подхода из существующих методик применена только методика оценки чистой балансовой стоимости активов. Произошло это по следующим причинам:

     - в настоящей оценке оценивается  пакет обыкновенных акций ОАО  «Мобильная связь Урала» объемом  в 21%, который не является ни контрольным, ни блокирующим;

     - заказчик оценки, являясь миноритарным  акционером, не имеет доступа  к полной финансовой, управленческой, производственной отчетной информации.

     Следовательно, во избежание возможных неправильных толкований истинной стоимости активов, находящихся на балансе предприятия, принято целесообразным произвести оценку  активов только методом балансовых чистых активов.  Которой, однако,  в итоговом расчете стоимости пакета акций результату расчету по данному методу присвоен наименьший ранг значимости. 

    1. Сравнительный подход – метод  рынка капиталов

По результатам  предварительного анализа региональных предприятий связи аналогичных  видов деятельности были определены компании-аналоги оцениваемого предприятия  с сопоставимыми финансовыми показателями (табл. 4.4.1.)

                           Компании-аналоги

                                                           Таблица 4.4.1.

Компания - аналог Валюта  баланса Доля  ОС Доля  об. средств Доля  убытков Доля  СК Доля  ЗК
ОАО

Уралсвязьинформ

2003

311 210 15 70 - 11 89
2002 290 500 14,1 81 - 6 94
2001 284 100 14,2 79 1,2 3,9 96,1
ОАО Электросвязь

2003

259 300 19 80,2 - 10,1  
89,9
2002 240 412 18 78,9 - 2,6 97,4
2001 210 230 17,5 79,1 - 2,4 97,6
ОАО УВК

2003

315 200 16,1 78,2 - 12,1 87,9
2002 298 000 14,2 78,6 - 10,5 89,5
2001 245 120 
13 81,2 - 0,75 99,25
Компания - аналог Валюта  баланса Доля  ОС Доля  об. средств Доля  убытков Доля  СК Доля  ЗК
ОАО БМ ТЕЛЕКОМ

2003

458 213 22,1 77,7 - 9 91
2002 412 300 21,3 78,7 5,4 5,4 94,6
2001 358 600 20,1 79,1 3,2 3,2 96,8

    Рыночная  стоимость акций  компаний-аналогов на дату оценки

На  дату оценки ОАОУралсвязьинформ ОАО Электросвязь ОАО УВК ОАО БМ ТЕЛЕКОМ
цена  одной обыкновенной акции 12,5 6,8 4,3 13,1
количество  обыкновенных акций 98 000,0 115 000,0 128 000,0 104 000,0
капитализация в тыс. долл. 1 225 000,0 782 000,0 550 400,0 1 362 400,0

    Соотношение рентабельности продаж компаний-аналогов

Компании ROS p/s ранг
ОАОУралсвязьинформ 12,10% 2,15 3
ОАО Электросвязь 10,60% 4,5 4
ОАО УВК 18,10% 3,8 1
ОАО БМ ТЕЛЕКОМ 15,40% 2,1 2
оцениваемая компания - ОАО "Мобильная связь Урала" 11,20% 3,245  
Средний ROS 3,245

    Соотношение рентабельности собственного капитала компаний-аналогов

Компании ROE p/E ранг
ОАОУралсвязьинформ 32% 6,4 2
ОАО Электросвязь 34% 7,2 1
ОАО УВК 27% 5,4 4
ОАО БМ ТЕЛЕКОМ 25% 5,8 3
оцениваемая компания - ОАО "Мобильная связь Урала" 28% 5,9  
Средний ROE 5,9

    Соотношение рентабельности активов  компаний-аналогов

 
Компании ROA p/A ранг
ОАОУралсвязьинформ 5,7% 0,69 1
ОАО Электросвязь 5,2% 0,58 2
ОАО УВК 2,5% 0,48 3
ОАО БМ ТЕЛЕКОМ 2,1% 0,39 4
оцениваемая компания - ОАО "Мобильная связь  Урала" 2,6% 0,485  
Средний ROE 0,485
 

     В связи с тем, что как оцениваемая  компания, так и компании-аналоги, являются телекоммуникационными предприятиями  с различными видами услуг, специфические  мультипликаторы не применяются.

    Расчет 100% стоимости оцениваемой  компании

Наименование  показателя Значение  показателя, 2003 г. Значение  мультипликатора Итоговая  величина стоимости Вес
Выручка, тыс. долл. 1563,4 3,245 5 073,23  
Собственный капитал, тыс. долл. 662,5 5,9 3 908,75  
Прибыль, тыс. долл. 184,3 0,485 89,39  
Стоимость 100% среднеарифметическая 3 023,79
Итого, стоимость пакета акций 21%, тыс. долл. 635,00
Итого, стоимость пакета акций 21% методом рынка капиталов, тыс. руб. 18 108,81
 
    1. Доходный  подход
 

      Метод дисконтирования  денежных потоков 

      Для адекватного прогнозирования выручки  предприятия и других денежных потоков  базовым принят 2001 год за прошедший  анализируемый период: в связи  с тем, что в телекоммуникационной отрасли и услугах связи в  балансе на 1 января текущего года не отражаются полностью все доходы, полученные по итогам истекшего года (специфика получения выручки за услуги связи). Темп роста выручки по годам принят – 1,2, что соответствует планируемому и прогнозируемому предприятиями отрасли темпу роста тарифов.

      Темп  роста заработной платы соответствует  темпу роста евро по отношению  к рублю за 2003 год – 1,15, поскольку  именно он по данным ведущих рейтинговых  агентств соответствует усредненному темпу роста цен на потребительском  рынке и темпу роста заработных плат на предприятиях, соответствующих оцениваемому.

      Темп  роста остальных затрат соответствует  темпам роста затрат выявленных в  финансовом анализе постатейно.

      В 2005 году предприятие планирует покупку  оборудования на 31 000 тыс. руб., а в 2006 году – покупку нематериальных активов, а именно ядра программного обеспечения для связевого оборудования на 35 000 тыс. руб., что соответствующим образом учтено в прогнозируемых денежных потоках предприятия.

      Ставка  дисконтирования для осуществления метода дисконтирования денежных потоков получена способом кумулятивного построения, в котором к безрисковой ставке дисконтирования добавляются риски, выявленные для данного предприятия в результате анализа:

Ставка  дисконтирования  – метод кумулятивного построения 

Наименование  риска* Величина  риска Примечание
Безрисковая ставка дохода 18 Согласно ставке ЦБ РФ
Размер  компании, % 3 Для телекоммуникационного  рынка компания относится к разряду  «средний маленький», что увеличивает  риск поглощения, который однако, низок в Уральском регионе из-за недостаточных насыщенности и развитости рынка
Уровень финансовой устойчивости, % 5 Форма организации  бизнеса и денежных потоков предприятия  такова, что уровень финансовой устойчивости предприятия низок по сравнению с принятыми в финансовом анализе стандартами, однако это соответствует принятой финансовой политике и некритично для отрасли услуг в принципе.
Наименование  риска* Величина  риска Примечание
Товарная  и территориальная диверсификация, % 0 Управление  компанией с самого начала ее существования обеспечивает значительную диверсификацию  клиентуры, что также обеспечивается широким спектром предоставляемых услуг. В каждом договоре аккумулируется не более 5-6% от выручки.

Данные  риски принимаются равными 0

Диверсифицируемость клиентуры, %
Уровень прогнозируемости прибылей компании, % 3 В то же время  из-за низкой финансовой устойчивости предприятия уровень прогнозируемости прибыли колеблется
Итого, кумулятивная ставка дисконтирования, % 29  

Информация о работе Оценка некотируемых акций предприятий