Изучение спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг

Автор: Анна Петрушина, 08 Декабря 2010 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение спроса как формы выявления потребностей потребителей швейных услуг.

В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических основ спроса на предприятии сферы услуг;

- оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»;

- разработка рекомендаций по улучшению показателей спроса для ООО «Горизонт».

Предметом исследования является спрос на швейные услуги. Объектом исследования является предприятие ООО «Горизонт» - современное ателье по пошиву и ремонту одежды.

Содержание

Введение______________________________________________________________3

Глава I. Теоретические основы изучения спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг

1.Экономическая сущность спроса_______________________________________5
2.Методика изучения спроса на предприятии______________________________10
3.Современные направления к управлению спросом на предприятии сферы
услуг__________________________________________________________________13

Глава II. Анализ состояния изучения спроса в ООО «Горизонт» как форма выявления потребностей швейных услуг

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Горизонт»__________18

2.2 Оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»_____________________23

Глава III. Разработка рекомендаций по повышению спроса на швейные услуги

ООО «Горизонт»

3.1 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «ремонт верхней одежды»_____26

3.2 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «пошив одежды по индивидуальным эскизам»_______________________________________________________________28

3.3 Оценка влияния рекомендаций на технико-экономические показатели ателье «Горизонт»_____________________________________________________________31

Заключение____________________________________________________________33

Список используемой литературы_________________________________________34

Приложение___________________________________________________________36

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 494.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)» 
 
 

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Изучение спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг» 
 
 
 
 

Выполнила студентка:

Петрушина Анна Владимировна

Группа  МК – 302

Преподаватель: Марченко Т.И. 
 
 
 
 
 
 

Тольятти, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение______________________________________________________________3

Глава I. Теоретические основы изучения спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг

    1. Экономическая сущность спроса_______________________________________5
    2. Методика изучения спроса на предприятии______________________________10
    3. Современные направления к управлению спросом на предприятии сферы

услуг__________________________________________________________________13

Глава II. Анализ состояния изучения спроса в ООО «Горизонт» как форма выявления потребностей швейных услуг

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО «Горизонт»__________18

2.2 Оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»_____________________23

Глава III. Разработка рекомендаций по повышению спроса на швейные услуги

ООО «Горизонт»

3.1 Введение  новой услуги в ассортимент ателье: «ремонт верхней одежды»_____26

3.2 Введение новой услуги в ассортимент ателье: «пошив одежды по индивидуальным эскизам»_______________________________________________________________28

3.3 Оценка влияния рекомендаций на технико-экономические показатели ателье «Горизонт»_____________________________________________________________31

Заключение____________________________________________________________33

Список  используемой литературы_________________________________________34

Приложение___________________________________________________________36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время сфера услуг переживает период, связанный с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания.

     По  своей природе услуги входят в  сектор с преобладанием рыночных отношений, т.е. являются платными. Исследование рынка услуг проводится с целью  получения данных о рыночных условиях для определения стратеги деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований не возможно систематически анализировать и сопоставлять информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельность предприятия на рынке, определением объемов продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности, управлением спросом на услуги.

     В последние годы роль услуг в экономике  заметно возросла. Это связано, в  первую очередь, с усложнением производства и насыщением рынка услугами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к появлению новых видов деятельности, прежде всего в сфере услуг развитие производства в настоящее время не возможно без финансовых, информационных, транспортных и иных услуг. В современных условиях услуги все сильнее влияют на торговлю товарами особенно технически сложными, сбыт товаров требует все более развитый товаропроизводящей сети, состоящей преимущественно из услуг.

     Среди всех экономических категорий рынка  самое главное значение имеет спрос на товары (услуги), который отражает объем услуг, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по определенной цене на конкретном рынке.

     Главными  составляющими спроса, являются: наличие  потенциальных покупателей их желание и возможность приобрести услугу.

     Понимание логики поведения покупателей в  формировании спроса было бы вполне достаточным, если бы поведение в сфере экономики  было однозначно предопределенным и  строго рациональным. Поэтому для  понимания реальных закономерностей поведения покупателей на рынке услуг важно изучение факторов формирования спроса и показателей его измерения.

     Основной  задачей изучения проса является выявление тенденций и закономерностей  развития его общего объема и отдельно по видам товаров (услуг) структурных и сезонных колебаний спроса, степени удовлетворения спроса, качества обслуживания населения, а также определение производственных  программ, оптимальных режимов работы предприятия.

     Целью курсовой работы является изучение спроса как формы выявления потребностей потребителей швейных  услуг.

     В соответствии с целью, задачами курсовой работы являются:

     - изучение теоретических основ спроса на предприятии сферы услуг;

     - оценка состояния изучения спроса в ООО «Горизонт»;

     - разработка рекомендаций по улучшению показателей спроса для ООО «Горизонт».

     Предметом исследования является спрос на швейные услуги. Объектом исследования является предприятие ООО «Горизонт» - современное ателье по пошиву и ремонту одежды.

     В соответствии с поставленными задачами и целью исследования, структура курсовой работы имеет следующий вид:

     Глава I. Теоретические основы изучения спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг.

