Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа
Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.
Объект наблюдения – торговое предприятие ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
По сроку воздействия на результаты производства различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новой технологии производства и т.д.
Большое значение для оценки деятельности предприятий имеет деление факторов на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя. Интенсивные факторы характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства.
Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты хозяйственной деятельности, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизмеримые.
Количественными считаются факторы, которые выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда и т.д.).
Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде.
Как уже указывалось, одни факторы оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, другие – косвенное. В зависимости от этого различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня т.д. Количество отработанных дней одним работником и среднедневная выработка – факторы второго уровня относительно валовой продукции. К факторам же третьего порядка относятся продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка.
Классификация факторов, исходя из анализа деятельности предприятия как хозрасчетных объектов, и совершенствования методики их анализа позволяют решить важную проблему – очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов с тем, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности предприятия и определения уровня материального стимулирования, лучше отражали собственные достижения трудовых коллективов предприятий.
Творческое значение комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства .
3. Резервы и пути совершенствования эффективности хозяйствования промышленной организации в рыночной экономике
3.1 Информационные технологии в оценке экономической эффективности промышленной организации
Современные информационные технологии — мощный инструмент, который в узком смысле обеспечивает конкурентоспособность предприятия и является возможностью совершенствования бизнеса. В широком смысле он показывает уровень развития страны, характеризуя степень ее вовлечённости в глобальные процессы. В связи с этим возникает необходимость оценки степени влияния информационных технологий (ИТ) на экономические процессы, то есть оценки их эффективности. За последние десять лет сфера информационных технологий в Беларуси претерпела значительные организационно-технические и структурные перемены. Эти тенденции отразили мировые направления развития, технологическую революцию в области ИТ.
В качестве стратегической линии развития экономики в нашей стране принята инновационная модель развития. На основе принципов, целей и задач информатизации разработана и утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года № 1819 Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 —2005 годы и на перспективу до 2010 года “Электронная Беларусь”. Ее цель — формирование единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики.
В настоящее время в мире возрос интерес к разработке показателей развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что подтверждается методической работой в области их создания. В связи с этим актуальна проблема выбора оптимального подхода к оценке эффективности инвестиций в ИТ.
На сегодняшний день экономическая наука предлагает широкий перечень подходов и методов оценки инвестиций в ИТ-сектор и инновационные проекты. С появлением новых технологий, созданием ИТ-проектов совершенствуются старые и появляются все новые методики оценки эффективности. Важность изучения этих методик состоит в том, чтобы перенять опыт других государств и применить его в Беларуси при реализации такого рода проектов, оценивая их эффективность. Особую практическую значимость эта проблема приобретает при подготовке инвестиционных проектов, составлении бизнес-планов проектов ИТ-сферы.
Для того чтобы выяснить, что дают предприятию инвестиции в информационные технологии, необходимо оценить эффективность от их вложения и вычислить, насколько велики риски инвестиций в ИТ.
На микроуровне, то есть на уровне предприятия, могут использоваться три основных подхода к оценке эффективности ИТ.
1. Традиционный подход инвестиционного анализа, при котором оценка экономической эффективности ИТ-проекта осуществляется по аналогии с
оценкой инвестиционного проекта. К методам инвестиционного анализа относятся: чистая приведенная стоимость (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), индекс доходности инвестиций (PI), срок окупаемости
(PP), простая норма прибыли(ARR) и т. д.
2. Финансовый подход включает в себя методы оценки возврата инвестиций (Return оn Investment, ROI), совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO), а также экономической добавленной стоимости (Economic ValueAdded, EVA).
3. Комплексный подход использует качественные (эвристические) методы, с помощью которых возможно оценить все явные и неявные факторы эффективности ИТ-проектов и увязать их с общей стратегией предприятия. В эту группу методов входят так называемые системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). На международном уровне наиболее весомыми показателями развития информационных технологий являются: индекс прямых иностранных инвестиций и индекс готовности стран к сетевой экономике.
