Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:24, курсовая работа
Одной из важнейших проблем большинства стран мира на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом [26, 120].
При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно-развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:
- формализация методов и процедур отбора кадров;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале;
Введение……………………………………………………………………………………...3
1 Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, роль и значение мотивации персонала………………………………...5
1.2 Характеристика теорий мотивации………………………………………………..16
1.3 Методы стимулирования труда персонала ……………………………………….22
2 Анализ эффективности системы мотивации труда персонала на
ООО «Лимитед»……………………………………………………………………….........26
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Лимитед»………………………......26
2.2 Анализ численности и состава работников предприятия ……………………….29
2.3 Анализ форм и систем оплаты труда, используемыx на предприятии …………35
2.4 Анализ влияния системы мотивации труда на эффективность работы предприятия……………………………………………………………………..............41
3 Предложения по совершенствованию системы мотивации труда на предприятии……………………………………………………………………………..….46
3.1 Обобщение результатов анализа и выработка рекомендаций по выбору оптимальныx форм и систем оплаты труда и прочих выплат…………………………...46
3.2 Рекомендации по материальному стимулированию труда………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………………...54
Список использованных источников……………………………………………………….58
- упорядочению практики предоставления административных отпусков без сохранения заработной платы, так как эти отпуска не редко даются без серьезных оснований, что ведет к потере рабочего времени. Эти отпуска должны предоставляться в основном во время вынужденного простоя;
- изучению действительных потерь внутрисменного времени на рабочих места с помощью фотографий рабочего дня для выявления их причин и принятия мер по их устранению;
- премированию только тех категорий работников, которые оказывают непосредственное влияние на улучшение качественных показателей.
В целях своевременного выявления необоснованного перерасхода фонда заработной платы необходимо проводить периодический внутренний контроль за расходованием средств на оплату труда и обоснования целесообразности и эффективности увеличений уровня средней заработной платы.
Прежде всего следует отметить, что на рассматриваемом предприятии организация труда находится на довольно высоком уровне, достаточно развита система нормирования труда, а функциональные обязанности каждого работника хорошо разграничены и определены. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители предприятия ООО «Лимитед» должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации . Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию. Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены в таблице 3.1
В качестве основной теории для определения наиболее актуальных потребностей работников предприятия ООО «Лимитед» воспользуемся теорией Маслоу. Наиболее актуальными потребностями работников данного предприятия являются следующие потребности: потребности в безопасности и уверенности в будущем, потребность в уважении и самовыражении, социальные потребности. При этом работники управленческих должностей в большей степени мотивированы потребностями более высокого порядка, поскольку уровень их заработной платы достаточен, и у многих из них есть желание добиться определенных успехов в своей карьере и использовать возможности роста.
Таблица 3.1 - Основные потребности людей, побуждающие к действию
А. Маслоу | Д. МакКлелланд | Ф. Герцберг |
1.Физиологические потребности | 1. Потребность власти как | 1. Гигиенические факторы: |
в еде, воде, убежище, отдыхе. | желание воздействовать на | - политика фирмы; |
2. Потребности в безопасности | других людей. | - условия работы; |
и уверенности в будущем. | 2. Потребность успеха - удовлетворяется | - заработок; |
3. Социальные потребности в | за счет процесса | - межличностные отношения |
чувстве принадлежности, социал. | доведения работы до успешного | с начальниками, коллегами; |
взаимодействии и поддержке | завершения. | - степень контроля за работой. |
4. Потребности в уважении: | 3. Потребность в причастности, | 2. Мотивационные факторы: |
в самоуважении, компетентности | т.е.налаживание дружеских | - успех; |
и признании. | отношений, оказании помощи | - продвижение по службе; |
5.потребности самовыражения: | другим. | - признание и одобрение |
в реализации своих потенциал. | результатов работы; | |
возможностей и росте как | - высокая степень отвествен- | |
личности. | ности; - возможность роста. |
Основными потребностями работников, занятых выполнением неуправленческих функций, являются потребности в безопасности и уверенности в будущем, поскольку их работа носит в основном рутинный, нетворческий характер, уровень заработной платы ниже уровня оплаты управленцев, и следовательно такие работники будут стремиться таких внешних вознаграждений, как дополнительная оплата труда, премии и т.д. Однако необходимо учитывать, что некоторые из этих работников имеют так же социальные потребности и потребности в уважении.
В качестве основных принципов стимулирования и методов удовлетворения различных потребностей работников и руководителей различных уровней управления на предприятии ООО «Лимитед» целесообразнее использовать следующие принципы и методы:
1. Материальное стимулирование:
а) установление премий за перевыполнение плана;
б) использование премий за повышение качества обслуживания;
в) надбавка к заработной плате за сверхурочную работу, при условии, что она не связана с отставанием работников в сроках выполнения работы.
