Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 03:27, реферат
Информационные системы (ИС), с функциональной точки зрения, понимаются как системы, предназначенные для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей в рамках принятия решения в различных сферах деятельности. Т.е. ИС представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, которая снабжает работников различных уровней управления информацией для реализации управленческих функций. С технологической точки зрения, ИС реализуют информационные технологии в предметных областях.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая эффективность ИС…………………………………………...5
1.1. Понятие экономической эффективности ИС……………………………….5
1.2. Оценка экономической эффективности ИС………………………………...6
2. Оценка эффективности, как экономии ресурсов……………………………..9
2.1. Статическая оценка экономической эффективности ИС………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: информационный менеджмент
На тему: «Статическая оценка экономической эффективности ИС»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая эффективность ИС…………………………………………...5
1.1. Понятие экономической эффективности ИС……………………………….5
1.2. Оценка экономической эффективности ИС………………………………...6
2. Оценка эффективности, как экономии ресурсов……………………………..9
2.1. Статическая оценка экономической эффективности ИС………………….9
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Современные процессы информатизации, ориентированные на обеспечение необходимого уровня информированности, распространяются на различные сферы общественной деятельности. В связи с этим широко используются информационные системы.
Информационные системы (ИС), с функциональной точки зрения, понимаются как системы, предназначенные для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей в рамках принятия решения в различных сферах деятельности. Т.е. ИС представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, которая снабжает работников различных уровней управления информацией для реализации управленческих функций. С технологической точки зрения, ИС реализуют информационные технологии в предметных областях.
Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации.
В теории проводится классификация ИС в зависимости от степени (уровня) автоматизации:
- ручные (все операции по переработке информации выполняются человеком);
- автоматизированные (часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком);
- автоматические (все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека).
В
результате длительных попыток создания
систем, работающих в режиме полной автоматизации,
разработчики пришли к выводу, что все
информационные системы должны проектироваться
как автоматизированные, потому что только
при участии человека системы способны
длительно и успешно (адекватно) функционировать.
В современной практике информатизации
под ИС понимаются автоматизированные информационные
системы (АИС). Это не просто комплекс информационно-программно-
Актуальность данной темы связана не только с ужесточением конкуренции среди предприятий, стремящихся на базе введения новых ИС (ИТ) повысить свою конкурентоспособность, но и с растущим предложением различных программно-технических разработок.
1. Экономическая эффективность ИС
1. 1. Понятие экономической эффективности ИС
Информация - самое ценное достижение человечества. Информация помогает нам жить. Информационные системы дают нам шанс на то, чтобы выжить. На сегодня можно сказать, что получение новых данных и знаний является основной задачей человечества. Люди непрерывно накапливают данные и знания, но проблема состоит в том, чтобы все это переработать и полезно использовать. Для этого и предназначены ИС.
Развитие компьютерной индустрии обозначило два основных направления: аналитические вычисления, а также сбор и обработка информации. Появление ИС, основным назначением которых является решение отмеченной проблемы, явилось ответом компьютерной индустрии на требования мира бизнеса.
В последнее время, все больше руководителей начинают отчетливо осознавать важность построения на предприятии корпоративной информационной системы, как необходимого инструмента для успешного управления бизнесом в современных условиях. Причем, сегодня проявляется тенденция использования ИС на небольших предприятиях, компьютерные сети которых насчитывают от силы несколько десятков компьютеров.
Корпоративная информационная система (КИС) - это совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы с установленным и настроенным программным обеспечением, которое, в рамках современных информационных технологий, охватывает бизнес-стратегию предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Бизнес-модель - это описание субъекта хозяйствования, как сложной открытой системы, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень её детализации определяются целями моделирования и субъективной оценкой эксперта.
Экономическая эффективность ИС - сопоставление результатов использования информационной системы с затратами на ее внедрение и эксплуатацию. Сопоставимость затрат и результатов предполагает их представление в денежной форме.
При оценке экономической эффективности ИС будем исходить из того, что целью деятельности субъекта хозяйствования является оптимизация финансового результата, в отличие от бюджетных организаций, для которых данный принцип выполняется не всегда.
Общепринятым на сегодняшний день измерителем финансовой деятельности, является показатель акционерной стоимости предприятия. Таким образом, экономическая оценка ИС должна исходить из влияния ИС на акционерную стоимость компании.
1.2. Оценка экономической эффективности ИС
Под понятием «оценка экономической эффективности информационной системы» понимается процесс, включающий в себя понимание, определение и измерение того, насколько полезным в экономическом плане является или явилось внедрение ИС для предприятия. При этом экономическая полезность рассматривается обычно как денежный эквивалент того, насколько изменились доходы/расходы предприятия в результате инвестирования в ИС.
Под методом оценки эффективности ИС подразумевается способ или набор средств проведения полной оценки ИС. Они могут состоять как из формальных, так и неформальных процедур; при этом под неформальными понимаются не основанные на цифровых данных, быстрые (преимущественно субъективные) процедуры оценки, а под формальными - более объективные, рациональные, базирующиеся на недвусмысленных данных механизмы оценки.
Как известно, внедрение современных ИТ - дело дорогостоящее. Функционирование компаний в рыночной среде требует как минимум анализа экономических последствий, а еще лучше - оценки экономической эффективности того или иного шага преобразования системы управления компанией.
Оценка экономической эффективности ИС - сложная и трудоемкая работа, требующая не только технических, но и экономических навыков. Только сочетание этих двух составляющих может привести к достоверному результату проводимого анализа.
