Изучение спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг

Автор: Анна Петрушина, 08 Декабря 2010 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение спроса как формы выявления потребностей потребителей швейных услуг.

В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических основ спроса на предприятии сферы услуг;

- оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»;

- разработка рекомендаций по улучшению показателей спроса для ООО «Горизонт».

Предметом исследования является спрос на швейные услуги. Объектом исследования является предприятие ООО «Горизонт» - современное ателье по пошиву и ремонту одежды.

Содержание

Введение______________________________________________________________3

Глава I. Теоретические основы изучения спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг

1.Экономическая сущность спроса_______________________________________5
2.Методика изучения спроса на предприятии______________________________10
3.Современные направления к управлению спросом на предприятии сферы
услуг__________________________________________________________________13

Глава II. Анализ состояния изучения спроса в ООО «Горизонт» как форма выявления потребностей швейных услуг

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Горизонт»__________18

2.2 Оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»_____________________23

Глава III. Разработка рекомендаций по повышению спроса на швейные услуги

ООО «Горизонт»

3.1 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «ремонт верхней одежды»_____26

3.2 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «пошив одежды по индивидуальным эскизам»_______________________________________________________________28

3.3 Оценка влияния рекомендаций на технико-экономические показатели ателье «Горизонт»_____________________________________________________________31

Заключение____________________________________________________________33

Список используемой литературы_________________________________________34

Приложение___________________________________________________________36

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 494.50 Кб (Скачать)

     Следовательно, между спросом на товары и услуги и их товарным предложением существует тесная взаимосвязь: содой стороны, формирующиеся потребности и спрос предъявляет требования к развитию производства данных товаров (услуг), с другой стороны, товарное предложение оказывает влияние на формирование потребностей и спроса (рис. 1.1).

     

     Рис. 1.1 Схема взаимосвязи экономических категорий потребности, спроса и предложения.

     Предложение как экономическая  категория представляет собой массу определенного качества товаров (услуг), предназначенных для реализации. Основными элементами товаров (услуг) является:

     - объем производства и реализации  и товаров (услуг) в натуральном  и стоимостном выражении;

     - структура ассортимента товаров  (услуг);

     - качество товаров (услуг);

     - сроки выполнения услуг;

     - сезонность производства;

     - соответствие современным направлениям развития науки, техники, тенденциям изменений моды и др.;

     - срок эксплуатации товаров;

     - реклама;

     - стабильность поставок сырья,  материалов, фурнитуры и др.

     Таким образом, предложение товаров и  услуг формируется по трем основным направлениям. Большая часть производится на предприятии или приобретается по импорту. Другая часть создается частными лицами, третья – выполняется в порядке самообслуживания. Приобретение товаров и услуг в первых двух случаях связано с оплатой их стоимости. К самообслуживанию же относятся только те работы, которые выполняются бесплатно, а, следовательно, минуя спрос. Потребности в товарах (услугах), обеспеченные денежными средствами, но удовлетворенных путем самообслуживания ввиду ограниченности их рыночного предложения со стороны экономической системы, могут выступать в виде действительного спроса при условии развития предложения данных видов товаров (услуг) до соответствующего уровня.

       Таким образом, в качестве потенциального  источника расширения платежеспособного  спроса выступает объем самообслуживания, вызываемого ограниченностью денежных средств или любительскими увлечениями потребителя.

     Анализ  спроса является  универсальным  средством управления на макро- и  микроуровнях. На макроуровне изучение спроса позволяет оценить мировые цены, их влияние на эффективность внешней торговли, предвидеть этапы экономического развития. На микроуровне анализ спроса предшествует принятию решений о стратегических целях развития предприятия. Каждому предприятию важно определить объем производства продукции по типам, видам ассортимента, сформировать экономически выгодные цены, сформулировать условия реализации товаров (услуг).  В связи с этим основными задачами, определяющими содержание анализа спроса, является: 

     - анализ потребностей по производству продукции (услуги);

     - анализ спроса на товары (услуги) и влияние на него различных  факторов;

     - анализ воздействия спроса на  результаты работы предприятия;

     - определение оптимальной программы  развития производства товаров  (услуг) на основе стратегического развития предприятия.

     На  отношение между  спросом и предложением  оказывают влияние  следующие экономические  явления:

     - уровень цен на товары и  услуги;

     - степень рациональности распределения  труда между отраслями и сферами  экономики;

     -  состояние экономических пропорций и направления их совершенствования.

     Закон спроса выражает тенденцию роста  величины спроса при снижении цены единицы товара или услуги, и наоборот, тенденцию снижения величины спроса при  увеличении цены спроса.

                            V

     

                                                                                         Ц

     Рис. 1.2 График зависимости объема продажи товара (услуги) и цены

     Основными причинами изменения  спроса являются следующие:

     1) потребитель стремится приобрести необходимый ему товар (услугу) по более низкой цене из представленной на рынке совокупности аналогичных товаров (услуг). Таким образом, при снижении цены спрос на данный товар (услугу) 
возрастает;

     2) при снижении цены на товар  (услугу) появляется возможность их приобретения большим числом покупателей, в том числе и теми, чьи доходы не позволяли сделать покупку ранее, таким образом, расширяется круг потребителей и совокупный спрос возрастает;

     3)каждое  понижение цен может побудить  потребителя совершить дополнительные покупки, и, напротив, повышение цены при неизменных доходах способствует сокращению потребления до необходимого минимального количества.

