Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа
Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.
Объект наблюдения – торговое предприятие ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
1.2 Показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия
Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношением конечного результата (дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).
Практическое использование системы показателей экономической эффективности в отраслях предусматривает:
- ориентацию предприятий на интенсивный путь развития и достижения более высокого уровня эффективности в динамике;
- выявление резервов дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности предприятия на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, современных технологий и улучшения организации производства;
- создание действенного механизма повышения эффективности.
В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи.
Главным показателем, характеризующим финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых организаций, являются валовой доход, прибыль и рентабельность.
Цель анализа Экономического результатов – выявление путей и возможностей их роста повышения качества обслуживания потребителей. В процессе анализа дают оценку состояния валового дохода, прибыли и рентабельности на предприятиях, изучают их динамику и влияние факторов на финансовые результаты. Одной из главных задач анализа является изучение и мобилизация резервов их роста, повышения стимулирующей роли доходов и прибыли в результатах хозяйственной и другой деятельности предприятий.
Комплексный экономический анализ представляет собой анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.
Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.
Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление о нем.
Системный подход в экономическом анализе направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.
При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:
- первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;
- второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем.
На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно. Комплексный экономический анализ деятельности может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.
В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия могут быть использованы следующие комплексные показатели:
1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия:
,
где – показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия;
РТО – розничный товарооборот;
ФЗП – средства на оплату труда;
ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств;
ОФ – среднегодовая стоимость основных средств;
– нормативный коэффициент, равный 0,12.
Рассматриваемый показатель позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности – розничным товарооборотом. Чем выше значимость этого показателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция – обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.
2. Показатель эффективности финансовой деятельности:
,
где – показатель эффективности финансовой деятельности;
ВП – сумма валовой прибыли.
С помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности предприятия и насколько эффективно используются эти ресурсы.
3. Показатель эффективности трудовой деятельности:
где – показатель эффективности трудовой деятельности;
Ч – среднесписочная численность работников;
СЗ – средняя заработная плата одного работника.
Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.
Показатель эффективности трудовой деятельности также может быть рассчитан как отношение объема розничного товарооборота к сумме расходов на оплату труда:
4. На основании трех рассчитанных показателей может быть исчислен интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности:
где – интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности.
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации.
2.1 Организационно-экономическая характеристика промышленной организации.
В качестве объекта исследования было выбрано ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» - это один из самых крупных перерабатывающих предприятий в Республике Беларусь и системе Белкоопсоюза а также в г.Молодечно. Высокое качество, широкий ассортимент товаров, индивидуальный подход, скидки постоянным клиентам, собственный транспорт для перевозки грузов, крепкие связи с потребителем - все это делает пищевой комбинат надежным и выгодным партнером.
Предприятие было создано в 1945 году как мясо - яичная база облпотребсоюза в г. Вилейка. В 1946 году база была переведена в г. Молодечно. На предприятии занимались приемкой, переработкой и отгрузкой яиц и лекарственного сырья. В 50-е годы на базе стали заниматься также заготовкой и переработкой овощей и фруктов. В 1974 году база переименована в виноконсервный комбинат города Молодечно. В 1985 году производство плодово-ягодных вин было прекращено. В тот же год началась реконструкция цеха для выработки безалкогольных напитков и кваса, и предприятие было переименовано в Молодечненский пищевой комбинат. Основными направлениями деятельности предприятия являются производство и реализация плодоовощных консервов; мясных и мясорастительных консервов; замороженных ягод; сока и вина.
ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» является юридическим лицом и осуществляет розничную торговлю. Предприятие не имеет дочерних предприятий и филиалов.
Основным предметом деятельности предприятия является Переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки.
Ассортимент продукции выпускоемой ЧУП Молодечненский пищевой комбинат постоянно расширяется и сегодня он превышает 500 наименований:
Готовые обеденные блюда в мягкой упаковке
Соки фруктовые и овощные
Протертые ягоды и фрукты
Повидло
Первые обеденные блюда
Закуски, солянки, салаты
Консервированая продукция
Мясные и мясорастительные консервы
Рынком сбыта продукции Молодечненского Пищевого Комбината являются коммерческие организации. Они расположены в основном в РБ, и осуществляют розничную торговлю. Например:
«ДоброДар» - г. Минск ул. Русиянова, 1; ул. Нестерова, 94а; ул. Притыцкого, 66; пр. Независимости,143/1; ул. Кольцова, 10.
Гипермаркет «Гиппо» - г. Молодечно ул. Притыцкого, 6 г. Молодечно ул. В. Гастинец, 111
Универсам «Радзивиловский» - г. Минск ул. Бурдейного, 11
Главным партнёром данной организации является ООО «УралЦентрКомплект» которое осуществляет производство, поставки, наладку и сервисное обслуживание промышленных автоклавов-стерилизаторов, фасовочно-упаковочных линий и дополнительного оборудования для консервных цехов.
Целью анализа экономической эффективности деятельности комбината является определение дальнейших путей его развития. При анализе используется бухгалтерская отчетность ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат». Анализ производится за 2 года (2008 г. – отчетный и 2009 г. – базисный).
Для общей экономической характеристики деятельности фирмы применим основные технико-экономические показатели:
1) Объем реализации продукции – сколько единиц продукции в денежном выражении было реализовано фирмой.
2) Себестоимость – затраты на приобретение и реализацию продукции.
3) Прибыль от реализации продукции (валовая прибыль) – прибыль, полученная от сбыта продукции.
4) Чистая прибыль – прибыль оставшаяся в распоряжении комбината, после уплаты всех налогов.
5) Численность работников фирмы.
6) Среднегодовая стоимость основных средств – стоимость зданий, сооружений, оборудования и т.д.
8) Затраты на 1 рубль объема реализации продукции – сколько рублей затрачивается на 1 рубль реализованной продукции.
9) Экономическая рентабельность – отражает конечные результаты деятельности комбината.
Результаты анализа основных показателей деятельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» приведены в таблице №1.
Таблица 1
№ | Показатели
| Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | Измен.
| Темп Роста % |
1 | Объем реализации продукции | Млн.руб. | 24502 | 28900 | +4398 | 117,9 |
2 | Себестоимость и издержки обращения | Млн.руб. | 19905 | 17321 | -2584 | 87 |
3 | Прибыль от продаж | Млн.руб. | 3200 | 3456 | +256 | 108 |
4 | Чистая прибыль | тыс. руб. | 579 | 754 | +175 | 130,2 |
5 | Численность работающих | чел. | 2890 | 2900 | +10 | 100,3 |
6 | Среднегодовая стоимость основных фондов |
Млн.руб. |
15781 |
17579 |
+1798 |
111,4 |
8 | Затраты на 1 рубль объема реализации продукции |
руб. |
0,81 |
0,70 |
-0,11 |
86,4 |
9 | Экономическая рентабельность | % | 3,6 | 4,3 | +0,7 | - |