Продвижение на рынке ИС в условиях современной конкуренции невозможно без предоставления результатов оценки ожидаемой эффективности системы. Кроме того, существующая статистическая оценка успешности внедрения систем управления предприятием характеризуется неудачей внедрения от 40 до 70 % случаев.
Специалисты в области разработки, внедрения и сопровождения ИС должны обладать навыками проведения предварительной экспертизы проекта. Они должны уметь вести постоянный мониторинг системы на соответствие внедряемых технологий стратегии развития предприятия. Процесс соизмерения затрат и достигаемого за их счет эффекта должен быть именно «процессом», т.е. итерационной процедурой, проводимой на протяжении всего этапа разработки и внедрения проекта, результат которой способен повлиять на дальнейшее продолжение проекта.
Существуют следующие этапы оценки экономической эффективности ИС:
- традиционная оценка эффективности как соотношение затрат и результатов;
- расчет совокупной стоимости владения информационной системой;
- оценка внедрения ИС как инвестиционного проекта;
- разработка сбалансированной системы показателей для оценки экономического эффекта;
- оценка эффективности проектов независимо от технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей осуществляется на основе единых принципов. К ним относятся: рассмотрение проекта на протяжении всего жизненного цикла, моделирование денежных потоков, сопоставимость условий сравнения различных проектов, положительность и максимум эффекта, учет фактора времени, учет только предстоящих в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, сравнение «с проектом» и «без проекта», учет всех наиболее существенных последствий проекта, учет наличия разных участников проекта, многоэтапность оценки, учет влияния на эффективность инвестиционного проекта, учет влияния инфляции, учет влияния неопределенностей и рисков.
Показатели коммерческой эффективности проекта в целом отражают финансовые последствия внедрения ИС. В качестве основных показателей для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуется использовать следующее: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.
2. Оценка эффективности, как экономии ресурсов
2.1. Статическая оценка экономической эффективности ИС
Исторически раньше других сложилось первое направление оценки экономической эффективности ИС. Именно этот подход наиболее часто встречается в литературе. В рамках первого направления оценки экономической эффективности ИС рассматривают экономию рабочего времени, фонда заработной платы, сокращения общепроизводственных расходов связанных с уменьшением ошибок при обработке информации. Экономический эффект от внедрения АИС оценивается за короткий промежуток времени (чаще всего год). При этом не рассматриваются: результаты производственной деятельности компании в целом, реальная структура рабочего времени информационных комплексов, динамика экзогенных экономических показателей (инфляция, рост уровня заработной платы, темпы роста отрасли и др.).
Вследствие этого данное направление (метод) оценки экономической эффективности называют статическим. В рамках метода различают абсолютные и относительные показатели эффективности.
Основные показатели экономической эффективности для метода статической оценки:
- экономический эффект от использования АИС -
Э = С эк − ЕН * КД
- период окупаемости ИС -
ТОК = КД / С эк
- относительный экономический эффект -
И= Э / С ЭК,
где С эк - экономические результаты функционирования АИС;
КД - капитальные затраты на создание и организацию функционирования АИС;
ЕН - отраслевой нормированный коэффициент;
Э - годовой экономический эффект;
ТОК - период окупаемости проекта.
В зависимости от типа АИС, а также задач информационного менеджмента данной компании показатели оценки экономической эффективности могут быть несколько иными. Например, таким показателем является ЭР - экономическая рентабельность, которая определяется выражением ЭР = Э / КД
Обычно определение экономического эффекта осуществляется путем сравнения затрат рабочего времени для обработки информационных потоков, а вследствие этого трудовых ресурсов, по сравнению с традиционными технологиями (или по сравнению с предыдущей ИС). Эффект от внедрения ИС определяется главным образом сокращением сотрудников (штатных единиц) за счет увеличения скорости обработки информации (и соответственно увеличением выработки на одного человека). Эффект от внедрения может быть вызван изменениями информационных потоков, в результате которых задача контроля и обработки информации переходит от сотрудников ИТ - подразделений к сотрудникам операционного уровня. В этом случае экономический эффект определяется разницей в уровнях заработной платы «программистов» и операционных работников.
Экономические результаты функционирования С эк в данном случае определяется как разница затрат на ОИ при традиционной технологии и при внедрении ИС. Для определения С эк должна быть проведена предварительная работа по определению трудоемкости операций ОИ традиционным способом и средствами автоматизации: средней трудоемкость обработки, среднего количество исполнителей, средней себестоимости обработки единицы информации.
В качестве оценки показателей при внедрении ИС могут быть использованы аналогичные показатели по отрасли, или типу АИС.
Капитальные затраты на создание и организацию ИС определяют исходя из уровня фактических (зафиксированных финансовыми службами компании) затрат или плановых затрат.
Капитальные затраты на ИС определяются стоимостью отдельных компонентов ИС с учетом затрат на разработку и внедрение, под компонентами ИС - понимают затраты на приобретение технологических составляющих ИС, под затратами - затраты на мероприятия по созданию, внедрению и освоению ИС.
Единой методики оценки экономических результатов функционирования ИС С эк нет и быть не может. Подход к оценке данного показателя во многом зависит от типа предприятия, вида АИС, задач менеджмента, которые решаются путем внедрения АИС. В одном случае экономическая эффективность будет определяться экономией фонда заработной платы, в другом увеличением производительности труда (при увеличении заработной платы), и соответственно выручки, в третьем - уменьшением количества ошибок при обработки информации и соответствующих издержек (например, уменьшение штрафных санкций при введении автоматизации бухгалтерского учета).
Информация о работе Статическая оценка экономической эффективности ИС