     Закон предложения тесно связан с законом  спроса и выражает тенденцию роста  объема производства товаров и услуг при росте цены на них.

     При анализе спроса и  предложения как  основных экономических  категорий выявляются тенденции в их развитии, среди которых  основными являются следующие:

     - увеличение спроса при неизменном предложении способствует росту цен, увеличение объема продаж товаров или услуги. При снижении спроса наоборот;

     - рост предложения при неизменном  просе способствует снижению  цены, следовательно,  увеличению  объема продаж и спроса.

     В экономической литературе уделяется  большое внимание классификации факторов, влияющих на формирование спроса и предложения. Среди них основными группами являются:

     - экономические факторы (потребности  людей, требования к товару  и услугам, уровень денежных  расходов и доходов, уровень  цен на товары, сезонные колебания и р.);

     - демографические факторы (численность  населения обслуживаемого района  по полу, возрасту, семейному положению, места сосредоточения жилых помещений, производственных зон, районов отдыха и др.);

     - социальные и психологические  факторы (условия труда и быта населения, продолжительность и режим рабочего дня, величина свободного времени потребителя, степень нуждаемости в товаре (услуге), поиск выгоды при их выборе и др.).

     Кроме того, на процесс формирования спроса и предложения оказывают влияние природно-климатические факторы, национальные традиции, географические и территориальные характеристики конкретного рынка потребления товаров (услуг). 

     Анализируя  влияние различных  факторов в изучении спроса и предложения, выделяют следующие три группы:

     I группа – факторы, поддающиеся числовой характеристике, и влияние которых можно  количественно измерить(денежные доходы потребителя, цена единицы товара и услуги);

     IIгруппа – факторы, которые не поддаются количественной оценке (покупательские мотивы. мода и ее изменения);

     III группа – факторы, поддающиеся числовой характеристике, но влияние которых слабо поддаются количественной оценке (климатические, национальные особенности, демографическая ситуация).

     Таким образом, очевидно, что законы спроса и предложения имеют не только теоретическое значение. Их действия, предприятия должны учитывать при разработке и реализации своей стратегии. 

1.2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ПРЕДПРИЯТИИ

     Анализ  и прогнозирование рыночной ситуации – необходимая часть деятельности предприятия в условиях рынка, который характеризуется отсутствием жестких механизмов формирования цен на продукцию, превышением спроса над предложением, налоговыми нормативами и многим другим. Методология прогнозирования и изучения спроса связано с выбором методов, приемлемых для решения данных задач в реальных условиях  функционирования предприятия. Различаю общие и  конкретные методы изучения и прогнозирования спроса.

     Общие методы определяют методологическую, логическую направленность изучения спроса  и разработки прогноза. К ним относят:

     - диалектический метод;

     - экономический анализ – анализ  показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятий.

     Конкретные  методы изучения и прогнозирования спроса классифицируют на две группы:

     - методы получения и анализа исходной информации, к которым относятся следующие методы: метод экономических группировок, суть которого  объединении объектов, подвергающихся анализу, с целью выявления факторов, влияющих на их развитие; метод прямого счета; индексный или и его модификацию метод цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц.; структурирование целей – расчленение общей цели на отдельные задачи.

     - методы, используемые непосредственно  для разработки прогнозов: экспертные  оценки; методы экстраполяции; методы моделирования; нормативный метод; целевой метод.

     Методы  существенно различаются в зависимости  от периода прогнозирования.

     Методы  экспертных оценок основаны на использовании экспертной информации. С их помощью устанавливается степень сложности и актуальности проблемы, определяются основные цели и критерии  развития, выявляются существенные факторы и взаимосвязи между ними, выбираются предпочтительные альтернативы.

     Методы  экстраполяции  основаны на изучении факторов, определяющих развитие явления в прошлом, тенденции настоящего и будущего развития.

     Методы  моделирования  основаны на построении моделей (логической,  информационной) будущего развития процесса,  явления.

     Нормативные методы заключаются в установлении для конкретного отрезка времени фиксированной системы норм.

     Для анализа взаимосвязи изменений  в спросе, цене и выручке применяют  методы экономического анализа, как правило, индексный метод и его модификацию метод цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц.

     Рассмотрим  метод разниц абсолютных величин.

     Выручка от реализации товаров (услуг) определяется по формуле:

                                                       B = p*q1,                                                                (1.1)

     где p – цена единицы товара (услуги);

     q1 – объем реализации товара (услуги), в натуральном выражении.

     В соответствии с формулой (1.3) на выручку влияют два фактора: цена и объем продаж в натуральном выражении.

     Изменение выручки в зависимости от изменений  в цене рассчитывают, используя принцип индекса цен Паше, по формуле:

                                                      Δ B = (p1-p0)*q1,                                                                                         (1.2)

     где p1,p0 – цена за единицу товара (услуги) соответственно в отчетном и базисном периодах;

     q1 – объем продаж в натуральном выражении отчетного периода.

     Для нескольких видов товаров (услуг) или нескольких периодов времени изменение выручки от реализации в зависимости от изменения в цене рассчитывают по формуле:

Информация о работе Изучение спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг