Оценка и повышение конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение процесса управления конкурентоспособностью продукции предприятия ОАО «Искож», что определяет последовательное выполнение следующих задач:
 изучение общей характеристики предприятия;
 оценка управления конкурентоспособностью продукции;
 разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
1.1. История создания предприятия 5
1.2. Роль и место предприятия в инфраструктуре и экономике региона 9
1.3. Организационная структура и система управления 11
1.4. Характеристика персонала и оплата труда 14
1.5. Динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности 17
2. Оценка и повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» 26
2.1. Оценка конкурентоспособности продукции 26
2.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия 34
2.3. Эффективность предлагаемых мероприятий 41
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности продукции.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

    На  протяжении многих лет объединение  относится к числу стабильно  работающих предприятий, вносит существенный вклад в экономику Нефтекамска, а также в социально – экономическое развитие всей республики. В 2005 году предприятие награждено дипломом «За значительный вклад коллектива в развитие социального партнерства в республике и активное участие в мероприятиях, организованных Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан».

    На  международных и региональных выставках  объединение постоянно выделяют дипломами, почетными грамотами  и благодарственными письмами за высокое качество и широкий ассортимент  выпускаемой продукции.

    ОАО «Искож» вошло в число победителей республиканского конкурса «Лучший экспортер РБ» по итогам 2006 года. Сегодня полный спектр продукции предприятия пользуется большим спросом практически во всех регионах страны и в странах ближнего зарубежья. Искусственные кожи и обивочные материалы охотно приобретают у нефтекамского предприятия Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан.

    Вместе  с ростом производства ведется большая  работа по улучшению социально-бытовых  условий трудового коллектива. Объединение имеет пять детских садов, два общежития, построено здание общеобразовательной школы.

    ОАО Искож ежегодно выделяет сотни людей  для оказания помощи строителям, а  также и материальные ресурсы. Предприятие  принимает активное участие по благоустройству  в закрепленных за ним районах города: в озеленении, строительстве детских площадок. ОАО «Искож» осуществляет шефство над несколькими школами города.

    1.3. Организационная структура и система управления

 

    Организационная структура предприятия представлена в Приложении А. Рассмотрим подробнее основные и вспомогательные производственные подразделения, административно – управленческий аппарат, службы и отделы предприятия

    Основные  производственные подразделения предприятия  по видам производства представлены в Приложении Б. К вспомогательным производственным подразделениям относятся:

    1) автозаправочная станция (АЗС): предназначена для хранения и заправки нефтепродуктами автотранспортных средств;

    2) котельная: служит для выработки теплоэнергии для собственных нужд предприятия и частично для отопления жилого массива;

    3) автотранспортный цехосуществляет перевозку и доставку заготовок, деталей, полуфабрикатов, комплектующих и покупных изделий;

    4) блок вспомогательных цехов включает в себя:

  • кузницу для обслуживания и ремонта отдельных частей узлов и деталей машин;
  • сварочный участок для восстановления элементов конструкций автомобилей методом сварки штучными электродами.
  • аккумуляторную для зарядки аккумуляторов,, устанавливаемых на электрокары.
  • складские помещения для хранения готовой продукции;

    5) компрессорная: служит для искусственного охлаждения воды воздуха - охладителей центральных кондиционеров.

    6) ремонтно–строительный цех.

    Административно – управленческий аппарат. Высшим органом правления являются общее собрание акционеров и Совет директоров. Члены совета директоров Общества при осуществлении своих прав и исполнения обязанностей должны действовать в интересах Общества, осуществлять свои права и обязанности в отношении Общества добросовестно и разумно.

    Руководство текущей деятельности Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором. К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров Общества.

    Представителем  высшего руководства по качеству является технический директор, который  определяет и решает проблемы в области  качества, контролирует деятельность подразделений в области качества, организует работу по функционированию системы менеджмента качества и непрерывное ее совершенствование, несет ответственность за создание условий для вовлечения персонала в реализацию Политики и Целей в области качества, организацию внутренних аудиторских проверок.

    Заместитель генерального директора по кадрам и быту занимается организацией работы  по подбору, обучению и адаптации персонала.

    Заместитель генерального директора по экономическим и финансовым вопросам осуществляет руководство организаций и совершенствованием экономической деятельности предприятия, направленной на достижение  наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы.

    Заместитель генерального директора по обслуживанию регулирует способы и методы координации отношений предприятия с его поставщиками и клиентами или потребителями в конкурентной среде.

    Заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту осуществляет работу по выявлению и учету потенциальных покупателей на производимую продукцию, налаживание и поддерживание связей с потребителями.

    Заместитель генерального директора по производству организует своевременный выпуск качественной продукции службами предприятия, находящимся в его непосредственном подчинении, обеспечивает внедрение в производство новейших методов и систем планирования и организации производства.

    На  предприятии существуют следующие  службы и отделы:

  1. маркетинговая служба  занимается расширением рынка потребителей, увеличением объёмов реализации продукции, завоевание новых регионов сбыта;
  2. юридический отдел осуществляет решение юридических вопросов внутри организации во внешних связях;
  3. отдел стандартизации и сертификации занимается разработкой, согласованием с потребителями, предоставлением на учетную регистрацию в территориальный орган Госстандарта нормативных документов на продукцию (технические условия);
  4. отдел управления качеством проводит инспекционный контроль качества выпускаемой продукции, анализ статистических данных по выпуску продукции (сортность, несоответствующая продукция), анализ уведомлений от потребителей по качеству продукции и принятие решений по анализу причин возникновения несоответствий, контроль за разработкой, реализацией и оценкой результативности предупреждающих и корректирующих действий;
  5. бухгалтерская служба осуществляет весь комплекс вопросов бухгалтерского учёта и отчетности, контроль за правильностью расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  6. финансовая служба  осуществляет рабату с финансовыми документами, ценными бумагами и финансовыми потоками предприятия;
  7. отдел кадров отвечает за набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям; обучение, разработка программ для обучения трудовыми навыками, требующимся для эффективного выполнения работы;
  8. планово–экономический отдел осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, направленному на  организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.

    1.4. Характеристика  персонала и оплата труда

 

    От  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие  – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и др.

    Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации.

    Изменения в численности персонала можно наблюдать в таблице 1. 
 
 

Таблица 1 - Анализ текучести промышленно-производственного персонала ОАО «Искож»

    Наименование  показателя     2008г.     2009г.     Изменение (+;-)
1. Списочная  численность персонала, чел.     2837     3156     319
2. Количество  принятого на работу персонала,  чел.     542     758     216
3. Количество  уволенного с работы персонала,  чел.     498     724     226
4. Количество  уволившихся по собственному  желанию, за нарушение трудовой  дисциплины и в связи с выходом  на пенсию, чел.     265     274     9
5. Количество  работников, проработавших весь  год чел.     8793     9122     329
6. Коэффициент  оборота по приему (п.2/п.1)     0,06     0,08     0,02
7. Коэффициент  оборота по выбытию (п.3/п.1)     0,056     0,079     0,023
8. Коэффициент  текучести кадров (п.4/п.1)     0,029     0,03     0,001
9. Коэффициент постоянства персонала (п.5/п.1)     0,99     0,99     -
10. Коэффициент  замещения (п.2-п.3/п.1)     0,005     0,004     -0,001
 

    Из  таблицы видно, что наблюдается тенденция увеличения численности работников на ОАО «Искож». Это связано с увеличением объема производства, с введением в эксплуатацию нового завода по производству пассажирских автобусов, расширением ассортимента продукции.

    Полнота использования трудовых ресурсов оценивается по количеству отработанных дней и часов, отработанных одним работником, за анализируемый период времени (таблица 2).

    Как показывают приведенные данные, имеющиеся  трудовые ресурсы предприятие использует достаточно полно. В среднем одним  рабочим отработано 224 дней вместо 229. Фонд рабочего времени в 2007 году больше планового на 80 часов, в 2008 году – на 16 часов, в 2009 году – на 32 часа. 

Таблица 2 - Анализ использования трудовых ресурсов ОАО «Искож»

          2007 год     2008 год     2009 год
план факт откл план факт откл план факт откл
Число календарных дней 365 365 0 366 366 0 365 365 0
Нерабочие дни 112 100 -12 113 110 -3 112 112 0
Целодневные простои       1 +1                         2 +2
Неявки  на работу всего 29 30 +1 29 30 +1 29 23 -6
В т.ч. отпуска 24 20 -4 24 24 0 24 15 -9
по  болезни    5 10 +5    5    6 +1     5    8 +3
Итого раб дней 224 234 +10 224 226 +2 224 228 +4
Средняя продолжит-ть рабочего времени 8 8 - 8 8 - 8 8 -
Фонд  рабочего времени 1792 1872 +80 1792 1808 +16 1792 1824 +32

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности продукции