Оценка и повышение конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение процесса управления конкурентоспособностью продукции предприятия ОАО «Искож», что определяет последовательное выполнение следующих задач:
 изучение общей характеристики предприятия;
 оценка управления конкурентоспособностью продукции;
 разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 5
1.1. История создания предприятия 5
1.2. Роль и место предприятия в инфраструктуре и экономике региона 9
1.3. Организационная структура и система управления 11
1.4. Характеристика персонала и оплата труда 14
1.5. Динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности 17
2. Оценка и повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Искож» 26
2.1. Оценка конкурентоспособности продукции 26
2.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции предприятия 34
2.3. Эффективность предлагаемых мероприятий 41
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности продукции.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

    Информационные  технологии (ИТ) — широкий класс  дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также  создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

    В последнее время под информационными  технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют  дело с использованием компьютеров  и программного обеспечения для  хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

    Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных  научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

    Из  имеющихся на сегодня каналов  предоставления информации наиболее интересными являются каналы передачи информации на машиночитаемых носителях. Причиной этого является тот факт, что технологическое запаздывание информации при передачи ее на традиционных печатных носителях настолько велико, что к моменту поступления к потенциальному пользователю она уже не будет соответствовать реальной ситуации и будет малопригодна для принятия обоснованных управленческих решений. При решении задачи организации доступа к информации очень важным фактором является экономически обоснованное использование дорогостоящих и высокооперативных каналов Internet, и более дешевых, но менее оперативных каналов передачи на машиночитаемых носителях.

    Обеспечить  это можно только современными автоматизированными методиками, базирующимися на основе компьютерных технологий. Крайне важно, чтобы собранная информация была структурирована с учетом потребностей потенциальных пользователей и хранилась в машиночитаемой форме, позволяющей использовать современные технологии доступа и обработки.

    Пока  большая часть информационных систем, присутствующих на рынке, сосредоточена  именно на решении проблем учета  на предприятиях – от бухгалтерских  программ до комплексных корпоративных систем учета.

    Примеры эффективности информационной системы  предприятия, обеспечивающей предоставление своевременной информации - это снижение дебиторской задолженности (за счет упорядочения и своевременности  учета поступлений, платежей, отгрузок, приемок и других операций с контрагентами), точная финансовая оценка инвестиционного бизнес-проекта (рентабельность и срок его окупаемости) на основе достоверных данных, обеспечивающая треть успеха проекта или управление скидками клиентам на основе данных по объемам закупок за прошедшие периоды.  

    3.2. Состав задач, решаемых автоматизированными  системами обработки информации. 
 

    При помощи информационных технологий на предприятии  можно автоматизировать:

  1. Стратегический менеджмент.

    Основным  направлением деятельности стратегического менеджмента  является прогнозирование финансового состояния предприятия во времени. В связи с этим она призвана предусматривать наиболее оптимальные пути развития предприятия с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Сложность учета влияния на деятельность предприятия этих факторов зависит от их неопределенности, неожиданности возникновения и воздействия на деятельность предприятия.

    Использование автоматизированных информационных технологий в стратегическом менеджменте опирается на системно-информационный подход, являющийся теоретико-методологической концепцией ИТ. Системно-информационный подход кардинально изменяет организацию стратегического менеджмента на предприятии, значительно сокращает трудовые и финансовые затраты на обработку информации, повышает точность расчетов и оперативность данных и позволяет осуществить стратегию экономического развития предприятия в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент характеризуется большими объемами оперативной и аналитической информации и объективно предполагает необходимость практически мгновенной реакции системы на изменения со стороны внешней среды.

    2. Логистическую систему.

    Логистика — это системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми  материальными потоками и запасами, финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии. Главной целью использования логистических подходов является обеспечение эффективного в отношении снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей управления.

    В последнее время для разработки информационную систему принято  представлять в виде иерархической  совокупности бизнес-процессов. Информационная система разбивается на крупные бизнес-процессы, которые в свою очередь делятся на более мелкие и т.д. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации. В информационной системе логистики предприятия такими основными бизнес-процессами являются управление закупками, управление запасами, управление физическим распределением.

    Информационные  потоки в современной логистике  формируются по следующим направлениям:

- информация о наличии и местонахождении товаров, сроках, категории заказа, способах отправки, отгрузочных документах, являющаяся необходимым элементом потребительского сервиса;

- оперативная, полная и достоверная информация о запасах в логистической цепи, позволяющая уменьшить потребность в запасах, финансах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса.

    Наличие информации обеспечивает гибкость логистической  системы, указывая, где, когда и как  нужно использовать ресурсы фирмы  для получения конкурентных преимуществ.

    3. Финансовый менеджмент.

    Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляемому объекту могут быть разделены на внутренние и внешние.

    К внутренней относится информация, которая  генерируется в процессе функционирования предприятия и формируется специалистами его различных подразделений — бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, сбыта, финансового отдела и т.д.

    К внешней относится информации о других производителях, возможных потребителях продукции, поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках и рынках капитала, правовых условиях хозяйственной деятельности, общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире. Подобная информация формируется и может быть получена на информационном рынке.

    Технология  решения задач финансового менеджмента  в условиях автоматизации ИТ в  общем случае включает выполнение следующих  процедур: сбор и подготовку информации; обработку, накопление и хранение данных; моделирование данных; формирование результатной информации; передачу информации лицу, принимающему решения; принятие решения.

    4. Управление персоналом.

    Управление  персоналом является средством реализации кадровой политики организации. Термин «кадровая политика» подразумевает систему правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Отсюда следует, что мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации. В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального соотношения процессов обновления и сохранения численности и качественного состава кадров.

    Автоматизированная  информационная система для управления персоналом представляет собой совокупность программно-аппаратных средств и предназначена для автоматизации работы по управлению кадрами на предприятии.

    Цель  автоматизации функций управления — минимизировать затраты труда  по управлению предприятием и создать  максимально благоприятные условия  информационного обслуживания специалистов при подготовке и принятии ими своевременных и обоснованных решений.

    Информационная  система создается с учетом профессионального  использования специалистом всего  набора современных программных  и технических средств, необходимых для оперативного управления и решения аналитических задач управления персоналом.

    Все большую роль в подборе работодателями кадров нужной квалификации и в поисках  работы соискателями вакансий начинает играть Интернет. В самое ближайшее  время он может стать основным инструментом в системе трудоустройства.

    5. Производственный менеджмент.

    Производственный  менеджмент — это система реализации управленческих решений для эффективного функционирования производственного  процесса на период времени менее  одного года. Под производственным процессом понимается технологически обоснованное преобразование трудовыми ресурсами и средствами труда различных свойств предметов труда для получения необходимых конкретных видов продукции определенного количества и качества.

    На  предприятиях в условиях функционирования ИТ выделены следующие функциональные подсистемы организационного управления: управление технической подготовкой производства (включает конструкторскую подготовку и технологическую подготовку производства); технико-экономическое управление; оперативное управление основным производством, управление материальными ресурсами (материально-техническим снабжением), сбытом, персоналом, вспомогательным производством (инструментальным, энергетическим, ремонтным, складским хозяйством) и управление качеством. Технологическое управление в связи с его спецификой может рассматриваться как самостоятельная функциональная подсистема ИТ.

    Деление информации на первичную и вторичную  лежит в основе принципиальной схемы  организации движения информации в ИТ управления производством.

    Особенности организации движения информации в  ИТ управления производством оказывают  воздействие на специфику выполнения технологических операций и их обеспечения (информационного, технического, программного). Наиболее трудоемкой и ответственной операцией в информационной технологии является операция сбора и регистрации информации, так как она должна обеспечивать достоверность, полноту, точность, актуальность ввода информации, которая затем подлежит детализации и обобщению, т. е. подготавливается информация для выработки управляющего воздействия при принятии решения.

    6. Отдел  бухгалтерии.

    Автоматизация управления деятельностью предприятия  невозможна без автоматизации бухгалтерского учёта. Более того, именно с последней целесообразно начинать автоматизацию управления.

        Бухгалтерский учет является  самым сложным и трудоемким  процессом учета, поэтому использование  компьютерных технологий при  обработке информации просто  необходимо.  Во-первых,  автоматизированный  учет облегчает работу при обработке документов. Во-вторых, использование информационных систем повышает эффективность и достоверность учета, что играет очень важную роль в современном мире. В автоматизированном бухгалтерском учете можно достаточно легко, быстро и точно получить необходимую информацию, сформировать формы бухгалтерской отчетности, и так далее. Кроме того подсчет данных при автоматизированном учете осуществляется быстрее и точнее, чем если бы это делалось работником вручную.

    К автоматизации бухгалтерского учета относят задачи связанные с:

    - Автоматизацией учета основных средств. В основе лежит перевод первичных документов из бумажной в электронную форму, а также механизмы преобразования поступающей информации на базе бухгалтерских проводок. Результирующими документами, выдаваемыми автоматизированной системой, являются сводные ведомости, в которых отражено движение объектов учета. На основе этих ведомостей составляются балансы, а также квартальные и годовые отчеты.

    - Автоматизацией складского учета. Позволяет осуществлять учет с контролем за перемещениями товаров с одного склада в другой или в магазины и т.д.      

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности продукции