     Глава II. Анализ состояния изучения спроса в ООО «Горизонт» как форма выявления потребностей швейных услуг

     Глава III. Разработка рекомендаций по повышению спроса на швейные услуги ООО «Горизонт»

     В первой главе рассматриваются теоретические вопросы изучения спроса. Во второй главе рассмотрены организационная и производственная структуры ООО «Горизонт», его хозяйственно-экономические показатели, дана оценка спроса. Рекомендации по улучшению спроса на швейные услуги и их влияние на экономическую деятельность предприятия приведены в третьей главе.

     Натуральные объемы бытовых услуг населению демонстрируют более умеренные темпы роста, которые составляют порядка 8%. На сегодняшний день услуги по ремонту и пошиву одежды, пошиву и вязанию трикотажных изделий составляют порядка 8% всего объема бытовых услуг. В соответствии чего, изучение спроса как формы выявления потребностей представляет огромный интерес для исследования данной сферы. 
 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФОРМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ 

1.1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СПРОСА 

    Главной экономической категорией курсовой работы являются спрос. Каждый автор рассматривает данную экономическую категорию с разных аспектов.

     По  определению К.Маркса  спрос – это «представленная на рынке потребность в товарах», то есть потребность, которую способен оплатить потребитель. Это определение подчеркивает, что, во-первых, спрос есть экономическая категория товарно-денежного хозяйства, то есть рыночной экономики, во-вторых, спрос характеризует лишь определенную часть потребностей, обеспеченную денежными средствами. Данная концепция находит свое отражение в работах Г.Н. Кондрашева, Н.Т. Саврукова, С.Г. Кропчана, В.Д. Соловьева, А.И. Покровского, Э. Долона, Д. Менделя, Р. Пиндайка, Д.Рубинфельда и других, определяющих спрос как форму платежеспособной потребности. Анализ дефиниций спроса представлен в Приложении 1.

     Спрос представляет собой только те потребности, которые человек считает нужным удовлетворить, исходя из своих платежеспособных возможностей.

     Платежеспособность  является важнейшей чертой и особым свойством спроса. Но это свойство не исчерпывает сущности спроса Другим не менее важным свойством спроса выступает его способность отражать потребности в натуральной форме, то есть спрос – это не только сумма денег, которую потребитель готов заплатить за удовлетворение своей потребности, но и совокупность вполне определенных требований к потребительным стоимостям услуг.

     Спрос как экономическое  явление может  принимать следующие  виды:

     1. по объему и степени управления  выделяют:

     - макроспрос – это спрос в  размере укрупненных видов бытовых услуг, например на пошив одежды, на бытовые услуги в целом;

     - микроспрос – спрос на отдельные  товары, услуги, например спрос на  пошив женского летнего платья из натурального шелка, причем микроспрос может быть альтернативным, то есть допускающим замену одной услуги другой, или твердо сформулированным – не допускающим такой замены;

     2. по степени удовлетворения:

     - действительный спрос – спрос,  реально предъявленный;

     - реализованный спрос – часть  действительного спроса, которая  реализуется на рынке в приобретенных товарах и услугах, например, объем в натуральном и стоимостном выражении;

     - неудовлетворительный спрос –  часть действительного спроса, не  реализованная в ввиду отсутствия нужных товаров или услуг, или несоответствия их ассортимента и качества требованиям потребителя. Неудовлетворительный спрос проявляется в явном или скрытом виде, может быть текущим или накопительным;

     - потенциальный спрос – спрос  на товары и слуги, еще не  появившиеся на рынке;

     - формирующийся спрос – это  спрос на новые виды товаров, услуг, недавно появившиеся на рынке и еще не прочно вошедшие в сферу потребления;

     3. по времени предъявления:

     - прошлый спрос – спрос за  некоторый предшествующий промежуток  времени;

     - бедующий спрос – спрос на  прогнозируемый период;

     4. по содержанию:

     - отрицательный спрос – ситуация, при которой товар или услуга не пользуется спросом;

     - отсутствующий спрос – ситуация, при которой потребитель не заинтересован в услуге (товаре) или выражает свое безразличие;

     - падающий спрос – тенденция снижения спроса на данный товар или услугу;

     - нерегулярный спрос – колебания  спроса;

     - полноценный спрос – состояние,  при котором у предприятия  уровни спроса и предложения  на данный товар (услугу) совпадет;

     - чрезмерный спрос – ситуация, при которой уровень спроса превышает уровень предложения;

     - нерациональный или вредный спрос  -  спрос на товары, вредные  для здоровья.

     Изучая  спрос необходимо знать все формы  и виды его проявления, или разновидности  спроса. Разграничение конкретных видов  требуется в связи с отсутствием необходимого банка данных о спросе, а имеющаяся информация далеко не всегда характеризует спрос в полном объеме. В результате этого возможны просчеты  оценке уровня спроса как уже сложившегося, так и прогнозируемого.

     Основной  задачей изучения спроса является выявление, во-первых, тенденций и закономерностей развития общего объема спроса, в том числе и на отдельные виды товара (услуг), во-вторых, выявление структуры и сезонные колебания спроса, степень удовлетворенности спроса, в-третьих, определение качества обслуживания населения, в-четвертых, определение производственных программ, оптимальных режимов работы, мощностей предприятия и др.

Информация о работе Изучение спроса на предприятии как форма выявления потребностей потребителей услуг