Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:24, курсовая работа
Одной из важнейших проблем большинства стран мира на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом [26, 120].
При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:
- формализация методов и процедур отбора кадров;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале;
Введение……………………………………………………………………………………...3
1 Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, роль и значение мотивации персонала………………………………...5
1.2 Характеристика теорий мотивации………………………………………………..16
1.3 Методы стимулирования труда персонала ……………………………………….22
2 Анализ эффективности системы мотивации труда персонала на
ООО «Лимитед»……………………………………………………………………….........26
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Лимитед»………………………......26
2.2 Анализ численности и состава работников предприятия ……………………….29
2.3 Анализ форм и систем оплаты труда, используемыx на предприятии …………35
2.4 Анализ влияния системы мотивации труда на эффективность работы предприятия……………………………………………………………………..............41
3 Предложения по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии……………………………………………………………………………..….46
3.1 Обобщение результатов анализа и выработка рекомендаций по выбору оптимальныx форм и систем оплаты труда и прочих выплат…………………………...46
3.2 Рекомендации по материальному стимулированию труда………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………………...54
Список использованных источников……………………………………………………….58
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. При этом его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Теорию Герцберга называют также теорией двойственности в силу того, что в двух группах факторов рассматриваются два их проявления: положительное проявление и отрицательное проявление. Данные проявления по-разному определяют удовлетворенность от различных факторов. Факторы, вызывающие удовлетворение от работы и обеспечивающие адекватную мотивацию — это иные и существенно различные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Сопоставление различных теорий потребностей. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям безопасности и уверенности в будущем по Маслоу. Мотивация по Герцбергу, как уже отмечалось выше, сравнима с потребностями высших уровней Маслоу.
Различия: Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто, вызывающее ту или иную линию поведения (если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из них, то рабочий в ответ будет лучше работать), Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Рассмотрим процессуальные теории мотивации.
В рамках процессуальных теорий мотивации анализируются результаты распределения усилий для достижений конкретных целей и выбора конкретного вида поведения. Не отрицается существование потребностей, но считается, что поведение людей определяется не только ими, но и специальными потребностями. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией ее восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и возможными последствиями выбранного типа поведения.
Рассмотрим три основные процессуальные теории: теорию ожиданий, справедливости и модель Портера—Лоулера.
Теория ожиданий базируется на том, что наличие активной потребности не является единственньм необходимым условием мотивации человека на достижение цели. Человек надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого при его конкретных усилиях. Ожидание определяется в этом случае как оценка личностью вероятности определенного события. Ожидание результатов от затрат труда определяет соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами (3 - Р). Теория ожидания определяет важность трех взаимосвязей:
затраты труда (3) — результаты (Р);
результаты (Р) — вознаграждение (В);
вознаграждение (В) — удовлетворенность вознаграждением (валентность).
Если люди чувствуют, что нет прямой связи между затратами труда и результатами (3 — Р), то мотивация будет ослабевать. Ожидание в отношении результатов — вознаграждений (Р - В) представляет ожидание определенного вознаграждения (В) за достигнутый результат (Р). Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутым результатом и желаемым поощрением или вознаграждением (Р — В), мотивация будет ослабевать. Если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация также будет слабой.
По мнению авторов существует третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожиданий. Таким фактором служит валентность или ценность вознаграждения. Валентность можно определить как предполагаемую степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие получения определенного вознаграждения. Валентность — это ожидаемая ценность вознаграждения.
Важный вывод из этой теории, имеющий практическое значение для повышения эффективности персонала при мотивации заключается в том, что если значение любого из этих трех практически важных для определения мотивации факторов (приведенных выше) будет мало, то будет слабой мотивация и низкие результаты труда. Этот вывод наглядно представлен моделью мотивации (по В. Вруму):
Мотивация =(3 - Р) * (Р - В) * валентность.
Рекомендации по практическому применению теории ожидания можно сформулировать следующим образом: все люди обладают неодинаковыми потребностями и вознаграждение они оценивают по-разному. Поэтому руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между вознаграждением и достигнутыми результатами. Вознаграждение необходимо давать только за эффективную работу.
