Автор: Анна Петрушина, 08 Декабря 2010 в 13:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение спроса как формы выявления потребностей потребителей швейных услуг.
В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических основ спроса на предприятии сферы услуг;
- оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»;
- разработка рекомендаций по улучшению показателей спроса для ООО «Горизонт».
Предметом исследования является спрос на швейные услуги. Объектом исследования является предприятие ООО «Горизонт» - современное ателье по пошиву и ремонту одежды.
Введение______________________________________________________________3
Глава I. Теоретические основы изучения спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг
1.Экономическая сущность спроса_______________________________________5
2.Методика изучения спроса на предприятии______________________________10
3.Современные направления к управлению спросом на предприятии сферы
услуг__________________________________________________________________13
Глава II. Анализ состояния изучения спроса в ООО «Горизонт» как форма выявления потребностей швейных услуг
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Горизонт»__________18
2.2 Оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»_____________________23
Глава III. Разработка рекомендаций по повышению спроса на швейные услуги
ООО «Горизонт»
3.1 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «ремонт верхней одежды»_____26
3.2 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «пошив одежды по индивидуальным эскизам»_______________________________________________________________28
3.3 Оценка влияния рекомендаций на технико-экономические показатели ателье «Горизонт»_____________________________________________________________31
Заключение____________________________________________________________33
Список используемой литературы_________________________________________34
Приложение___________________________________________________________36
Следовательно, между спросом на товары и услуги и их товарным предложением существует тесная взаимосвязь: содой стороны, формирующиеся потребности и спрос предъявляет требования к развитию производства данных товаров (услуг), с другой стороны, товарное предложение оказывает влияние на формирование потребностей и спроса (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Схема взаимосвязи экономических категорий потребности, спроса и предложения.
Предложение как экономическая категория представляет собой массу определенного качества товаров (услуг), предназначенных для реализации. Основными элементами товаров (услуг) является:
-
объем производства и
-
структура ассортимента
- качество товаров (услуг);
- сроки выполнения услуг;
- сезонность производства;
-
соответствие современным
- срок эксплуатации товаров;
- реклама;
- стабильность поставок сырья, материалов, фурнитуры и др.
Таким образом, предложение товаров и услуг формируется по трем основным направлениям. Большая часть производится на предприятии или приобретается по импорту. Другая часть создается частными лицами, третья – выполняется в порядке самообслуживания. Приобретение товаров и услуг в первых двух случаях связано с оплатой их стоимости. К самообслуживанию же относятся только те работы, которые выполняются бесплатно, а, следовательно, минуя спрос. Потребности в товарах (услугах), обеспеченные денежными средствами, но удовлетворенных путем самообслуживания ввиду ограниченности их рыночного предложения со стороны экономической системы, могут выступать в виде действительного спроса при условии развития предложения данных видов товаров (услуг) до соответствующего уровня.
Таким образом, в качестве
Анализ спроса является универсальным средством управления на макро- и микроуровнях. На макроуровне изучение спроса позволяет оценить мировые цены, их влияние на эффективность внешней торговли, предвидеть этапы экономического развития. На микроуровне анализ спроса предшествует принятию решений о стратегических целях развития предприятия. Каждому предприятию важно определить объем производства продукции по типам, видам ассортимента, сформировать экономически выгодные цены, сформулировать условия реализации товаров (услуг). В связи с этим основными задачами, определяющими содержание анализа спроса, является:
-
анализ потребностей по
- анализ спроса на товары (услуги) и влияние на него различных факторов;
- анализ воздействия спроса на результаты работы предприятия;
-
определение оптимальной
На отношение между спросом и предложением оказывают влияние следующие экономические явления:
- уровень цен на товары и услуги;
-
степень рациональности
- состояние экономических пропорций и направления их совершенствования.
Закон спроса выражает тенденцию роста величины спроса при снижении цены единицы товара или услуги, и наоборот, тенденцию снижения величины спроса при увеличении цены спроса.