3.2 Резервы и пути совершенствования эффективности хозяйствования промышленной организации в рыночных условиях
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Важнейшей формой деловой активности и финансового состояния предприятия является величина текущих финансовых результатов. Обобщающая оценка финансового состояния предприятия дается на основе таких результативных финансовых показателей, как прибыль и рентабельность.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятия. Однако предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Величина прибыли зависит от многих факторов, некоторые из них зависят от усилий предприятия, другие не зависят. Одна из целей данной дипломной работы – рассмотреть и проанализировать эти факторы.
Во-вторых, прибыль, выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятия, играет ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующего субъекта, благополучие которого зависит как от величины прибыли, так и принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.
Прибыль – это основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития.
Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней, поступая в бюджеты в виде налогов и различных экономических санкций.
Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития, и предприятие заинтересовано в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли, который необходимо обосновать аналитическими расчетами.
Основные пути повышения эффективности:
1) Увеличение объемов продаж за счет расширения рынка сбыта, а именно:
За счёт хорошей рекламы;
Поиска новых партнёров и поставщиков;
Расширение ассортимента выпускаемой продукции;
2) Улучшение условий труда:
Повышение квалификации работников предприятия
Повышение зарплаты работникам предприятия
3) Создание совершенно новой продукции путём:
проведения маркетинговое исследования между потенциальными потребителями, для того что выявить достоинства и недостатки этих направлений;
приложения максимальных усилий для устранения недостатков;
ориентации на спрос - метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка.
4) Удовлетворения потребности покупателя.
Заключение
На основе методики анализа экономической эффективности было проанализировано ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат». Проанализировав показатели эффективности, результаты показали, реализация продукции резко увеличилась и имеется тенденция её дальнейшего увеличения.
Что касается конкретно показателей эффективности то можно сделать вывод что:
В отчетном году произошло увеличение объема реализации продукции на 4398 млн.руб. Себестоимость понизилась на 2584 млн.руб. Т. к. темпы роста себестоимости ниже чем темпы роста объёма реализации продукции, то произошел увеличение прибыли от реализации продукции в 2009 году – на 175 млн.руб. по сравнению с базисным годом.
Показатель затрат на 1 рубль реализации продукции понизились в отчетном году по сравнению с базисным на 0,11 руб. Данный показатель характеризует деятельность комбината и ее эффективность и показывает величину затрат, которая содержится в 1 рубле выручки.
Основные средства на данном предприятии используются эффективно, т.к. фондоотдача за анализируемый период повысилась на 0,28. Фондовооруженность ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» также повысилась на 0,8 - это означает, что обеспеченность предприятия основными фондами также повысилось. За счет того, что произошло повышение основных производственных фондов, то повысилась и фондорентабельность предприятия на 0,6. Следовательно и производительность труда работников данного предприятия повысилась на 12 млн.руб.
Темпы роста фондоотдачи повысился за анализируемый период 18%. Темпы роста производственных фондов в 2008г. составили 1,6%, а в 2009г. производственные фонды выросли ещё на 17,9. Фондовооруженность же по сравнению с 2009г. увеличилась на14,5.
Произошло снижение материалоотдачи на 0,6, т.е. производство продукции снизилось. Однако при этом происходит увеличение материалоемкости материальных запасов на0,36. Коэффициент материальных затрат за анализируемый период не изменился и составил 1, значит при производстве продукции произошел перерасход материальных запасов.
Список использованных источников
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.Д. Шеремет, 2008. 366 с.
2. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева, 2003. 256 с.
3. Анализ финансово хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет 2004. 310 с.
4. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие // под ред. О.В. Ефимовой и М.В. Мельник. 3-е изд., 2007. 451 с.
5. Анализ финансовой отчетности: учебник / Б.Т. Жарыгласова, А.Е. Суглобов, 2006. 312 с.
6. Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Вахрушеной, Н.С. Пласковой, 2007. 367 с.
7. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.И. Бариленко, С.И. кузнецов, Л.К. Плотникова, О.В. Кайра. 2-е изд., 2006. 416 с.
8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая., 2008. 512 с.