Теория справедливости дает ответ на то, как люди распределяют и направляют свое усилие на достижение поставленных целей. Люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят это отношение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. При дисбалансе усилия и вознаграждения, оцениваемом конкретным сотрудником как несправедливость, возникает психологическое напряжение. Устранить дисбаланс можно, либо увеличив вознаграждение, либо уменьшив усилие. В таком случае поведение людей будет зависеть от принятой альтернативы. Теория справедливости формулирует следующий вывод: до тех пор, пока люди не будут считать вознаграждение справедливым, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда. При этом следует иметь в виду, что оценка справедливости носит субъективный характер(справедливость оценивает сотрудник). В некоторых организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда за счет сохранения сумм выплат в тайне. Это трудно сделать технически, кроме того, это заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее нет на самом деле. Приведенная ситуация позволяет сделать важный вывод, имеющий важное значения для реализации функции мотивации в конкретной организации: если сохранять размеры заработков сотрудников в тайне, то организация рискует потерять положительное мотивационное воздействие роста заработной платы, связанное с продвижением по службе.
Комплексная модель Портера—Лоулера включает элементы теории ожидания и теории справедливости. В модели заложены пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Состав и содержание блоков модели приведены в таблице.
Модель Портера—Лоулера реализует следующие зависимости (взаимосвязи):
1. Результаты (6), достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3); способностей и характерных особенностей человека (4); от осознания им своей роли в процессе труда (5).
2. Уровень затраченных усилии (3) зависит: от ценности вознаграждения (1); насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2).
Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь вознаграждения: внутреннее (7) — чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения; внешнее (8)— похвала руководителя, премия продвижение по службе. Пунктирная линия между (6) и (9) означает, что может существовать связь между результативностью сотрудника и выдаваемым вознаграждением. Удовлетворение (10) — результат внешних и внутреннего вознаграждений с учетом их справедливости (9). Удовлетворение (10) является мерилом: насколько ценно вознаграждение (1) на самом деле, эта оценка будет влиять на восприятия человеком будущих ситуаций.
Блоки | Назначение (содержание) |
1 Ценность вознаграждения | Восприятие сотрудником справедливости вознаграждения и его соответствия ожиданиям |
2 Оценка вероятности связи «Усилия—вознаграждения » | Ожидание определенного вознаграждения за конкретные усилия* |
3 Усилия | Конкретные усилия, прилагаемые сотрудником в ожидании определенного вознаграждения |
4
Способности и характерные |
Квалификация, навыки, предрасположенность и другие личные качества сотрудника, определяющие его возможности при выполнении определенной работы |
5 Оценка роли работника | Осознание (восприятие) сотрудником своей роли в процессе труда |
6 Результаты | Определяются усилиями, способностями и ролью сотрудника |
7 Внутреннее вознаграждение | Чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения |
8 Внешнее вознаграждение | Похвала руководителя, премия, продвижение по службе |
9 Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое | Восприятие сотрудником внешнего вознаграждения как справедливого с учетом его усилий и результатов |
10 Удовлетворенность | Результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости |
Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудниками усилий, еe способностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения.
Модель Портера—Лоулера отражает современный подход к мотивации с учетом ожидаемого вознаграждения за определенные усилия, при этом сотрудник увеличивает свои усилия, если считает полученное вознаграждение (внутреннее и внешнее) справедливым. Человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты. Практика подтверждает, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Поэтому менеджер должен:
Установить
набор критериев, которые наиболее сильно
влияют на поведение сотрудника. Критерии,
связанные воедино, формируют личную философию,
которая определяет поведение сотрудников.
Знание личной философии позволяет создать
рабочую среду, которая будет способствовать
мотивации. Создать атмосферу, благоприятную
для мотивации. Активно общаться со своими
сотрудниками, а также знать, что им необходимо
для полной мотивации. Обратная связь
обеспечивает крепкую основу для этого
[3, 571].
1.2 Характеристика теорий мотивации
Мы считаем для эффективного управления
мотивацией каждой выделенной нами группы
необходимо применять и комбинировать
различные по своему подходу и содержанию
существующие теории мотивации. Рассмотрим
некоторые из них. Существуют два подхода
к изучению теорий мотивации.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера. Рассмотрим эти теории подробнее.
Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
-физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
- потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
- социальные потребности - необходимость в социальном окружении;