V
Рис. 1.2 График зависимости объема продажи товара (услуги) и цены
Основными причинами изменения спроса являются следующие:
1)
потребитель стремится приобрести необходимый
ему товар (услугу) по более низкой цене
из представленной на рынке совокупности
аналогичных товаров (услуг). Таким образом,
при снижении цены спрос на данный товар
(услугу)
возрастает;
2) при снижении цены на товар (услугу) появляется возможность их приобретения большим числом покупателей, в том числе и теми, чьи доходы не позволяли сделать покупку ранее, таким образом, расширяется круг потребителей и совокупный спрос возрастает;
3)каждое понижение цен может побудить потребителя совершить дополнительные покупки, и, напротив, повышение цены при неизменных доходах способствует сокращению потребления до необходимого минимального количества.
Закон предложения тесно связан с законом спроса и выражает тенденцию роста объема производства товаров и услуг при росте цены на них.
При анализе спроса и предложения как основных экономических категорий выявляются тенденции в их развитии, среди которых основными являются следующие:
- увеличение спроса при неизменном предложении способствует росту цен, увеличение объема продаж товаров или услуги. При снижении спроса наоборот;
-
рост предложения при
В экономической литературе уделяется большое внимание классификации факторов, влияющих на формирование спроса и предложения. Среди них основными группами являются:
-
экономические факторы (
-
демографические факторы (
- социальные и психологические факторы (условия труда и быта населения, продолжительность и режим рабочего дня, величина свободного времени потребителя, степень нуждаемости в товаре (услуге), поиск выгоды при их выборе и др.).
Кроме
того, на процесс формирования спроса
и предложения оказывают
Анализируя влияние различных факторов в изучении спроса и предложения, выделяют следующие три группы:
I группа – факторы, поддающиеся числовой характеристике, и влияние которых можно количественно измерить(денежные доходы потребителя, цена единицы товара и услуги);
IIгруппа – факторы, которые не поддаются количественной оценке (покупательские мотивы. мода и ее изменения);
III группа – факторы, поддающиеся числовой характеристике, но влияние которых слабо поддаются количественной оценке (климатические, национальные особенности, демографическая ситуация).
Таким
образом, очевидно, что законы спроса
и предложения имеют не только теоретическое
значение. Их действия, предприятия должны
учитывать при разработке и реализации
своей стратегии.
1.2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Анализ
и прогнозирование рыночной ситуации
– необходимая часть
Общие методы определяют методологическую, логическую направленность изучения спроса и разработки прогноза. К ним относят:
- диалектический метод;
-
экономический анализ – анализ
показателей производственно-
Конкретные методы изучения и прогнозирования спроса классифицируют на две группы:
- методы получения и анализа исходной информации, к которым относятся следующие методы: метод экономических группировок, суть которого объединении объектов, подвергающихся анализу, с целью выявления факторов, влияющих на их развитие; метод прямого счета; индексный или и его модификацию метод цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц.; структурирование целей – расчленение общей цели на отдельные задачи.
-
методы, используемые непосредственно
для разработки прогнозов:
Методы
существенно различаются в
Методы экспертных оценок основаны на использовании экспертной информации. С их помощью устанавливается степень сложности и актуальности проблемы, определяются основные цели и критерии развития, выявляются существенные факторы и взаимосвязи между ними, выбираются предпочтительные альтернативы.
Методы экстраполяции основаны на изучении факторов, определяющих развитие явления в прошлом, тенденции настоящего и будущего развития.
Методы моделирования основаны на построении моделей (логической, информационной) будущего развития процесса, явления.
Нормативные методы заключаются в установлении для конкретного отрезка времени фиксированной системы норм.
Для анализа взаимосвязи изменений в спросе, цене и выручке применяют методы экономического анализа, как правило, индексный метод и его модификацию метод цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц.
Рассмотрим метод разниц абсолютных величин.
Выручка от реализации товаров (услуг) определяется по формуле:
где p – цена единицы товара (услуги);
q1 – объем реализации товара (услуги), в натуральном выражении.
В соответствии с формулой (1.3) на выручку влияют два фактора: цена и объем продаж в натуральном выражении.
Изменение выручки в зависимости от изменений в цене рассчитывают, используя принцип индекса цен Паше, по формуле:
где p1,p0 – цена за единицу товара (услуги) соответственно в отчетном и базисном периодах;
q1 – объем продаж в натуральном выражении отчетного периода.
Для нескольких видов товаров (услуг) или нескольких периодов времени изменение выручки от реализации в зависимости от изменения в цене рассчитывают по формуле: