Оценка и повышение конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение процесса управления конкурентоспособностью продукции предприятия ОАО «Искож», что определяет последовательное выполнение следующих задач:
 изучение общей характеристики предприятия;
 оценка управления конкурентоспособностью продукции;
 разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
1.1. История создания предприятия 5
1.2. Роль и место предприятия в инфраструктуре и экономике региона 9
1.3. Организационная структура и система управления 11
1.4. Характеристика персонала и оплата труда 14
1.5. Динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности 17
2. Оценка и повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» 26
2.1. Оценка конкурентоспособности продукции 26
2.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия 34
2.3. Эффективность предлагаемых мероприятий 41
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности продукции.doc

— 1.09 Мб (Скачать)
 

    Таблица 16

    Оценка  конкурентоспособности продукции  ОАО «Искож» (эксперт 5)

    Показатель     Вес фактора     Баллы по сегментам рынка     Оценка  по сегментам рынка
    Сегмент 1     Сегмент 2     Сегмент 3     Сегмент 1     Сегмент 2     Сегмент 3
    Имидж товара (фирмы)     0,1     10     10     9     1     1     0,9
    Качество     0,15     10     9     9     1,5     1,35     1,35
    Номенклатура  ассортимента     0,15     9     9     8     1,35     1,35     1,2
    Инновационный потенциал     0,05     9     8     8     0,45     0,4     0,4

    Продолжение таблицы 16

    Цена     0,1     9     7     7     0,9     0,7     0,7
    Маркетинговые исследования     0,1     8     7     6     0,8     0,7     0,6
    Предпродажная подготовка     0,05     8     7     6     0,4     0,35     0,3
    Стимулирование  сбыта     0,15     6     6     5     0,9     0,9     0,75
    Реклама     0,1     6     6     5     0,6     0,6     0,5
    Послепродажное  обслуживание     0,05     5     5     5     0,25     0,25     0,25
    Итого     1                       8,15     7,6     6,95
 

    Данные  по оценкам факторов из таблиц 12-16 сводятся в таблицу 17, при этом рассчитывается среднее значения по 5 экспертам.

    Таблица 17

    Оценка  конкурентоспособности продукции  ОАО «Искож» по всем экспертам 

    Показатель     Оценка  по сегментам рынка
    Сегмент 1

    (Приволжский  ФО)

    Сегмент 2 (росс.рынок)     Сегмент 3 (СНГ)
Имидж товара (фирмы)     1     0,94     0,9
Качество     1,5     1,38     1,35
Номенклатура  ассортимента     1,44     1,35     1,26
Инновационный потенциал     0,45     0,41     0,39
Цена     0,86     0,78     0,7
Маркетинговые исследования     0,76     0,76     0,66
Предпродажная подготовка     0,38     0,37     0,33
Стимулирование  сбыта     0,93     0,81     0,78
Реклама     0,62     0,54     0,52
Послепродажное  обслуживание     0,29     0,25     0,25
Итого     8,23     7,59     7,14
 

    На  основе данных таблицы 17 построим многоугольники конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» по анализируемым сегментам рынка (рис. 1-3). 

    

    Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» на рынке Приволжского федерального округа 

    

    Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» на российском рынке 
 

    

    Рис. 3. Многоугольник конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» на рынке стран СНГ 

    Анализ  таблицы 17 и рис. 1-3 позволяют сделать следующие выводы:

    1) наиболее конкурентоспособной продукция ОАО «Искож» является на Приволжского федерального округа, на российском рынке и рынке стран СНГ ее конкурентоспособность снижается;

    2) наименее конкурентоспособными факторами продукции ОАО «Искож» на всех рынках являются факторы, связанные с маркетинговыми свойствами продукции: маркетинговые исследования, предпродажная подготовка, стимулирование сбыта, реклама, послепродажное обслуживание.

    Основные  преимущества и проблемы конкурентоспособности  продукции представлены в таблице  18.

Таблица 18 - Основные преимущества и проблемы конкурентоспособности продукции

    Преимущества     Недостатки
    Высокий уровень качества продукции по сравнению  с конкурентами     Более удаленное положение от основных потребителей продукции
    Широкая номенклатура     Низкий  уровень системы сбыта в основных районах потребления продукции
    Хороший уровень ОПФ      
 

    Таким образом, предприятию необходимо предпринимать  меры по устранению данных недостатков. А именно совершенствовать систему сбыта в основных районах потребления.

    2.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия

 

    Оценка конкурентоспособности продукции позволяет предложить следующую стратегию повышения конкурентоспособности продукции предприятия – стратегию сфокусированной дифференциации, направленную на повышение стимулирования сбыта продукции.

    Мероприятий по реализации данной стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия представлены в таблице 19.

Таблица 19 - Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия

    Мероприятие     Результат
    1. Выбор наиболее оптимального сегмента рынка с целью укрепления конкурентной позиции продукции предприятия     Обоснование  выгодности того или иного сегмента для открытия фирменных магазинов
    2. Создание новых каналов сбыта на данном сегменте     Открытие  фирменных магазинов
    3. Продвижение продукции предприятия     Выбор оптимального варианта всех элементов товародвижения с учетом требования потребителей.
 

    1. Для выбора наиболее оптимальных сегментов рынка работы предприятия рассмотрим методику оценки выгодности сегментов на основе сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система показателей (ССП) представляет собой инструмент стратегического и оперативного управления, который позволяет связать цели компании с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии [29, c.18].

    С точки зрения показателей сбалансированность заключается в балансе между  финансовыми и нефинансовыми  показателями, между результатами (показателями, отражающими достижения компании на определенный момент времени) и факторами достижения результатов (показателями, отражающими способы достижения результатов). Влияние факторов достижения результатов растянуто во времени, т.е. не ограничивается одним периодом. Сбалансированность ССП заключается также в балансе между внешним окружением компании (акционеры, клиенты) и внутренними ее составляющими (персонал, бизнес-процессы).

    В данном случае ССП рассматривается как база для оценки сегментов рынка, на которых работает предприятие, принимая, что стратегическая цель предприятия — достижение оптимальных результатов при работе на рассматриваемых сегментах [29, c.19]. Для выбора наиболее оптимальных сегментов рынка работы предприятия (сегмент 1 – рынок Приволжского федерального округа, 2 – российский рынок, сегмент 3 – рынок стран СНГ) используем следующую систему показателей (таблица 20).

Таблица 20 - Исходные данные для выбора наиболее оптимальных сегментов работы

    № п/п     Показатели     Веса     Сегменты
    1     2     3
    Количественные показатели                  
    1     Емкость рынка (для предприятия), тыс. руб.     0,20     2000     2500     1000
    2     Доля  рынка, занимаемая предприятием, %     0,11     18     13     2
    3     Производственный  потенциал сегмента для предприятия, тыс. руб.     0,08     3800     3000     4200
    4     Затраты на систему сбыта (на данный момент), тыс.руб.     0,09     2800     3200     2100
    5     Дополнительные  затраты на систему сбыта (прогноз на 1 единицу), тыс.руб.     0,06     1750     1420     1300
    6     Уровень риска     0,07     2,3     3,1     4,7
    7     Прибыльность  сегмента, %     0,1     4,25     3,8     2,95
    8     Рентабельность  продаж, %     0,03     25     16     12
    Качественные показатели
    9     Возможность реализовывать продукцию (доступность сегмента)     0,04     7,5     6,9     6,0

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности продукции