2. Социальные потребности:
а) поощрение поддержки одним сотрудником другого;
б) создание в каждом магазине духа единой команды за счет проведения конкурсов между магазинами по объемам сбыта и качеству обслуживания клиентов.
3. Потребности в уважении:
а) обеспечения подчиненным возможности обучения и повышения квалификации, что даст возможность занятия более высокой управленческой должности;
б) привлечение подчиненных к формулировке целей;
в) обеспечение обратной положительной связи с достигнутыми результатами путем подготовки полугодовых листовок о работе организации, результатах работы каждого из сотрудников и о сотрудниках, внесших наиболее существенный вклад в достигнутые результаты;
г) вынесение благодарностей сотрудникам, добившимся наилучших результата работы.
4. Потребность в самовыражении:
а) предоставление возможностей для обучения, которое позволит полностью использовать потенциал работников;
б) возможность продвижения подчиненных по служебной лестнице путем назначения на более высокие должности за счет успешного, аккуратного, обдуманного выполнения порученных работ;
в) предоставление подчиненным сложных работ, требующих от них отдачи.
Возможны три основных варианта совершенствования оплаты труда рабочих и служащих:
- на основе существенного повышения стимулирующего воздействия тарифной оплаты;
- на основе повышения стимулирующего воздействия надтарифных выплат (премий, оплаты за перевыполнение норм, надбавок, распределения по КТУ над тарифной части коллективного фонда оплаты);
- на основе усиления стимулирующей роли механизма образования и распределения фондов оплаты труда подразделений предприятия [2, 23].
Работа по совершенствованию оплаты труда при первом варианте состоит в том, чтобы, используя более высокие тарифные ставки (оклады), существенно поднять уровень нормирования труда, отменить искусственные системы премирования и доплаты, обеспечивающие механическое повышение заработной платы, подкрепить возросший уровень нормирования труда мерами по повышению уровня организации труда, производства, управления и дисциплины труда. При этом подходе все надтарифные выплаты, и прежде всего премии, должны выплачиваться за результаты, превышающие норму труда, или за достижение результатов, превышающих достигнутый средне прогрессивный уровень. Практическая реализация рассматриваемого варианта совершенствования организации заработной платы возможна в условиях четкой ритмичной работы на основе гарантированного материально-технического обеспечения производства или реализации (в торговых фирмах).
Второй вариант объективно необходим там, где тарифные условия оплаты в силу каких-либо причин пересмотреть невозможно или их можно повысить лишь незначительно (например, в условиях чрезмерно большого диапазона в жесткости норм и невозможности его устранения в достаточно приемлемые сроки; при наличии различных оценок трудового вклада работников, предопределяющих достаточно неоднородную структуру заработка).
Этот вариант совершенствования организации заработной платы характерен для производств с невысоким уровнем организации производства и неравномерной загрузки работников в течении месяца.
При этом варианте повышение жесткости нормирования труда, требований к интенсивности труда и более высокой загрузке работников сопровождается чаще всего очень незначительным ростом тарифной оплаты (или полным отсутствием такового), поскольку основной формой вознаграждения за возросшие результаты работы являются надтарифные выплаты (премии, надбавки, приработок).
В социальном плане такой вариант совершенствования оплаты труда воспринимается работниками достаточно осторожно, поскольку носит менее гарантированный характер и по существу возлагает на работника все просчеты в организации производства со стороны работодателя. Для рабочих предпочтительнее осуществлять совершенствование оплаты труда на основе прироста тарифной оплаты, повышения ее доли в заработке, а не на основе повышения размеров и доли переменной части заработной платы. Третий вариант совершенствования заработной платы предпочтительнее в условиях, когда заработная плата работников направлена на стимулирование заданных конечных результатов. Наибольший эффект он может дать тогда, когда труд работников характеризуется широкой взаимозаменяемостью, коллективной ответственностью и достаточно свободным и подвижным разделением труда. В чистом виде третий вариант совершенствования организации заработной платы, может применяться достаточно редко, однако он может эффективно дополнять первые два [18, 354].
Мы считаем, что наиболее целесообразным
было бы использование на предприятии
ООО «Лимитед» первой и третьей систем
совершенствования оплаты труда во взаимодействии.
Используя описанные выше системы предприятие
смогло бы, во-первых, повысить материальную
заинтересованность каждого в выявлении
и использовании резервов эффективности
своего труда, исключить возможности получения
не заработанных денег; во-вторых, устранить
случаи уравнительности в оплате труда,
достигнуть прямой зависимости заработной
платы всех работников от индивидуальных
и коллективных результатов труда; улучшить
соотношения в оплате труда работников
различной категории и профессионально-
Необходимо также учитывать, что не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников. Существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должно руководствоваться предприятие при внедрении методов экономической мотивации: